Файл: Порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНСТИТУТ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ИНЖЕНЕРНОГО БИЗНЕСА Кафедра управления Контрольная работа по дисциплине «Основы таможенного дела» на тему «Порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов» Выполнила студентка 1-го курса Очного отделения, группы ТО-21 Карасева Милена Алексеевна Дата выполнения 17.11.2021 Проверил: к.э.н., доцент Глекова В.В. Королев 2021 |
Содержание
Введение 3
1 Процесс обжалования со стороны заявителя 5
1.1 Обжалование решений, действий (бездействия) 5
1.2 Сроки подачи, форма и содержание жалобы 9
1.3 Последствия подачи жалобы 10
2 Решение по жалобе таможенного органа 13
2.1 Таможенный орган, рассматривающий жалобу 13
2.2 Решение таможенного органа по жалобе 14
3. Электронная форма подачи жалобы 16
4. Практика обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц 18
Заключение 20
Список использованных источников 21
Приложения
Введение
На территории нашей страны, являющейся правовым государством, господствует такая форма организации политической власти, при которой государство подчинено воле народа, а также ограничено в своих действиях законом. Законодательная база формирует свод правил, ограничений и запретов, благодаря которым регулируются отношения между всеми людьми в обществе по вопросам в различных сферах его жизни. На сегодняшний день, в соответствии с Конституцией, в Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [1]. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45 Конституции РФ). Это значит, что государство гарантирует исполнение защиты прав и свобод человека в судебных органах вне зависимости от его властного и финансового положения. Помимо этого, в случае причинения гражданину вреда государственными органами власти, он, в соответствии со ст.53 Конституции РФ, вправе требовать от государства возмещения вреда.
В сфере таможенного дела участники внешнеэкономической деятельности также наделяются особыми правами и обязанностями. Деятельность участников ВЭД подлежит контролю со стороны таможенных органов РФ. В соответствии с главой 45 Федерального закона №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 289-ФЗ) таможенными органами являются: федеральная таможенная служба (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела [6]) региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Из 26 главы настоящего Федерального закона следует, что таможенные органы в пределах своей компетенции обладают определёнными правами и обязанностями и их законные требования при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения всеми лицами. Однако бывают случаи, когда действия таможенных органов выходят за рамки законности, и это ведёт к тому, что заинтересованное лицо несёт убытки. Именно поэтому в соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, в порядке определенном Федеральным законом №289-ФЗ. Из ст. 285 настоящего Федерального закона следует, что подобные действия со стороны таможенных органов и их должностных лиц подлежат обжалованию, если любое лицо посчитает, что его права, свободы и законные интересы были нарушены [5] . В таком случае, государство должно справедливо отреагировать на ущемление прав и свобод граждан.
Целью данной контрольной работы является разностороннее рассмотрение порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Важно разобраться не только с тем, как подаётся жалоба, но и выяснить особенности её подачи в 2021 году – проанализировать, какими же правами и обязанностями наделяются все участники правоотношений, возникших в ходе обжалования, определить структуру и сроки подачи жалобы, взять в расчёт разные варианты развития событий при рассмотрении жалобы. Немаловажным пунктом является рассмотрение статистических данных, отражающих ситуацию в сфере таможенного регулирования в РФ.
1 Процесс обжалования со стороны заявителя
1.1 Обжалование решений, действия (бездействия)
Для более глубокого погружения в тему следует, в первую очередь, разобраться с терминологией исследуемого вопроса.
Решением таможенного органа можно считать правовой акт таможенного органа, либо его должностного лица, содержащий в себе запрет, дозволение или предписание частного или общего характера. К подобным актам относят приказ, распоряжение, требование и тому подобное. Например, приказ ФТС России от 17.01.2019 N 47 «Об утверждении Порядка учреждения и функционирования складов временного хранения, в том числе складов временного хранения таможенных органов»
Под действием понимают наступление юридических последствий в связи с осуществлением какой-либо деятельности таможенным органом и его должностным лицом. Примером таких действий могут выступать различные формы таможенного контроля, под который попадают все лица, пересекающие государственную границу.
Бездействие же – это несовершённые таможенным органом и его должностным лицом каких-либо действий, установленных таможенным законодательством, либо законодательством РФ о таможенном деле. Таковым может являться бездействие должностного лица в отношении соблюдения условий хранения товара, отказ от рассмотрения заявления лица и так далее [11].
Институт обжалования является важной гарантией защиты прав и законных интересов лиц, вступающих в правоотношения с таможенными органами. Его сущность заключается в возможности граждан и организаций самостоятельно отстаивать нарушенные права, свободы и законные интересы посредством подачи жалоб в компетентные органы. Институт обжалования в деятельности таможенных органов основан на конституционных положениях. Так, в силу ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право направить индивидуальное или коллективное обращение либо обратиться лично в государственный орган или орган местного самоуправления. Это позволяет выявить недостатки в государственном управлении, служит способом укрепления связи государственного аппарата с населением, а также является необходимым средством защиты прав граждан. В данном ключе некоторые исследователи рассматривают обращение в органы государственной власти (в том числе и право на подачу жалоб) как неотъемлемую часть прямой демократии [8, с. 54].
Отсылаясь к первым трём статьям главы 51 Федерального закона №289-ФЗ, можно утверждать, что любое лицо («лицо» - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом [2]) может обратиться в таможенные органы и (или) в суд за разрешением проблемы. Причём, следуя из основ конституционного строя, ни одно лицо не имеет каких-либо привилегий перед другим. В соответствии с п.2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [1].
Для разрешения таможенно-правового спора решающим фактором является установление неправомерности действий таможенных органов, а также причинно-следственной связи. Выявить эти факторы можно только при помощи института обжалования в порядке ведомственного контроля или в ходе судебного разбирательства [7, с. 43]. Получается, есть два пути разрешения процесса обжалования – ведомственный и судебный. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий [4].
Обращение в суд рассматривается, как крайняя мера обжалования решений. Куда проще и выигрышней для обеих сторон, заявителя и таможенного органа, решить проблему на ведомственном уровне. Заявитель, в таком случае, в кратчайшие сроки сможет восстановить свои нарушенные права и понесённые убытки. А таможенный орган сможет выявить и исправить свои недочёты. При таком раскладе, таможенный орган не понесёт расходы средств, связанных с судебным обжалованием. Однако, в ходе исследования статистических данных Федеральной таможенной службы, участники ВЭД считают обращение в судебные органы власти более эффективным и действенным методом для восстановления утерянной справедливости. На представленной ниже гистограмме (Рисунок 1)
отражается факт преимущественного разбирательства в суде:
Рисунок 1 – Данные ФТС о количестве ведомственных и судебных разбирательствах
Обжалование решений в судебном порядке регламентируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. А порядок действий при рассмотрении жалоб должностными лицами таможенных органов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Заявителями, подающими жалобу, могут выступать: физические лица, юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами. Первые обжалуют решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностное лицо лично, либо через уполномоченного представителя. А юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами – через свои органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативно правовыми актами, учредительными документами. Либо через своих представителей [5].
В соответствии со ст. 289 Федерального закона №289-ФЗ жалоба направляется через таможенный орган, чьё действие или бездействие обжалуется, в вышестоящий таможенный орган. Также статьёй предполагается, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подаётся в таможню. Иерархия таможенных органов представляет собой следующее: для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, вышестоящим таможенным органом является непосредственно региональное таможенное управление. Над региональным таможенным управлением стоит ФТС. Есть также таможни, непосредственно подчиненные ФТС, а значит, жалоба из такой таможни будет направляться именно в ФТС.
1.2 Сроки подачи, форма и содержание жалобы
Статья 289 Федерального закона №289-ФЗ гласит - жалоба может быть подана в течение трёх месяцев:
- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствии к их реализации либо незаконном вложении на него какой-либо обязанности
- со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.