Файл: Методические рекомендации по формированию педагогических контрольных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.
В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной работы должен решить следующие задачи:
1.
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и зна- чение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
2.
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
3.
Изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и характер их влияния на изменения технико- экономических показателей работы и управленческой ситуации кон- кретного предприятия.
4.
Собрать необходимый статистический материал для проведе- ния конкретного анализа.
5.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
6.
Провести анализ собранных данных, используя соответ- ствующие методы обработки и анализа информации.
7.
Сделать выводы и разработать рекомендации на основе прове- денного анализа по повышению эффективности работы предприятия.
8.
Оформить ВКР в соответствии с нормативными требования- ми, предъявляемыми к подобным материалам.
9.
Выполнить расчет экономической эффективности от внедре- ния предлагаемых мероприятий.
ВКР представляет собой законченную самостоятельную работу, которая характеризуется наличием развернутой расчетно-проектной части. Результат исследований и расчетов приобретает форму органи- зационно-экономического мероприятия и систему предложений по их реализации. При выполнении ВКР студент-выпускник вуза демон- стрирует наличие знаний по теории изучаемого явления и умений по использованию методик организационно-экономической оценки предлагаемых мероприятий.
ВКР ориентирована на решение расчетно-аналитической и орга- низационно-экономической задачи, а результат ее решения (выводы и предложения) должны иметь практическую направленность.
Отличительной особенностью работы является то, что организа- ционно-экономические мероприятия и проекты носят иллюстрацион- ный характер, поскольку студент их, как правило, не разрабатывает, а только обосновывает и дает предложения по использованию.

31
Самостоятельная работа студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации составляет 432 часа и включает в себя следующие виды работы:
– изучение материалов лекций, подготовка к государственному экзамену – 54 ч (форма контроля: проведение государственного экза- мена в форме тестирования);
– государственный экзамен – 36 часов;
– выполнение и защита бакалаврской работы – 342 ч (форма контроля: защита выпускной квалификационной работы (бакалавр- ской работы)).
Рекомендуемые темы выпускной квалификационной работы
(
бакалаврской работы):
1.
Разработка стратегии развития предприятия.
2.
Разработка мероприятий по совершенствованию управленче- ской деятельности предприятия.
3.
Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом предприятия.
4.
Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала предприятия.
5.
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособ- ности предприятия.
6.
Совершенствование структуры управления предприятия.
7.
Совершенствование системы бизнес-процессов предприятия.
8.
Совершенствование системы повышения квалификации управленческого персонала предприятия.
9.
Совершенствование деятельности структурного подразделения предприятия.
10.
Разработка мероприятий по совершенствованию организа- ционной культуры.
11.
Разработка бизнес-плана создания предприятия.
12.
Разработка бизнес-плана развития производственной дея- тельности предприятия.
3.2.
Структура выпускных
квалификационных работ
Общий объем работы составляет порядка 60 страниц компью- терного текста, включая рисунки, таблицы, диаграммы, графики, схе-


32 мы. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры:
Введение.
Раздел 1. Теоретические и методические основы изучаемой про- блемы.
Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии.
Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии. Экономическая оценка проекта.
Заключение.
Библиография.
Приложения.
Краткое содержание составных частей проекта
Введение. Это вступительная часть ВКР, в которой рассматри- ваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анали- зируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи проекта, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 10 % от общего объема.
Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения про- блемы.
Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дис- куссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обяза- тельно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.
В разделе формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме).
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою пози- цию по данному вопросу.
Разработка методической части ВКР предполагает также подго- товку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.
Раздел 2. Анализ состояния вопроса на предприятии

33
В этом разделе на основе методики анализа исследуется состоя- ние проблемы на предприятии.
Материалами для анализа могут быть планы работы организа- ций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохож- дения экономической, управленческой и преддипломной практик.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недо- статки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая толь- ко те, которые будут использованы в процессе работы.
Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.
Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производствен- ной деятельности организации за последние 3–5 лет. Анализ и обра- ботку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психоло- гического анализа.
Важно использовать возможности вуза при выборе определен- ных методов для работы на ЭВМ.
Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.
Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.
Основываясь на результатах анализа, обосновывают рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии- заказчике.
В частности, намечаются пути использования вскрытых резер- вов устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.
При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом, комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися


34 условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленче- ских работ.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании ана- лиза, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументирован- ные предложения и рекомендации.
Например, в соответствии со сформулированными предложени- ями по совершенствованию системы управления целесообразно вне- сение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т. д.
Экономическая оценка проекта
В данном разделе рассматривается экономическая сторона проекта: затраты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес- план.
Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.
Для расчета экономической эффективности должна быть выбра- на методика и дано ее теоретическое обоснование.
Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости.
Оформление дипломных работ выполняется в соответствии с данными методическими указаниями.
Требования к иллюстрациям (раздаточный материал)
Раздаточный материал для членов ГАК может быть представлен в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал.
Студенту-дипломнику следует подумать, какой материал проиллю- стрировать для его использования при защите проекта.
Рекомендуемое количество графических приложений формата
А4 должно быть не менее 6 листов.
Перечень рекомендуемых плакатов составляется по согласова- нию с руководителем работы. Готовится 10 экземпляров иллюстраций в качестве раздаточного материала членам ГАК (на бумаге формата А4).
Каждый плакат должен иметь крупный и четкий номер.
В составе плакатов могут быть следующие: кратко характери- зующий актуальность, цель и задачи, научную новизну и практиче-

35 скую ценность работы. Особенно для работ экономического профиля целесообразен плакат с динамикой основных показателей деятельно- сти организаций и коэффициентами пересчета экономических показа- телей для сравнимости по годам.
Желательно подготовить плакат, описывающий типовые и автор- ские методики исследования. Основные результаты анализа целесооб- разно представить в виде таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т. д.), которые позволят лучше понять изложе- ние материала доклада, возможно, подобную информацию придется дать не на одном, а на двух плакатах.
Очень важен плакат по оценке экономической эффективности работы, включающий краткое описание предложенного методическо- го аппарата, количественную оценку и графическую интерпретацию теоретического материала, а также основные выводы по разделу
«
Экономическая оценка проекта».
Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.
Плакаты-приложения к работе желательно выполнять ярко, кра- сочно, разнообразно, с хорошей графикой и вкусом, чтобы они отчет- ливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заин- тересованной аудитории.
1   2   3   4

3.3.
Рекомендации по проведению защиты
выпускных квалификационных работ
Руководитель выпускной квалификационной работы
В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания ВКР кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент очной формы обучения проходил преддипломную практику.
Руководитель ВКР обязан:
1.
Оказать практическую помощь студенту в выборе темы ВКР и разработке плана ее выполнения.
2.
Выдать задание на ВКР (прил. 2).

36 3.
Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.
4.
Дать квалифицированную консультацию по подбору литера- турных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения проекта.
5.
Осуществлять систематический контроль за ходом выполне- ния ВКР в соответствии с разработанным планом.
6.
После выполнения дипломного проекта дать оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему
(
отзыв руководителя) (прил. 2).
7.
Проводить предзащиту ВКР с целью выявления готовности студента к ее защите.
Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренно- сти, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки ВКР, консультироваться по вызывающим затрудне- ния или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о воз- можных отклонениях от утвержденного графика выполнения проекта.
Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и по- этому не должен поправлять все имеющиеся в дипломном проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.
На различных стадиях подготовки и выполнения ВКР задачи научного руководителя изменяются.
На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.
В ходе выполнения проекта научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т. п., советует, как их лучше устранить.
Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или откло- нять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, каче- ство содержания и оформление ВКР полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.
После получения окончательного варианта работы научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письмен- ный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на от- меченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления работы в ГАК.


37
Отрицательный отзыв руководителя не является препятствием для защиты ВКР в ГАК, если студент не считает его достаточно объективным.
В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работ в соответствии с графиком, добросовестность, определяет сте- пень самостоятельности, активности и творческого подхода, прояв- ленные студентом в период написания проекта, и рекомендует оценку.
Если дипломник нуждается в консультантах по отдельным спе- циальным вопросам, то заведующий кафедрой может их назначить дополнительно.
Внешнее рецензирование ВКР
Для получения объективной дополнительной оценки труда ди- пломника проводится внешнее рецензирование работы специалиста- ми в соответствующей области.
Состав рецензентов утверждается деканом факультета по пред- ставлению выпускающей кафедры. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты производства и НИИ, профессора и препо- даватели других вузов или своего вуза, если они работают на другой кафедре.
Законченная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который после просмотра и одобрения подписывает ее. Вместе с письменным отзывом руководителя проект передается заведующему кафедрой, решающему вопрос о направле- нии его на внешнее рецензирование.
В рецензии (прил. 2) должны быть отмечены: значение изучения данной темы, ее актуальность, насколько успешно дипломник справ- ляется с рассмотрением теоретических и практических вопросов.
Затем дается развернутая характеристика каждого раздела ВКР с вы- делением положительных сторон и недостатков. В заключении рецен- зент излагает свою точку зрения об общем уровне работы и оценивает ее, после чего подписывает титульный лист.
Рецензия должна быть получена не позднее чем за три дня до защиты.
На защиту проекта в ГАК можно дополнительно представить отзыв ведущей организации, по заказу которой выполнялась работа.
В нем должна быть отмечена практическая ценность полученных результатов и стадия их внедрения.
Подготовка ВКР к защите

38
Дипломник, получив положительный отзыв о работе от научно- го руководителя кафедры, рецензию внешнего рецензента и разреше- ние заведующего кафедрой о допуске к защите, должен подготовить доклад (на 10–12 мин), в котором четко и кратко изложить основные положения ВКР, при этом для большей наглядности целесообразно подготовить иллюстрированный материал, согласованный с научным руководителем.
К защите ВКР готовиться надо основательно и серьезно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензен- та снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хо- рошо подготовленном докладе. В нем следует отметить: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.
Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.
Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.
Защита работы проводится на заседании ГАК. В ее состав долж- ны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты производства. Председатель ГАК должен быть специалистом по про- филю данного факультета, имеющим ученое звание и степень, и при- глашается со стороны. Состав комиссии утверждается приказом рек- тора вуза.
На заседании могут присутствовать руководители проектов, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.
Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее чем за месяц до начала защиты ВКР. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.
До начала защиты работ студент представляет в ГАК отзыв руководителя и заключение заведующего кафедрой.