Файл: Медуница Т. Н. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медуница Т.Н.
Муниципальное автономное
общеобразовательное
учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Белоярский»
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеурочную проектную деятельность
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.
Жизнь человеческая отклонилась от своего идеала. Всё чаще встречаются люди, которые, любя правду, лгут, а любя добро, поступают совсем не по-доброму. У детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Многих ребят отличает эмоциональная и духовная незрелость. Не случайно проблема духовно-нравственного развития и воспитания нашла своё отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? «…Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества», - сказал когда-то С.Михалков. И это действительно так.
Очень важно, каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он способен на чувства сострадания, сопереживания, сумеет ли отличить «черное от белого»? В современных пособиях масса информации о том, как воспитать лидера, как вырастить гения, сделать ребенка успешным и всесторонне развитым. А вот о воспитании любви и милосердия почему-то мало кто пишет. Милосердию научить сложно. Поэтому говорить детям о милосердии и любви, прививать желание творить добро нужно с младшего школьного возраста. Конечно, не словами, а наглядным примером и поступками. Нужно, чтобы дети были включены в деятельность, обязательно всё видели своими глазами, принимали участие в этом. Очень важно не только научить различать хорошее и плохое, но и вызвать желание совершать правильные и добрые поступки.
В своей практике я уделяю огромное внимание воспитанию духовно-нравственных качеств личности обучающихся через различные формы внеурочной деятельности: игры, практикумы, разрешение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение художественных произведений, праздники, фестивали, акции, социальное проектирование.
Проектная деятельность является благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность.
На протяжении многих лет мы с учащимися моего класса принимаем активное участие в различных мероприятиях, проектах, акциях, уроках добра и милосердия: «Спешите делать добро», «Будьте милосердны!», «Зажги искорку добра!», «Поделись своей добротой!», «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».
Проект по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся «Старшее поколение достойно уважения», реализованный в прошлом учебном году, способствовал включению школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей, проживающих в КЦСОН «Милосердие», формированию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
Основная идея проекта заключалась в том, чтобы в общении с людьми пожилого возраста возродить и развить некогда нарушенные межпоколенные связи и повысить представление школьников о собственной значимости через заботу о других людях. Работа с детьми была построена таким образом, что каждая встреча с пожилыми людьми становилась увлекательной, позволяющей получить положительные эмоции и новый опыт общения. Теплое отношение со стороны пожилых людей помогли стать ребенку самим собой, принять и полюбить себя. Работа была направлена на саморазвитие личности обучающихся, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, развитие представления о собственной значимости, проявление заботы и уважения к людям старшего поколения. Благодаря проекту «Старшее поколение достойно уважения» мы внесли праздник в однообразные будни пожилых людей, подарили им внимание и любовь, уважение и понимание.
Принято считать, что Новый год – семейный праздник, но, к сожалению, не каждый может встретить его дома в окружении родных и близких. Нет такой возможности и у людей, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Им не хватает внимания и заботы. «Подари нежность, тепло и заботу тем, кто в ней нуждается больше всего!» - эти слова стали девизом для нас, и мы приняли участие в благотворительной акции по сбору подарков для одиноких пенсионеров «Сотвори своё чудо!».
12 декабря 2018 года ученики нашего класса собрали 7 посылок. Мы принесли бабушкам и дедушкам сладости, чай, кофе, наборы для рукоделия, лото, шашки, сканворды, крема, мыло, шампуни, теплые носочки и варежки, чтобы сделать приятное пожилым людям, дать им почувствовать, что они не одиноки. Мы изготовили своими руками праздничные новогодние открытки и подписали их, внесли атмосферу праздника и радости в однообразные будни одиноких пожилых людей. В этом году в преддверии Нового года мы снова собрали подарки для одиноких пенсионеров. К акции присоединились ребята из других классов нашей школы.
В день 90-летнего юбилея Вагатова Ивана Ефимовича ребята посвятили юбиляру стихи, песни, танец и вручили поделки – сердечки с пожеланиями, сделанные своими руками, а родители испекли пирог с северной рыбой, собрали подарочный продуктовый набор и преподнесли Ивану Ефимовичу. Иван Ефимович поблагодарил их за поздравления и сказал: «Возраст – жизни не помеха».
Мы подготовили праздничную программу «Мы помним», посвящённую Дню защитника Отечества и 21 февраля 2019 года представили её для бабушек и дедушек в КЦСОН «Милосердие».
В начале марта 2019 года мы выступили с инициативой по проведению благотворительной акции «Добрая подушка». Каждому классному коллективу было предложено связать разноцветные лоскутки размером 20х20 см для изготовления подушек. Инициативу поддержали ученики, их родители и педагоги всех начальных классов, и в середине марта учащимися было связано 192 лоскутка. Мы изготовили 24 подушки, конечно, не без помощи родителей.
А 16 апреля 2019 года мы отправились в дом, где живут пожилые люди, и торжественно вручили им тёплые подушки, сделанные своими руками. Бабушки и дедушки были приятно удивлены и тронуты таким вниманием. Кто-то плакал, кто-то счастливо улыбался, но в ответ мы получали слова благодарности и улыбки.
Ко Дню Победы ребята изготовили к поздравлению дедушек и бабушек корзиночки и показали спектакль «Вовка в тридевятом царстве», В спектакле участвовали представители всех начальных классов. Эта сказка порадовала наших дорогих стариков.
Ежегодно мы оказываем помощь труженикам тыла и вдовам погибших воинов в Великой Отечественной войне. Этот год не стал исключением. Ребята с волнением спешили на встречу со славными труженицами тыла, приближавшими Великую Победу, которые проживают сегодня в нашем районе. В гости мы пришли не с пустыми руками. Для пожилых людей мы принесли, кроме сладких подарков, веточки цветущей сакуры, сделанные своими руками. По старинному японскому обычаю «Ханай», человек, любующийся цветущей сакурой, проживет больше 100 лет. Мы пожелали бабушкам здоровья и долголетия. А они, в свою очередь, пожелали нам мирного неба, чтобы мы никогда не узнали всех ужасов войны, голода и холода, ну и, конечно, чтобы хорошо учились, ведь им учиться помешала война. Встреча получилась очень душевной: все пели песни, а потом с
интересом слушали рассказы бабушек о детстве, юности. Бабушки всегда рады гостям и встречают нас с улыбками, благодарят за помощь и внимание.
Когда-то христианский святой, философ Иоанн Дамаскин сказал: «Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость». И для нас самым дорогим подарком является то, что, видя нас, бабушки и дедушки искренне радуются.
В результате работы над проектом, ребята поняли, как важно быть чуткими и внимательными к старшему поколению.
Нам удалось подарить радость, проявить теплоту и заботу о тех, кто особенно нуждается в этом, ведь от этого мы становимся добрее. А добро спасёт мир!
Мы твёрдо решили, что будем продолжать эту работу и дальше – дарить частичку теплоты, радости людям.
Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки, способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить личность, которой не чужды такие качества, как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по отношению к старикам.
Забота о пожилых людях должна стать долгом каждого из нас, забывать о котором нельзя. Ведь это люди, чьим трудом строилось и развивалось наше государство, чьим мужеством завоевывалась его независимость. Люди старшего поколения – это золотой фонд семьи, нашего города, края, страны, хранители традиций, подающие пример патриотизма, преданности делу, великого терпения и оптимизма. За плечами старшего, умудренного жизнью поколения много больших славных дел. И мы должны помнить всегда, как много сил отдали наши бабушки и дедушки, матери и отцы за то, чтобы нам сегодня хорошо жилось.