Файл: Лекция Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К примеру, специалисты NIST все мероприятия по выполнению Плана распределяют по трем этапам:

  • этап уведомления/активации Плана. Основные задачи, решаемые на данном этапе, – своевременная идентификация наступления чрезвычайных условий, обнаружение нанесенных системе повреждений, оценка ущерба, прогноз возможности восстановления функционирования системы и принятие решения о необходимости активации Плана восстановления системы;

  • этап восстановления. Основные задачи – восстановление функционирования системы по временной схеме (с использованием резервных средств и помещений), проведение комплекса работ по полному восстановлению работоспособности системы в объеме обычных условий;

  • этап воссоздания системы/деактивации Плана. Основные задачи – полное восстановление нормальной работы системы и деактивация Плана восстановления, возврат к нормальному функционированию.

Согласно исследованию компании McKinseyQuarterly, за последний год в США значительно возросло число компьютерных атак на корпоративные IT-системы. В исследовании McKinseyQuarterly сообщается, что число компьютерных атак (действия хакеров, вирусов, червей, недобросовестных работников и др.) возросло на 150% по сравнению с 2000 годом, составив в общей сложности 53000 случаев взлома систем информационной безопасности компаний.

Такой рост произошел в первую очередь из-за отношения к IT-безопасности как к области сугубо технологической. Это означает, что многими организационными и стратегическими решениями в компаниях попросту пренебрегали.

Принципы планирования восстановления

Реализуемость Плана основана на двух предположениях:

  • нормальное функционирование системы нарушено в результате наступления некоторого чрезвычайного события или цепи подобных событий. В результате система не способна реализовывать свои функции в объеме, требуемом для качественного обслуживания абонентов;

  • существует подготовленное помещение, которое выполняет функции резервного центра размещения технических средств системы. Персонал системы формирует необходимую информационно-вычислительную среду на основе технических средств резервного центра для восстановления функционирования системы по резервному варианту размещения в период действия Плана восстановления. Кроме того, резервный вариант размещения используется в течение всего времени, необходимого для восстановления функционирования системы по прежнему (либо новому) месту размещения.


Лекция 24. Допущения при разработке схемы послеаварийного восстановления

Допущения при разработке Плана

При разработке Плана восстановления, как правило, применяются следующие основные допущения и посылки:

  • система неработоспособна, с учетом специфики реализации и технологии работы системы, технические средства могут быть восстановлены по прежнему месту размещения не ранее чем через 12 часов;

  • заранее определен ключевой персонал, который осведомлен о действиях в чрезвычайных обстоятельствах и своих обязанностях в процессе восстановления работоспособности системы;

  • системы контроля, аварийного оповещения и ликвидации последствий (противопожарные системы, контроль загазованности, контроль протечек водопровода и отопления и др.) исправны и находятся в работоспособном состоянии.

  • все элементы системы (как в месте постоянного размещения, так и в резервном помещении) обеспечены непрерывным энергопитанием не менее чем на 30 минут с момента выхода из строя основной энергосистемы. В последующем все элементы системы подключаются к дизель-генератору, обеспеченному трехсуточным запасом топлива;

  • аппаратно-программные средства, размещенные в центральном офисе, не доступны в результате чрезвычайных обстоятельств более 12 часов;

  • актуальные резервные копии прикладного программного обеспечения и данных не повреждены и доступны в резервном офисе;

  • необходимое для восстановления системы оборудование доступно в резервном офисе;

  • договоры на техническое обслуживание аппаратных средств, обновление программного обеспечения и услуги провайдеров связи включают положения, необходимые для реализации Плана восстановления функционирования системы.

Целью хакерской атаки обычно является хищение коммерческой информации и финансовое мошенничество, однако в Москве, по опросам специалистов, эти позиции составляют лишь 3% и 6% от общего числа хакерских атак. Эксперты Ernst & Young полагают, что масштабы проблемы намного существеннее, а низкий процент объясняется тем, что современные хакеры искусно скрывают следы. Только в Москве ущерб от электронных мошенников оценивается столичными правоохранительными органами в 12 - 15 млн долларов в месяц.

Основные требования к политике организации

Эффективная реализация Плана требует учета основных его положений при планировании политики развития организации.



Прежде всего, организация должна развивать свои способности по восстановлению нормального функционирования информационной системы в случае ее недоступности в течение не более 12 часов. При недоступности аппаратно-программных средств системы, расположенных в центральном офисе организации, более 6 часов должно быть предусмотрено наличие резервного офиса, обладающего соответствующей инфраструктурой и ресурсами для восстановления нормального функционирования системы по резервному варианту.

Все процедуры, необходимые для выполнения Плана, должны быть изложены в соответствующих инструкциях в структурных подразделениях организации, привлекаемых к реализации Плана. Документы должны пересматриваться не реже одного раза в год и модифицироваться по мере необходимости.

Персонал, ответственный за систему, должен быть обучен выполнять процедуры Плана восстановления.
Все положения Плана и практические возможности персонала по его реализации в части восстановления функционирования системы должны проверяться в ходе учений и тренировок не реже одного раза в год.

Лекция 25. Организация работ по восстановлению функционирования системы.

Основным координирующим и управляющим органом по реализации Плана восстановления функционирования системы является оперативный штаб.

Возглавляет деятельность штаба координатор по вопросам восстановления. На эту должность назначается руководитель организации или его заместитель.

Штаб обычно размещается в рабочем кабинете координатора и оборудуется средствами связи и обмена информацией, способными обеспечить бесперебойное взаимодействие членов штаба с руководителями подразделений, руководителями аварийных групп, организациями и структурами, привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В состав оперативного штаба, согласно рекомендациям NIST, входят:

  • начальники структурных подразделений организации; 

  • начальник отдела защиты информации;

  • оперативный дежурный (секретарь).

Все члены штаба снабжаются средствами мобильной или пейджинговой связи. Список номеров телефонов членов штаба, руководителей аварийных групп и дежурных служб, а также городских аварийных служб находится у каждого члена штаба. В схеме оповещения персонала должны быть предусмотрены варианты их информирования для рабочего и нерабочего времени.

В задачу штаба входит оценка ущерба, необходимых для восстановления нормального функционирования ресурсов и времени, а также координация действий персонала.


Штаб взаимодействует и координирует свои действия с оперативными штабами других организаций и служб, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

В ходе реализации Плана выполняются мероприятия, сгруппированные по следующим категориям:

  • мероприятия по анализу повреждений – оценка повреждений, подготовка прогноза восстановления и предложений по активизации Плана восстановления;

  • мероприятия по подготовке аппаратно-программных средств – подготовка помещения и аппаратно-программных средств к развертыванию системы по резервному варианту (подготовка рабочих мест для прибывающего персонала, телефонной связи и компьютерной сети, обеспечение резервного электропитания подключаемой техники и др.);

  • мероприятия по развертыванию системы по резервному варианту – развертывание аппаратно-программных средств системы с использованием резервных копий данных, находящихся в резервном центре;

  • мероприятия по аварийному сопровождению системы – поддержание работы технических средств в здании организации, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, возможно более долгое время, до момента задействования резервного варианта функционирования системы;

  • мероприятия по восстановлению – проведение необходимых мероприятий, совместно с представителями других организаций (пожарные, милиция, спасатели и др.) по локализации и устранению последствий событий, повлекших выход из строя системы;

  • мероприятия по эвакуации – эвакуация носителей информации ограниченного распространения, а также оборудования системы из здания, попавшего в зону чрезвычайной ситуации.


Порядок уведомления о чрезвычайных событиях. Активация Плана восстановления системы

Данный этап является первоначальной стадией в цикле работ по восстановлению функционирования системы. Именно в ходе его выполнения принимается решение о необходимости активации Плана восстановления.

Этап делится на следующие фазы:

  • получение сигнала о чрезвычайной ситуации;

  • развертывание оперативного штаба;

  • принятие решения на активацию Плана восстановления;

  • доведение решения до всех структур и подразделений, задействуемых в Плане восстановления.

Эксперты отмечают, что информация о чрезвычайной ситуации может быть как срочной (начавшийся пожар, прорыв системы водоснабжения, внезапное отключение электричества, теракт, нападение и т. д.), так и долгосрочной (приближение наводнения, радиационного или химического облака, штормовое предупреждение, оперативные данные о готовящемся террористическом нападении и т. п.).


В любом случае координатор должен уточнить источник информации и убедиться в ее истинности, прежде чем принимать решение о развертывании штаба и активации Плана.

При получении информации координатор (оперативный дежурный) должен в специальном журнале зафиксировать время поступления информации и ее источник (фамилию передавшего информацию, телефон или другой источник ее поступления).

При поступлении срочной информации координатор немедленно оповещает о ее получении руководство, членов оперативного штаба и руководителей подразделений.

Вся оперативная информация о чрезвычайной ситуации и ее развитии должна стекаться, как правило, в оперативный штаб.

Учитывая конфиденциальный характер, в полном объеме с данной информацией может быть ознакомлено руководство организации и члены оперативного штаба. Выдача кому-либо другому информации о чрезвычайной ситуации без разрешения координатора категорически запрещается.

Развертывание оперативного штаба

Приняв решение об активации Плана, координатор доводит необходимую информацию до членов оперативного штаба. В сообщении должны быть указаны время и место сбора его членов.

Должно быть предусмотрено несколько вариантов размещения оперативного штаба: основной – в рабочем кабинете координатора, запасной – вне помещений организации, резервный - в микроавтобусе, автофургоне и т. д.

Каждый член штаба должен знать, какие документы и технические средства он обязан иметь при себе на случай объявления чрезвычайной ситуации.

При созыве членов штаба в рабочее время они (или замещающие их лица) прибывают в указанное место незамедлительно.

При созыве членов штаба в нерабочее время должно учитываться время на их сбор и перемещение в указанное место.

В схеме оповещения членов оперативного штаба должны быть указаны точный адрес, телефон, наличие личного транспортного средства. В случае невозможности прибытия члена штаба на личном транспорте должен быть предусмотрен вариант его доставки служебным или частным автотранспортом.

По прибытии члены штаба вводятся в курс дела, им обеспечивается доступ ко всей необходимой информации.

Каждому члену штаба определяется его рабочее место, которое должно быть оснащено необходимыми средствами связи.

Принятие решения на активацию Плана