Файл: Практических заданий по дисциплине профессиональная этика психолога.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У лиц с ОВЗ и инвалидностью довольно часто встречаются установки, которые могут осложнять построение конструктивных отношений в диаде «консультант — клиент»:
- негативные установки (установки обесценивания) в отношении психологической помощи и консультирования с преобладанием представлений о неспособности консультанта, не имеющего опыта инвалидности и ограничения здоровья, понять и разделить их психологические проблемы;
- нереалистичные, «магические» ожидания от процесса консультирования и психотерапии, приводящие к постановке клиентами нереалистичных и недостижимых целей; наделение консультанта признаком «всемогущества», способностью устранить все проблемы клиента, связанные с инвалидностью и ограничениями, вызванными состоянием здоровья.
Наиболее часто наблюдаются следующие характеристики клиентов с врожденными нарушениями развития: повышенная враждебность, недоверчивость и противодействие любому продвижению в процессе консультирования в направлении к автономии. Зарубежные исследователи констатируют, что в ситуации консультирования людей с врожденными нарушениями здоровья чаще встречаются регрессивное поведение, синдром «выученной беспомощности», чрезмерная зависимость, социальная изоляция, враждебность, вспышки агрессии, которые проявляются в ходе консультирования и психотерапии. Отмечается, что депрессивные реакции и агрессия могут быть направлены как на себя (аутоагрессия, неадекватно заниженная самооценка, самодеструктивные формы поведения), так и вовне (на родственников, консультанта, врача, социального работника и т.д.).
Выученная беспомощность — поведение, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.
Среди различных направлений подготовки психологов есть и профессия «специальный психолог». Именно специальный психолог в процессе профессионального развития осваивает технологии работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и развития.
Специальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими недостатками (аномальным развитием). В центре внимания специальной психологии — дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.
Специальные психологи в основном ориентированы на психокоррекционное воздействие, направленное на возможное сглаживание или компенсацию имеющегося нарушения развития, при этом у них нет достаточной подготовки в оказании консультативной психологической помощи, психотерапии в решении семейных, межличностных, экзистенциальных проблем и кризисов в жизни клиентов.
В то же время, психологи-консультанты и психотерапевты, имеющие возможность оказать помощь в решении подобных вопросов, имеют мало информации об особых потребностях людей с ОВЗ, часто недостаточно готовы к взаимодействию с этой категорией клиентов, стигматизируют их. Эта проблема отмечается не только в России, но и за рубежом[3].
Еще одной проблемой в психологическом консультировании и психотерапии людей с ОВЗ и инвалидностью является проблема доступности этой помощи, которая часто бывает ограничена:
- низким уровнем доступности окружающей среды (отсутствие возможности добраться до консультанта, архитектурная доступность самого помещения);
- отсутствием специального оборудования и оснащения кабинетов, где проходит консультация и др.;
- финансовыми затруднениями потенциальных потребителей психологических услуг с ОВЗ (невозможность оплатить специалиста, в котором человек нуждается; платный характер психотерапевтических услуг; сложности в перемещении до кабинета психолога: заказ такси, приглашение консультанта к себе домой и т.д.).
Для соблюдения этических принципов консультирования людей с ОВЗ и инвалидностью, сохранения границ своей профессиональной компетентности, психологу-консультанту необходимы следующие знания и навыки:
1. Знание психологических последствий приобретения человеком инвалидности (вследствие врожденной аномалии развития, тяжелого заболевания, травмы и т.д.), а также особенностей влияния определенных нарушений здоровья и развития на психологическое состояние человека;
-
знание побочных эффектов различных фармокологических препаратов (если клиент с ОВЗ принимает их), которые могут сказаться на поведении клиента, его состоянии в процессе консультирования; -
умение работать в междисциплинарной команде совместно с другими специалистами, помощь которых необходима клиенту с ОВЗ (специальными психологами, врачами, социальными работниками, реабилиго- логами, психиатрами); -
Понимание необходимости перенаправления клиента к смежным специалистам (врачам общемедицинской практики, психиатрам, социальным работникам и т.д.), если его запрос на помощь выходит за границы компетентности специалиста.
СИТУАЦИЯ 4.
Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене как бы по-дружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет». Опишите свои действия и обоснуйте ответ с точки зрения профессиональной этики психолога.
Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Поэтому в данной ситуации психолог не должен на это соглашаться, иначе он нарушит этические правила.