Файл: Техника чтения в 59 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 класс


 

Январь в тот год был особенно лютый. Идёшь по дороге, а снег под ногами жжик-жжик — похрустывает. Мороз хватает за нос, щёки, руки прямо коченеют.

Бегу по аллейке и вдруг слышу воробьиное чириканье. Воробьёв не вижу, а голоса рядом. Подхожу к старой берёзе. Вершину берёзы облепила стая. Вглядываюсь вверх, слышу сонное чириканье. «Чего они оседлали эту берёзу? — думаю. — На берёзе не очень спасёшься от такой стужи».

Я давно знаю, что воробьи — выносливые птицы, но на ночь они всегда прячутся в сараях, под крыши, на чердаках. А тут совсем голая берёза. Постоял, постоял и ушёл, так ничего не поняв. А на следующее утро та же картина. И на третье утро я слышу воробьиное чириканье — воробьи упорно собираются на ночь на одной и той же берёзе.

«Достаётся бедным пичугам, — думаю. — Но почему они именно эту берёзу выбрали? Сколько разных деревьев вокруг. Тут что-то не так». Я задираю голову вверх, слушаю сонные голоса и не могу найти объяснения странной привязанности воробьёв к старой берёзе.

Обошёл берёзу вокруг. Но она оказалась обычной, каких много растёт вокруг. Но когда подумал и осмотрелся, я понял, почему воробьиная стая ночует на этом дереве.

Между двумя цеховыми корпусами сооружён фонтан. Он работает круглый год. Сюда поступает из цехов горячая вода, а назад уходит охлаждённая. Вокруг фонтана посажены ивы, берёзы. Посмотришь на фонтан днём — огромный столб тумана стоит над ним. Деревья вокруг блестят от мельчайших льдинок, будто хрустальные. Красиво! А старая берёза — чуть в стороне, но и на неё от горячей воды тепло идёт. Вот воробьи и облюбовали её для своего ночлега. И тепло, и красиво.

Так всю зиму спасались здесь воробышки от морозов. Я же был доволен, что разгадал воробьиную хитрость.

 

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Объясните значение выражения «воробьиная хитрость».

2) Выберите наиболее подходящий заголовок: «Старая берёза», «Воробьи», «Воробьиное зимовье», «Фонтан».

3) Ответьте на вопросы:

- Чему удивился рассказчик
, заметив воробьёв на старой берёзе?

- Где обычно зимой прячутся воробьи?

- Как выглядит фонтан зимой?

-Почему воробьи облюбовали старую берёзу?

 

6 класс


 

Прилетело облако на большую чёрную гору. Лёгкое. Воздушное. Опустилось на её зелёные луга. Распласталось в центре её склона. Вытянуло шею, выгнуло спину и само стало на горную вершину похоже. Лежит облако на горе. Отдыхает. Хорошо ему. Тепло и уютно. Кругом такая благодать!

Луга покрыты пёстрым ковром разноцветных душистых трав и цветов, от ароматов которых кружится голова. Приветливо кивают головками белоснежные ромашки, голубые колокольчики, ярко-красные маки, жёлтые левкои, розовые гвоздики, фиалки...

Летают бабочки, стрекозы, осы, шмели, жужжат, собирая мёд, пчёлы. То тут, то там бегут, журчат серебристые, хрустальные ручейки. Так бы и лежало облако на горе, замерев, вдыхая весь этот чудный аромат, наслаждаясь всей этой дивной красотой.

Но вот подул сильный холодный ветер.

— Прочь отсюда! Улетай! Фью! — завывает.

А облако лежит себе, не шелохнётся, в солнечных лучах купается. Не хочется ему никуда с горы улетать. Так приятно и радостно ему здесь!

Ещё сильнее стал дуть ветер. Совсем рассердился на облако. Гонит и гонит его с горы:

— Ишь разнежилось! Другие работают, летают, а ты здесь прохлаждаешься. Прочь отсюда! Улетай!

Задрожало облако. Осторожно, чтоб не рассыпаться и не растаять, собрало в гармошку свои бока и медленно-медленно поплыло вдоль склона, сползая с горы. Ему так не хотелось покидать эту старую, добрую, уютную гору. «Ещё чуть-чуть полежу», — думало облако.

А гора, старая мудрая гора, не отпускает облако, говорит ему:

— Не спеши, милое! Не торопись! Полежи ещё немножко! Отдохни, сил наберись.

Посмотрело облако печально на гору. Никак ему не хотелось с такой красотой расставаться. Благодарно улыбнулось облако горе. Легонько оттолкнулось и медленно-медленно поплыло вдаль, боясь рассыпать все дары, что старая гора ему так щедро подарила. Всё выше и выше поднималось облако, подгоняемое ветром. Ещё мгновение — и оно совсем исчезло, оставляя за собой невесомый ажурный след.
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дайте характеристику облаку, ветру и горе (на выбор ученика).

2) Выберите наиболее подходящий заголовок: «Облако», «Сердитый ветер», «Ветер и облако», «Гора и облако».



3) Ответьте на вопросы:

- Почему облако опустилось на гору?

- Зачем ветер прогоняет облако?

- Почему облако не хотело улетать?


6 класс


 

Перед отъездом в город мама устроила генеральную уборку. Вытащила с дачного чердака старый хлам, разложила его по всему двору и ушла готовить обед. Я уселся на пенёк отдохнуть. Всё лето буквально присесть было некогда: то походы, то рыбалка... Теперь ещё и генеральная уборка на нашу голову. По-моему, эти вещи могли бы и дальше лежать на чердаке, никому не мешая. А вот картину можно повесить и в доме.

На картине был изображён цветок — тигровая лилия, на цветке сидит бабочка, вокруг — густая трава. Картина выполнена старательно: видна каждая травинка. Зачем мама поставила такой натюрморт рядом с кучей мусора? Может, его нарисовал какой-нибудь знаменитый художник и мы владеем целым состоянием?

Я пристально разглядывал картину и вдруг заметил, как из рамы вылетает нарисованная бабочка. Ещё и цветок теперь раскачивался! Да и трава на полотне, если приглядеться, слегка волновалась ветром. «Как же я мог так ошибиться? — думал я, поднимая лёгкий багет. — Ведь и трава внутри такая же, как снаружи, и цветок этот я сто раз видел. Вот что может сделать простая рамка!»

Я посмотрел сквозь рамку на папу. Папа как папа, ничего интересного. Но стоило навести на него рамку — он сразу сделался представительным мужчиной.

Взглянул через рамку на кошку — красота! Волосок к волоску, ушки точёные, лапки изящные, словно игрушечные. Будто их вывел пером японский художник.

Так и пошло. На что ни погляжу сквозь деревянный прямоугольник — всё становится будто картина. Вот мама режет на кухне капусту — живопись Рембрандта! Сестра размешивает салат — Ван Гог! Облако плывёт над домом такое, что и не снилось Шишкину с Левитаном.

Скоро мне надоело одному наслаждаться эффектом. Позвал во двор сестру. И она тоже принялась всё подряд превращать в картины. Соседа за забором. Птицу-камышовку на ветке. Дерево-сосну.

— Смотри, — говорю я сестре, — вот ещё картина. «Заброшенный сад».

— Откуда ты знаешь, что это картина? — с явным недоверием сказала сестра. — Рамка-то у меня!

Вот тогда у меня в голове что-то раз — и щёлкнуло. Всё как-то сразу посветлело. Оказывается, можно и без рамы. Кругом и так, само по себе всё — картина.

До этой минуты всё у меня в жизни было как-то порознь, само по себе, без всякого порядка и смысла. А теперь сразу и порядок, и смысл, и новый интерес появился. Как будто рассыпанные камешки сложились в яркую мозаику.


 

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дайте характеристику мальчику.

2) Выберите наиболее подходящий заголовок: «Смешной случай», «Новый интерес», «Яркая мозаика», «Картина».

3) Ответьте на вопросы:

- Как отдыхал мальчик летом?

- Зачем мама вытащила с дачного чердака старый хлам?

- Чем привлекла внимание мальчика картина?

- Каким эффектом наслаждался мальчик?

- Как изменился его взгляд на мир?


7 класс

Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне у девочек. Рыбки были золотые и очень красивые - розовые прозрачные плавники с голубыми прожилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме младшей, Люсеньки, были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам меняли воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. Н никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать. Для этого были воспитатели.

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить; они только подплывали к стеклу, шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. Перед глазами стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

-Ага, попалась, рыбка!- крикнула громко одна из девочек.

А маленькая Люсенька ещё сильнее прижала рыбку к себе. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. Они впервые увидели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато- прозрачная, с голубыми жилами. Смотреть на неё было страшно.

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила кусочек хлеба, та недовольно проворчала: