Файл: Лекция Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решение о необходимости активизации Плана восстановления системы принимает координатор лично, на основании результатов анализа, проведенного группой анализа повреждений, а также выводов и рекомендаций членов оперативного штаба.

С этой целью каждый член штаба дает ситуации оценку, в которой приводит свое видение проблемы (активировать или нет в складывающейся обстановке План восстановления) и кратко его аргументирует.

В докладах членов штаба и руководителя группы анализа повреждений должна быть отражена следующая информация:

  • возможная причина инцидента;

  • характер повреждений (затронутая физическая область и состояние физической инфраструктуры, состояние и функциональные возможности оборудования и инвентаря, включая перечень элементов, подлежащих восстановлению);

  • прогноз развития инцидента, потенциал для возможного углубления (расширения) его последствий, могущих привести к увеличению разрушений или повреждений в системе; 

  • примерное время на восстановление работоспособности системы;

  • предложения по активизации Плана восстановления.

На принятие решения накладываются некоторые серьезные ограничения. Так, решение координатором об активизации Плана восстановления должно быть принято в течение не более 30 минут с момента получения им информации об инциденте. Принятое решение не обсуждается.

План восстановления системы должен быть активизирован в обязательном порядке, если анализ повреждений говорит о том, что на восстановление ее работоспособности необходимо более 6 часов, при этом существует опасность физического разрушения инфраструктуры и аппаратно-программных средств системы или реальная угроза жизни и здоровью персонала.

Если нанесенный системе ущерб может быть устранен за время не более 6 часов, то координатор вправе не активировать План восстановления, а поручить устранение неисправностей соответствующим специалистам в рабочем порядке.

Координатор также может принять решение о привлечении аварийно-спасательных служб города для локализации и ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.

Как при положительном (активировать План), так и отрицательном (отбой) решении оно доводится до руководства и всех привлекаемых к реализации Плана восстановления структур.

Мероприятия по восстановлению работоспособности системы в резервном варианте размещения оборудования и персонала


Обеспечение готовности резервного помещения заключается в заблаговременном оснащении резервного центра необходимым количеством средств вычислительной техники, которые образуют автономную подсеть и имеют выход на резервный сервер, а также расходных материалов и канцтоваров.

К каждому средству вычислительной техники прилагается инструкция, в которой излагаются действия оператора данного средства при получении сигнала оповещения о чрезвычайной ситуации и команды на переход на резервный режим функционирования системы.

Для получения резервных копий программ и данных организуется процесс дублирования и актуализации баз данных, необходимых для работы клиентов системы.

Резервные копии программ хранятся как в центральном помещении организации, так и в резервном центре. Актуализация копий программ производится немедленно после их замены или модернизации в системе.

Лекция 26. План восстановления системы.

Возврат к нормальному функционированию системы

По завершении восстановительных мероприятий руководитель работ по анализу повреждений готовит отчет о готовности системы к возврату в первоначальное состояние и возможности деактивации Плана восстановления.

Решение о деактивации Плана восстановления принимается координатором на основании информации, полученной по результатам анализа ситуации. Принятое решение докладывается руководству организации.

После получения сигнала по деактивации Плана восстановления персонал аварийных групп выполняет мероприятия по приведению системы в исходное состояние.

Для этих целей, как правило, привлекается тот же персонал, что и для выполнения работ по активации Плана восстановления.

По результатам выполнения работ каждый сотрудник докладывает своему непосредственному начальнику, а тот – координатору.

После восстановления нормального функционирования системы по первоначальному варианту руководители структурных подразделений проводят подробный разбор и анализ действий подчиненных в ходе выполнения работ по Плану восстановления. Результаты разбора и анализа передаются координатору. На основании полученных материалов он составляет подробный отчет для руководства организации о произошедшем событии, принятых мерах и их эффективности, понесенных банком убыткам. При необходимости вырабатываются и докладываются предложения по совершенствованию инфраструктуры на случай повторения подобных ситуаций.



Изменившийся характер угроз заставляет обратить внимание на те сферы обеспечения устойчивого функционирования систем, которые еще несколько лет назад не были столь актуальными. Среди документов, регламентирующих работу системы в чрезвычайной ситуации, основное место занимает План восстановления функционирования. Сегодня наличие подобного документа стало обязательным для всех предприятий и организаций.

Сохранение работоспособности в аварийных условиях

В понедельник в два часа ночи вам звонят и сообщают о том, что в результате разрыва водопроводной трубы прямо над вашим офисом серверы и маршрутизаторы, а также большинство рабочих станций стоят в воде. Офис открывается в 8 часов утра.
Бен Смит
В понедельник в два часа ночи вам звонят и сообщают о том, что в результате разрыва водопроводной трубы прямо над вашим офисом серверы и маршрутизаторы, а также большинство рабочих станций стоят в воде. Офис открывается в 8 часов утра. Что делать?

В подобных ситуациях становится очевидным отличие ИТ-отделов, предусматривающих планирование действий в чрезвычайных ситуациях, от ИТ-отделов, в которых аварийные мероприятия не планируются. Для второй группы описанная выше ситуация - не просто авария, а настоящая катастрофа. Возможность полной потери данных при отсутствии программы послеаварийного восстановления ставит под угрозу деятельность организаций, особенно представителей малого и среднего бизнеса, часто не располагающих средствами для восстановления работоспособности после катастрофических событий. Во многих компаниях планирование чрезвычайных мероприятий фокусируется уже в первую очередь на ИТ. Программа сохранения непрерывности бизнес-операций и послеаварийного восстановления может стать одним из наиболее ценных вкладов отдела ИТ в успешную деятельность организации.

Шесть этапов планирования


В терминологии планирования действий в аварийных ситуациях фигурируют два общих понятия: планирование сохранения непрерывности бизнеса (Business Continuity Planning, BCP) и планирование послеаварийного восстановления (Disaster Recovery Planning, DRP). Эти понятия, часто используемые как равноценные, представляют различные концепции. ВСР традиционно предусматривает планирование мероприятий, обеспечивающих сохранение деловой активности организации в чрезвычайных ситуациях. Сфера ответственности DRP, по сути, представляет подмножество ВСР и касается восстановления информации и работоспособности систем в случае аварии. Например, выход из строя жесткого диска на сервере базы данных потенциально угрожает целостности бизнеса, но не является результатом катастрофических событий. Разрыв же водопроводной трубы с затоплением серверного помещения и погружением сервера базы данных в воду представляет угрозу целостности бизнеса, рассматриваемую в рамках плана послеаварийного восстановления (DRP).


Планирование мероприятий ВСР и DRP - дело непростое, и в крупных организациях этим часто занимаются специальные группы. Однако даже без детального анализа степеней риска и решения прочих сложных вопросов в рамках ВСР и DRP в крупных компаниях можно создать программу сохранения целостности бизнеса и послеаварийного восстановления, если двигаться по шести перечисленным ниже этапам.
Этап 1. Определение критически важных деловых операций

Первый шаг планирования в рамках ВСР и DRP - определение критически важных деловых операций, т.е. действий, которые должны выполняться в повседневном режиме для сохранения работоспособности организации. Например, центр приема заявок клиентов на выполнение технического обслуживания должен сохранять способность принимать и фиксировать заявки. Юридическая фирма должна иметь доступ к информации о клиентах, отправлять и принимать электронную почту, пользоваться интерактивными справочниками по праву, а также отвечать на телефонные звонки. На данном этапе планирования необходимо сотрудничать с главными ответственными лицами организации в определении видов деятельности, важных для сохранения ее работоспособности. В центре планирования мероприятий в рамках ВСР находится сохранение деловой активности организации за счет восстановления этих видов деятельности.
Этап 2. Составление схемы инфраструктуры информационных систем, обеспечивающих выполнение критически важных деловых операций

От определения критически важных деловых операций переходим к определению информационных систем, обеспечивающих их выполнение. В частности, в центре приема заявок клиентов на проведение технического обслуживания возможность просмотра зарегистрированных и фиксации новых заявок зависит от работоспособности серверов базы данных, где хранятся эти записи, и приложений, обеспечивающих доступ к этим серверам. Кроме того, должна также функционировать определенная часть центральной сетевой инфраструктуры, чтобы эти критически важные деловые операции могли выполняться. Перечисленные выше информационные системы необходимо поддерживать в работоспособном состоянии за счет оперативного послеаварийного восстановления.
Этап 3. Модели угроз в виде предсказуемых и вероятных событий