Файл: Техника чтения в 59 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- уменьшить число остановок глаз;

- увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения.
Использование таблицы Шульте

Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.

Правила тренировки на таблицах Шульте:

- Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

- Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

- При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см.

- Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

- Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.


Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы);

2) предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение » про себя», образцовое чтение учителя.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Виды работы над текстом на уроке чтения:

1.  Чтение всего текста (по заданию учителя).

2.  Чтение, деление на части. Составление плана.

3.  Чтение по готовому плану.

4.  Чтение, после чтения пересказывание.

6.  Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7.  Чтение цепочкой по предложению.

8.  Чтение цепочкой по абзацу.

9.  Чтение вполголоса.

10.  Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.  Чтение, ответы на вопросы.

12.  Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13.  Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14.  Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)



15.  Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).

16.  Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17.  Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18.  Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19.  Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20.  Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21.  Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22.  Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

23.  Беседа с сопровождением выборочного текста.

24.  Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

25.  Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

26.  Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

27.  Установление путем чтения причинно-следственных связей.

28.  Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

29.  Чтение по ролям.

30.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31.  Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32.  «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

33.  Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

34.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

35.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

36.  Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

37.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38.  Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39.  Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40.  Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41.  Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.


42.  Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

43.  Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

44.  Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме – чн.- , — жи — и т. д.

45.  Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

46.  Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47.  Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).

49.  Чтение, пометка непонятных слов.

50.  Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

51.  Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

52.  Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

53.  Чтение слов, к которым даны сноски.

54.  Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

55.  Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.

56.  Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

РЕКОМЕНДАЦИИ

для улучшения техники чтения обучающихся
Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».



Существует много упражнений, помогающих повысить технику чтения: 
1. Многократное прочтение. Учитель читает текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он не успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Во второй раз удаётся прочитать больше.

2. Молния. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».

3. Буксир. Учитель читает текст вслух, а ребёнок про себя, стараясь поспеть за чтением учителя. Учитель останавливается на каком-либо слове и просит показать ребёнка в тексте место остановки. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е. если темп чтения ребёнка 20-25 слов, то темп учителя должен быть не выше 40-45 слов в минуту.


4. Чтение с «окошечком». Берётся лист плотной бумаги 10см на 5см. С правого края прямоугольника вырезается небольшое «окошечко» — по высоте, равное ширине строки, а по длине, соответствующее размеру слога, примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное слово будет закрыто. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

5. Несуразицы. Важно, чтобы ребёнок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чём ошибка:Дети не промокли под дождём, так как спрятались под телеграфным столбом.

6. Артикуляция гласных и согласных, сочетаний гласных и согласных.
-АОУЫИЭ-ЗСЖШ-БА-БЯ-БО-БЁ-БУ-БЮ.


7. Чтение чистоговорок. ЖА-ЖА-ЖА — есть иголки у ежа.

8. Чтение скороговорок. Шёл Егор через двор С топором чинить забор.

9. Что вокруг? Повесить перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2см в диаметре. Он будет помогать фиксировать взгляд перед собой. Ребёнок, глядя на этот круг, должен назвать предметы, которые он видит справа и слева от себя.

10. Догони и поймай букву. Отметить на странице две буквы, одну зачеркнуть, другую обвести в кружочек. Просим ребёнка вычёркивать или обводить в кружок эти две буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания даётся 5 минут. Можно использовать газетную или журнальную статью с крупным шрифтом.

11. Перепиши строчки. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСАГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

12. Найди спрятанные слова и подчеркни.

Бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина

13. Представь себе. Просим ребёнка закрыть глаза и после каждого сказанного учителем предложения представить картинку.

14. Сочини рассказ. Придумать историю, которая бы свела их вместе: медведь солнце колокольчик кот воздух ваза пчела вода телега

15. Лишнее слово. Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии нужно создать доброжелательную и непринуждённую обстановку.