Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, элементы и принципы налоговой системы
1.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
1.3. Критерии оценки налоговых систем
2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2. Анализ объема, структуры и динамики налоговых поступлений
2.4. Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги.
Возникновение и развитие государства потребовали значительных расходов, следовательно, обусловили и необходимость увеличения бюджетных доходов. Возросло как количество и размер налогов, так и важность обеспечения эффективного контроля за поступлением налоговых платежей в государственную казну. В совокупности это находит отражение в таком понятии, как налоговая система государства.
Налоговая система является одним из экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоговая система Российской Федерации с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности.
Однако, налоговая система Российской Федерации по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развитие производства являются одними из первоочередных задач государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективная налоговая система является одним из важнейших условий результативного функционирования финансовой системы практически любого государства.
Цель работы – выявить пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации.
Исходя из цели в работе определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, элементы и принципы налоговой системы;
- Дать характеристику системы налогов и сборов в Российской Федерации;
- Определить критерии оценки налоговых систем;
- Проанализировать динамику доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации;
- Провести анализ объема, структуры и динамики налоговых поступлений;
- Выявить пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования – состав и структура налоговых поступлений.
Используемые методы в исследовании: анализ и синтез.
Цель и задачи курсовой работы предопределяют ее структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Теоретический основой работы являются учебные пособия российских экономистов, таких как Поляк Г.Б., Смирнова Е.Е., Власова М.С. и др.
Информационной базой анализа послужили материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, а также статистического сборника «Финансы России» за 2014-2019 гг.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, элементы и принципы налоговой системы
Налоги – важнейшая составляющая доходная часть бюджета. Их значение для экономической, социальной и политической жизни государства трудно переоценить.
Своевременная и полная уплата налогов является обязанностью каждого налогоплательщика – гражданина или организации. Для хозяйствующих субъектов вопросы оптимизации налогообложения в последнее время стали не менее важными, нежели эффективное бизнес планирование производственных и управленческих процессов [17. c. 3].
Налоги отражают основную политико-правовую природу современного государства, которая состоит в обобществлении, национализации некоторой части собственности частных лиц, составляющих населения данной страны, в целях защиты их общих интересов и удовлетворения их общих потребностей.
Величина налогов и целевое назначение налоговых сборов определяется функциями государственного механизма; распределение общего бремени налогов зависит от общественно-политического устройства каждого государства. Соотношение налоговых платежей государства и получаемых от него финансовых выгод для каждого класса или слоя населения устанавливается принятой в каждом государстве налогово-бюджетной политикой [4. c. 11-12].
В соответствии со ст. 8 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (от 31.07.1998 N 146-ФЗ), «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].
Основная (фискальная) задача налогообложения состоит в обеспечении государственных и общественных структур необходимыми средствами для поддержания их жизнедеятельности, но вместе с тем средства налогового регулирования могут использоваться и в целях содействия государству (и его органам) непосредственно в выполнении его основных функций [4. c. 12].
Система налогов, с ее классификацией, является ключевым элементом более емкого понятия – «налоговая система», поэтому между терминами «налоговая система» и «система налогов» нельзя ставить знак равенства. В налоговой системе большинство современных авторов выделяют три основных элемента: 1 – система налогов; 2 – система налоговых (в ряде зарубежных стран – финансовых) органов и 3 – система законодательства о налогах и сборах [5. c. 32].
Стоит отметить, что в российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий. Тем не менее приведем некоторые определения.
Власова М.С., Суханов О.В. определяют налоговую систему как «совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством; принципов, форм и методов их установления; изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов и сборов, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства» [11. c. 10].
Тедеев А.А., Парыгина В.А. дают следующее определение налоговой системы. «Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему взаимодействия субъектов, участвующих в урегулированных нормами права общественных отношениях, складывающихся в сфере налогообложения» [27. c. 98].
По мнению Поляк Г.Б, Смирновой Е.Е, «налоговая система – это система экономико-правовых отношений, реализующихся: в совокупности налогов, уплачиваемых и взимаемых в государстве; правах и обязанностях (компетенциях) государственных органов власти и управления в области налогов; действиях совокупности уполномоченных (специализированных) органов в налоговой сфере» [23. c.54].
Элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), и действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы внутренних дел, налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права, систему налогового контроля и ответственности за нарушения [25. c. 44-45].
Принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в ч. 1 Налогового кодекса РФ, 3 ст. которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
- «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
- При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)» [1].
Задачи налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ [20. c. 51].
Общее управление налоговой системой РФ осуществляют: президент РФ, утверждающий основные акты налогового законодательства; федеральное Собрание РФ как законодательный орган власти; правительство РФ как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам [16. c. 56-58].
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
1.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
Система налогов и сборов РФ является важной частью налоговой системы РФ. Система налогов и сборов представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны [7. c. 115-116].
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, региональный и местный (рисунок 1.1).
Уровни налоговой системы РФ
Федеральный уровень – федеральные налоги и сборы
Региональный уровень – налоги и сборы субъектов РФ
Местный уровень – местные налоги и сборы
Рисунок 1.1 – Уровни налоговой системы РФ
Взимаемые в установленном порядке в РФ налоги и сборы объединяются в следующие три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов, подсистему региональных налогов и сборов, а также подсистему местных налогов и сборов.
По критерию принадлежности к одной из указанных выше подсистем (уровню государственного управления и бюджетного устройства страны) налоги и сборы РФ делятся на три вида: федеральные, региональные и местные налоги [17. c. 71].
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ, «федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации» [1].
Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.