Файл: Порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стоит заметить, что при подаче лицом жалобы в суд, срок подачи так же составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав [3].

Причём, исходя из ст.289 ФЗ №289-ФЗ, в случае, если лицо пропустило срок для обжалования действия (бездействия), срок может быть восстановлен по официальной просьбе лица о совершении процессуальных действий, если таможенной орган посчитает причину такого пропуска уважительной. Подобное ходатайство подаётся в письменной форме в виде самостоятельного документа совместно с жалобой, либо прописывается в самом тексте жалобы. Помимо этого, лицо должно предоставить документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы заявителя таможенным органом.

Жалоба может быть подана в письменном виде. В таком случае, она должна быть подписана заявителем или его представителем и направлена в таможенный орган. В жалобе должно содержаться наименование того таможенного органа, чьё решение, действие (бездействие) обжалуются. В случае, если жалоба подаётся физическим лицом, то указываются его фамилия, имя, отчество (при его наличии) и место жительства физического лица. Если жалоба подаётся юридическим лицом, то указывается наименование этого юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и его местонахождение. В жалобе должно быть отражено существо обжалуемого решения, действия (бездействия), а также отражены основания, по которым лицо считает, что его права были нарушены таможенным органом. Жалоба должна быть подкреплена определенными документами. Если жалоба подаётся представителем заявителя, то к жалобе необходимо прикрепить оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии документа, подтверждающие право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Если же жалоба подаётся непосредственно заявителем, то он вправе дополнить жалобу прикреплёнными документами, подтверждающие обстоятельства и доводы, изложенные в жалобе. Бывают случаи, когда рассматривающему жалобу таможенному органу не достаёт документов и сведений, имеющих существенное значение для рассмотрения жалобы. В таком случае, таможенный орган запрашивает эти документы у заявителя. На время, пока заявитель не прикрепит недостающие документы, срок рассмотрения жалобы приостанавливается до момента, пока заявитель не прикрепит нужные документы. Если эти документы так и не будут предоставлены, то решение по указанной жалобе будет приниматься без учёта доводов, которые не были подкреплены необходимыми документами и сведениями [5].

1. 3 Последствия подачи жалобы

Последствия подачи жалобы представлены в ст.292 Федерального закона №289-ФЗ.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия.

По письменному ходатайству заявителя таможенный орган, решение, действие (решения, направленного на взыскание таможенных платежей бездействие) которого обжалуются, принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого, подлежащих уплате в связи с его принятием. При этом заявителю необходимо представить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения [5].

К банковской гарантии есть определённые требования. Во-первых, на день её предоставления в таможенный орган она уже должна вступить в силу. Во-вторых, срок действия этой банковской гарантии должен истекать не ранее семи месяцев со дня подачи заявителем ходатайства о приостановления, обжалуемого решения. И, наконец, сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать уплату лицом таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

В течение семи рабочих дней после получения заявления о приостановлении обжалуемого решения таможенный орган должен принять одно из следующих решений: либо он приостанавливает исполнение обжалуемого решения таможенного органа, либо отказывает в таком приостановлении.

В течение трёх дней с принятия решения по рассмотрению ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа заявителю направляется копия такого решения. Данной решение считается действительным со дня принятия решения вышестоящего таможенного органа решения по жалобе или отзыва жалобы.

Если вышестоящий таможенный орган принимает решение о признании неправомерными решения, действия (бездействие), исполнение которого обеспечено денежным залогом или банковской гарантией, то таможенный орган принимает одно из следующих действий:



  1. уведомляет гаранта об отказе таможенного органа от своих прав по банковской гарантии

  2. осуществляет возврат денежного залога

Безусловно, заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия решения по существу таможенным органом. Однако стоит учесть, что отзыв жалобы будет препятствовать повторной подаче жалобы о том же предмете в таможенный орган. Подав отзыв жалобы, заявитель в течение трёх рабочих дней должен дождаться принятия соответствующего обращения от таможенного органа, рассматривающего жалобу.

2 Решение по жалобе таможенного органа

2.1 Таможенный орган, рассматривающий жалобу

В целях обеспечения объективности при рассмотрении жалобы по обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц жалоба не может быть рассмотрена таможенным органом, чьё решение, действие (бездействие) обжалуется. Не может жалобу рассматривать и нижестоящий орган. В соответствии со ст.295 Федерального закона №289-ФЗ рассмотрением жалоб занимается именно вышестоящий таможенный орган. Решение по жалобе принимает начальник данного таможенного органа, либо уполномоченное им должностное лицо (например, заместитель начальника таможни).

Рассматривающий жалобу таможенный орган имеет право объединять жалобы. То есть, возможно совместное рассмотрение нескольких жалоб на взаимосвязанные решения, действия (бездействие) таможенного органа. Также имеет место быть и выделение решения, действия (бездействия) таможенного органа из предмета обжалования для отдельного рассмотрения. Сроки рассмотрения жалобы будут зависеть о того, примет ли во внимание заявитель содержание статьи 288 настоящего Федерального закона.

При подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, чьё решение, действие (бездействие) обжалуются, жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца. К тому же, п. 2 ст. 297 предусмотрено продление срока рассмотрения жалобы на один месяц. Продлить срок может начальник этого таможенного органа или лицо, им уполномоченное. Стоит сразу отметить, что уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы направляется заявителю по почте заказным письмом не позднее трёх дней со дня принятия решения об этом продлении. Возвращаясь к срокам рассмотрения жалобы, замечаем следующее: если заявитель проигнорирует положения статьи 288 настоящего Федерального закона и подаст жалобу напрямую в вышестоящий орган, то срок рассмотрения жалобы увеличится до двух месяцев со дня её
поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. На практике это будет выглядеть так: если участник подаёт жалобу на решение Сибирского таможенного управления напрямую в ФТС, то срок рассмотрения жалобы составит, как минимум, два месяца. Учитывая, что таможенный орган может продлить общий срок принятия решения на один месяц, то срок ожидания может достичь трёх месяцев.
2.2 Решение таможенного органа по жалобе

Подробнее с внешним видом и содержанием документа о решении таможенного органа по жалобе, регламентированного ст. 298 Федерального закона 289-ФЗ, можно ознакомиться в Приложении А.

В результате рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений – признаёт правомерным, либо неправомерным обжалуемое решение, действие (бездействие) таможенного органа.

В первом случае таможенный орган отказывает в удовлетворении жалобы по существу полностью или частично. Для этого необходимо хотя бы одно из оснований, представленных в ст.293 настоящего Федерального закона. Причиной для отказа в рассмотрении жалобы выступает обращение лицом в таможенный орган с аналогичным предметом жалобы. Также, если предмет жалобы принят на рассмотрение в суд, лицу будет отказано в рассмотрении жалобы таможенным органом. Если заявитель пропустил срок подачи жалобы, установлены 289 статьёй настоящего Федерального закона, а ходатайство так и не было подано, либо отклонено таможенным органом, то жалоба также не рассматривается. Причиной для отклонения также выступает факт подачи жалобы лицом, права, свободы или законные интересы которого не были затронуты. При отсутствии предмета обжалования (факт нарушения таможенным органом прав лица не подтвердился), несоблюдении заявителем к форме и содержанию жалобы, не предоставлении документа, подтверждающего полномочия лица, подавшего жалобу, жалоба отклоняется.

В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган либо полностью или частично отменяет принятое таможенным органом решение, либо обязывает его принять новое решение в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо признаёт действие (бездействие) таможенного органа неправомерным и обязывает его принять меры по устранению допущенных правонарушений.

Решение по жалобе подписывается должностным лицом того таможенного органа, который принимал соответствующее решение по жалобе. На принятие действий по реализации решения об удовлетворении жалобы таможенному органу отводится не более пятнадцати рабочих дней после дня поступления жалобы в этот таможенный орган. В течение трёх рабочих дней заявителю должно быть направлено заказное письмо с копией решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Безусловно, заявитель может оспорить решение таможенного органа по жалобе. Для этого заявитель должен обратиться в вышестоящий таможенный орган и (или) в суд [5].


  1. Электронная форма подачи жалобы.

Важным пунктом главы 51 Федерального закона №289-ФЗ является нововведение об электронной форме подачи жалобы, которое вступит в силу с 1 января 2022 года. Тенденция информатизации нашего общества не оставила в стороне и сферу таможенного регулирования. Для многих лиц такой формат подачи жалобы представляется наиболее удобным, ведь большинство людей привыкло делать всё дистанционно в электронном формате. В ст.300 настоящего Федерального закона описываются действия, необходимые для подачи электронной жалобы. Во-первых, жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной электронной подписью. Физическому лицу предоставляется право выбора: свою жалобу он может подписать как усиленной квалифицированной, так и усиленной неквалифицированной электронной подписью. Жалобы в виде электронного документа, поданная юридическим лицом, должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью. Для наглядности ниже представлен внешний вид подобной подписи (Рисунок 2):







Рисунок 2 – Необходимая для подачи жалобы в электронном формате усиленная квалифицированная подпись

Документы, прилагаемые к жалобе такого формата, также должны быть оформлены в виде электронного документа с прилагаемой усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписью. Решение по электронной жалобе, по желанию заявителя, может быть направлено не в виде заказного письма, а в виде электронного документа. Порядок действия должностных лиц таможенного органа, рассматривающих жалобу в электронном формате, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.



  1. Практика обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Проведя анализ данных Федеральной таможенной службы, можно выделить определённые виды решений, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, которые чаще всего подлежат обжалованию:

- решение, действие таможенного органа об отказе в выпуске товаров (например, в связи с непредоставлением декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, несоблюдением мер технического регулирования и др.);