Файл: Методические рекомендации по формированию педагогических контрольных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ................................................................................. 5 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ ............................................................................................ 5 1.1.
Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности ................................... 5 1.2.
Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения каждой из профессиональных задач ........................................................ 6 1.3.
Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника ................................................................................... 7 1.4.
Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний ................ 9 2.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ
В ХОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ................................... 11 2.1.
Перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена ............ 11 2.2.
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен (программа государственного экзамена) .................. 14 2.3.
Методические рекомендации по формированию педагогических контрольных материалов
(
с примерами типовых контрольных материалов) ................. 26 2.4.
Методические рекомендации по проведению государственного экзамена ....................................................... 31 3.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ...................................................... 32 3.1.
Виды выпускных квалификационных работ .......................... 32 3.2.
Структура выпускных квалификационных работ .................. 34 3.3.
Рекомендации по проведению защиты выпускных квалификационных работ .......................................................... 38
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................ 44
Приложение 1 .................................................................................... 44
Приложение 2 .................................................................................... 46

2
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Государственным образовательным стандартом высшего образо- вания (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 «Менедж- мент», профиль подготовки «Производственный менеджмент», утвер- жденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20 мая 2010 г., предусмотрена государственная атте- стация выпускников в виде: а) государственного экзамена; б) защиты выпускной квалификационной работы.
Организация и проведение государственной итоговой аттестации определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации
(
приказ Минобразования России от 25.03.2003 № 1155), Положением об итоговой государственной аттестации студентов СибГАУ и требо- ваниями Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента Государственного университета управления (г. Москва).
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
1.1.
Виды деятельности выпускников и соответствующие им
задачи профессиональной деятельности
Установлены следующие задачи профессиональной деятельно- сти выпускников:
управленческая
– регулировать распределение функций и полномочий по крите- риям эффективности нагрузки и качества совместной деятельности;
организационная
– устанавливать дисциплинарные требования;
– вести распорядительную работу;
экономическая
– проводить технико-экономическое обоснование инвестицион- ных проектов;
– осуществлять выбор объектов финансовых вложений;
планово-финансовая
– разрабатывать стратегии развития организации;


3
– прогнозировать тенденции социально-экономического развития;
– осуществлять выбор финансовых инвестиций;
образовательная
– использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;
– применять активные методы обучения.
1.2.
Квалификационные требования
(
профессиональные функции), необходимые
для выполнения каждой из профессиональных задач
Для выполнения своих функций и решения профессиональных задач в соответствии со своей квалификацией менеджер должен: иметь системное представление о структурах и тенденциях раз- вития российской и мировой экономики; понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
знать:
теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы; принципы принятия и реализации экономических и управленче- ских решений;
уметь:
выявлять проблемы экономического характера при анализе кон- кретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожи- даемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактиро- вать, реферировать, рецензировать тексты; использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяй- ственных решений; критически оценивать с разных сторон (производственной, мо- тивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; уметь использовать компьютерную технику в режиме пользова- теля для решения экономических задач;

4
владеть:
специальной экономической терминологией и лексикой специаль- ности как минимум на одном иностранном языке (английском); навыками самостоятельного получения новых знаний, используя современные образовательные технологии; навыками профессиональной аргументации при разборе стан- дартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности; основными методическими приемами чтения лекций, проведе- ния семинарских занятий.
1.3.
Соответствие профессиональных функций
и требований к профессиональной подготовке
выпускника
Требования к профессио- нальной подготовке выпускника
Профессиональные функции
О
бо сн ов ан ие и
п ри ня ти е уп ра вл ен
- че ск их р
еш ен ий
Р
ег ул ир ов ан ие р
ас пр ед ел ен ия ф
ун кц ий и
п ол но м
оч ий в
с оо тв ет
- ст ви и
с эф ф
ек ти вн ос ть ю
и к
ач ес тв ом со вм ес тн ой д
ея те ль но ст и
Р
аз ра бо тк а ор га ни за ци он но
- уп ра вл ен че ск ой с
тр ук ту ры п
ре д- пр ия ти я
У
пр ав ле ни е пр ои зв од ст ве нн ы
м и
пр оц ес са м
и
, ра сп ор яд ит ел ьн ая ра бо та
У
ст ан ов ле ни е ди сц ип ли на рн ы
х тр е- бо ва ни й
Р
аз ра бо тк а и
в ы
бо р ст ра те ги и
р аз
- ви ти я ор га ни за ци и
В
ы бо р об ъе кт ов и
и ст оч ни ко в ин ве
- ст иц ио нн ой д
ея те ль но ст и
, оц ен ка эф ф
ек ти вн ос ти и
р ис ко в
И
сп ол ьз ов ан ие д
ид ак ти че ск их п
ри е- м
ов
, м
ет од ов и
ф ор м
о бу че ни я
Знать:
теоретические основы и закономерности функцио- нирования экономики, вклю- чая переходные процессы
+ законодательные и нор- мативно-правовые акты, ре- гламентирующие производ- ственно-хозяйственную, фи- нансово-экономическую де- ятельность предприятия
+
+
+
Уметь:
выявлять проблемы эко- номического характера при анализе конкретных ситуа- ций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты
+
+
+
+


5
Продолжение таблицы
Требования к профессио- нальной подготовке выпускника
Профессиональные функции
О
бо сн ов ан ие и
п ри ня ти е уп ра вл ен
- че ск их р
еш ен ий
Р
ег ул ир ов ан ие р
ас пр ед ел ен ия ф
ун к- ци й
и п
ол но м
оч ий в
с оо тв ет ст ви и
с эф ф
ек ти вн ос ть ю
и к
ач ес тв ом со вм ес тн ой д
ея те ль но ст и
Р
аз ра бо тк а ор га ни за ци он но
- уп ра вл ен че ск ой с
тр ук ту ры п
ре д- пр ия ти я
У
пр ав ле ни е пр ои зв од ст ве нн ы
м и
пр оц ес са м
и
, ра сп ор яд ит ел ьн ая ра бо та
У
ст ан ов ле ни е ди сц ип ли на рн ы
х тр е- бо ва ни й
Р
аз ра бо тк а и
в ы
бо р ст ра те ги и
р аз ви
- ти я ор га ни за ци и
В
ы бо р об ъе кт ов и
и ст оч ни ко в ин ве
- ст иц ио нн ой д
ея те ль но ст и
, оц ен ка эф ф
ек ти вн ос ти и
р ис ко в
И
сп ол ьз ов ан ие д
ид ак ти че ск их п
ри е- м
ов
, м
ет од ов и
ф ор м
о бу че ни я систематизировать, обобщать информацию, го- товить справки, обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты
+
+ использовать основные и специальные методы эко- номического анализа инфор- мации в сфере профессио- нальной деятельности
+
+
+ разрабатывать и обосно- вывать варианты эффектив- ных хозяйственных решений
+
+
+
+
+ критически оценивать с разных сторон (производ- ственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессио- нальной деятельности
+ уметь использовать ком- пьютерную технику в режи- ме пользователя для решения экономических задач
+
+
Владеть:
специальной экономиче- ской терминологией и лекси- кой специальности как ми- нимум на одном иностран- ном языке (английском)
+

6
Окончание таблицы
Требования к профессио- нальной подготовке выпускника
Профессиональные функции
О
бо сн ов ан ие и
п ри ня ти е уп ра вл ен
- че ск их р
еш ен ий
Р
ег ул ир ов ан ие р
ас пр ед ел ен ия ф
ун кц ий и
п ол но м
оч ий в
с оо тв ет
- ст ви и
с эф ф
ек ти вн ос ть ю
и к
ач ес тв ом со вм ес тн ой д
ея те ль но ст и
Р
аз ра бо тк а ор га ни за ци он но
- уп ра вл ен че ск ой с
тр ук ту ры п
ре д- пр ия ти я
У
пр ав ле ни е пр ои зв од ст ве нн ы
м и
пр оц ес са м
и
, ра сп ор яд ит ел ьн ая ра бо та
У
ст ан ов ле ни е ди сц ип ли на рн ы
х тр е- бо ва ни й
Р
аз ра бо тк а и
в ы
бо р ст ра те ги и
р аз
- ви ти я ор га ни за ци и
В
ы бо р об ъе кт ов и
и ст оч ни ко в ин ве
- ст иц ио нн ой д
ея те ль но ст и
, оц ен ка эф ф
ек ти вн ос ти и
р ис ко в
И
сп ол ьз ов ан ие д
ид ак ти че ск их п
ри е- м
ов
, м
ет од ов и
ф ор м
о бу че ни я навыками самостоятель- ного овладения новыми зна- ниями с использованием со- временных образовательные технологий
+
+ навыками профессио- нальной аргументации при разборе стандартных ситуа- ций в сфере предстоящей деятельности
+
+ основными методиче- скими приемами чтения лек- ций, проведения семинар- ских занятий
+
1.4.
Требования к профессиональной подготовленности
выпускника, необходимые для выполнения
профессиональных функций, и соответствующие
виды государственных аттестационных испытаний
Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Вид аттестационного испытания гос. экз. защита ВКР
Знать:
– проектирование систем, механизмов и техноло- гий управления, определение их параметров и эф- фективности
+
– законодательные и нормативные акты, регламен- тирующие производственно-хозяйственную, финан- сово-экономическую деятельность предприятия
+


7
Окончание таблицы
Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Вид аттестационного испытания гос. экз. защита ВКР
– экономические процессы развития производства, основы рыночной экономики, экономическую дея- тельность менеджера
+
+
– принципы и методы менеджмента, разработку управленческих решений, регулирование органи- зационного поведения, расчеты и обеспечение эф- фективности
+
+
– отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономи- ческой деятельности предприятия в условиях ры- ночной экономики
+
Уметь:
– применять методы исследования систем, меха- низмов и технологий управления
+
+
– анализировать варианты поведения в условиях рыночной экономики, признаки возможного кри- зиса и стечения обстоятельств вероятного успеха
+
– систематизировать и обобщать информацию, го- товить справки и обзоры по вопросам профессио- нальной деятельности, редактировать, рефериро- вать, рецензировать тексты
+
– использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии
+
Владеть:
– специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке
+
– навыками самостоятельного получения новых знаний с использованием современных образова- тельных технологий
+
– навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоя- щей деятельности
+
– основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий
+

8
2.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ
В ХОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
2.1.
Перечень дисциплин образовательной программы,
обеспечивающих получение соответствующей
профессиональной подготовленности выпускника,
проверяемой в процессе государственного экзамена
Требования к профессиональной подготовке
Дисциплины образовательной программы
Э
ко но м
ич ес ка я те ор ия
О
сн ов ы
м ен ед ж
м ен та
М
ар ке ти нг
П
ро из во дс тв ен ны й
м ен ед ж
м ен т
У
пр ав ле нч ес ки е ре ш
ен ия
Выпускник должен знать:
– теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы
+
– методы прогнозирования развития социально-экономических и организаци- онных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социаль- ного и организационного развития
+
– концепции менеджмента и современные проблемы их практического использова- ния
+
– основы управления различными видами деятельности и решения проблем эффек- тивности управления
+
– принципы принятия экономических решений
+
– принципы организации операционной деятельности, основные методы и ин- струменты управления операционной дея- тельностью организации, основные кон- цепции и методы организации операцион- ной деятельности
+


9
Продолжение таблицы
Требования к профессиональной подготовке
Дисциплины образовательной программы
Э
ко но м
ич ес ка я те ор ия
О
сн ов ы
м ен ед ж
м ен та
М
ар ке ти нг
П
ро из во дс тв ен ны й
м ен ед ж
м ен т
У
пр ав ле нч ес ки е ре ш
ен ия
– принципы целеполагания, виды и мето- ды организационного планирования, ос- новы анализа операционной деятельности организации
+
– основы организации производства, в том числе системы бережливого производ- ства, проектирования трудовых и произ- водственных процессов, нормирования труда
+
– теоретические основы разработки про- изводственной стратегии организации, планирования, освоения и производства новой продукции (работ, услуг)
+
– теоретические и практические подходы к расчетам календарно-плановых норма- тивов, составлению оперативно-производ- ственного плана, организации контроля за ходом производства
+
– теоретические основы, методы и направления государственного регулиро- вания экономики
+
– основные направления, методы, прин- ципы и задачи маркетинга
+
– основные методы и способы проведения маркетинговых исследований
+
– принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, функции и методы управления
+
– методы изучения рыночной конъюнктуры
+
– основные направления деятельности в области управления персоналом
– принципы и методы управления персо- налом
– основные методы подбора и оценки

10 персонала
Продолжение таблицы
Требования к профессиональной подготовке
Дисциплины образовательной программы
Э
ко но м
ич ес ка я те ор ия
О
сн ов ы
м ен ед ж
м ен та
М
ар ке ти нг
П
ро из во дс тв ен ны й
м ен ед ж
м ен т
У
пр ав ле нч ес ки е ре ш
ен ия
владеть:
– расчетами и анализом агрегированных экономических показателей
+
– признаками оценки неравновесного раз- вития экономики
+
– анализом различных состояний занятости
+
– характеристикой внутрипроизводствен- ных отношений на предприятии
+
– обоснованием вариантов эффективных хозяйственных решений
+
– проблемами управления при анализе конкретных ситуаций, способами их ре- шения и оценкой ожидаемых результатов
+
– методами научной организации труда и оргпроектирования, навыками реализации управленческого труда
+
– навыками проведения комплексных ис- следований товарных рынков и отбором целевых рынков
+
– планированием производства и сбыта
+
– основами проектирования маркетинго- вой службы на предприятии
+
– основами разработки программы и плана проведения маркетинговых исследований
+