Файл: Налоговая система Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из таблицы 2.3, за 2017-2019 гг. наибольшая доля в структуре налоговых поступлений федерального бюджета РФ принадлежала НДПИ – 31,6% в 2019 г., НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 22,4% в 2019 г.

Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ изменилась на фоне реализации «налогового маневра» (рост ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты).

В 2019 г. начат второй этап «налогового маневра», в рамках которого дополнительно введен возвратный акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку, компенсирующий затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний в целях обеспечения стабильности внутреннего рынка нефтепродуктов, в том числе с учетом колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.

С января 2019 г. также введен режим НДД. При этом по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжает расти размер льгот предприятиям нефтегазового сектора. В результате доля НДПИ в общем объеме налоговых доходов составила 31,6% в 2019 г.

Стоит также отметить, что доля НДПИ в 2019 г. уменьшилась на 1,7% по сравнению с 2018 г. Введенный с 1 января 2019 г. режим НДД оказал отрицательное влияние на поступления НДПИ и вывозных таможенных пошлин, которое частично компенсировано поступлениями НДД (налог поступил за три квартала 2019 года, в апреле, июле и октябре, платеж за четвертый квартал 2019 г. поступит в марте 2020 г.).

Доля налога на прибыль организаций за рассматриваемый период выросла на 0,8% (в основном в связи с централизацией с 2017 г. 1% налога, а также повышения с 2018 г. норматива зачисления в федеральный бюджет налога на прибыль при выполнении соглашения о разделе прибыльной продукции по проекту «Сахалин–2» с 25% до 75%).

Без объективной оценки налогового бремени составление налоговой политики, а также социально-экономической стратегии страны невозможно. Показатель налогового бремени является степенью интенсивности воздействия на налогоплательщиков, а также экономику государства (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Уровень налоговой нагрузки РФ за 2014-2016 гг., %

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Доходы всего

33,80

32,35

32,75

Налоговые доходы и платежи в т.ч.:

31,39

29,28

29,21

Налог на прибыль организаций

3,00

3,12

3,22

Налог на доходы физических лиц

3,41

3,37

3,51

Налог на добавленную стоимость

4,98

5,09

5,31

Акцизы

1,35

1,28

1,58

Таможенные пошлины

6,98

4,04

3,06

Налог на добычу полезных ископаемых

3,67

3,88

3,40

Единый социальный налог и страховые взносы

6,36

6,77

7,35

Прочие налоги и сборы

1,64

1,73

1,78


Уровень налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые, как процентная доля ВВП, на протяжении 2014-2016 гг. оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 33%-32% ВВП). При этом уровень налоговой нагрузки в 2015-2016 гг. составил менее 30% ВВП.

Показатель налоговой нагрузки РФ не соответствует уровню развивающихся стран, а близок к значению показателя стран с развитой экономикой.

Стоит отметить, что увеличение налоговой нагрузки более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков. Кроме того, повышенная нагрузка имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов, перераспределяя средства в пользу текущего потребления и субсидий менее самостоятельным производствам. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности.

Важным элементом при анализе налоговой нагрузки является расчет налоговой нагрузки не только в целом по РФ, но и по отдельные отраслям (расчет отраслевой налоговой нагрузки) (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2014-2016 гг., %

Вид экономической деятельности

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Всего

9,8

9,7

9,6

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3,4

3,5

3,5

Рыболовство, рыбоводство

6,2

6,5

7,7

Добыча полезных ископаемых

38,5

37,9

32,3

Обрабатывающие производства, в том числе:

7,1

7,1

7,9

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

19,4

18,2

19,7

текстильное и швейное производство

8,1

7,8

7,7

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

6,3

6,2

7,3

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

3,9

2,8

2,2

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

2,8

3,5

4,3

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

13,3

13,4

11,6

производство кокса и нефтепродуктов

3,4

2,6

4,7

химическое производство

3,2

4,2

3,5

производство резиновых и пластмассовых изделий

5,6

5,6

6,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

8,0

8,6

8,6

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

3,8

4,5

4,3

производство машин и оборудования

11,7

12,9

13,7

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

10,9

11,2

11,1

производство транспортных средств и оборудования

6,0

6,0

5,2

прочие производства

5,4

4,3

4,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и водыв том числе:

4,8

5,4

6,1

производство, передача и распределение электрической энергии

4,9

5,7

6,4

производство и распределение газообразного топлива

2,7

1,9

3,3

производство , передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

5,2

5,6

4,7

Строительство

12,3

12,7

10,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в т.ч.:

2,6

2,7

2,8

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

2,2

2,8

2,4

Продолжение таблицы 2.5

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,4

2,4

2,6

розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

3,6

3,7

3,7

Гостиницы и рестораны

9,0

9,0

9,5

Транспорт и связь, в том числе:

7,8

7,3

7,2

деятельность железнодорожного транспорта

9,5

10,2

8,4

транспортирование по трубопроводам

3,5

1,7

3,2

деятельность водного транспорта

11,1

13,6

13,1

деятельность воздушного транспорта

2,9

1,4

нет свед.

связь

12,9

12,8

12,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

17,5

17,2

15,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
в том числе:

25,8

25,6

23,4

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

29,1

29,1

25,6


ФНС определяет коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т.е. среднее значение для каждой отрасли. Если уровень нагрузки в организации ниже, чем в среднем по отрасли, это может вызвать подозрение и организацию включат в план выездных проверок.

Исходя из таблицы 2.5, налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности. Например, в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых налоговая нагрузка в среднем за 2014-2016 гг. составляет 36,2%; у компаний обрабатывающих производств – 7,3%, в сфере строительства – 12%; на сельскохозяйственных предприятиях – 3,5%.

Нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором в РФ, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие. Налоговая нагрузка в других отраслях значительно ниже. Причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей.

2.4. Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации

В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них.

Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения.

Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков.


Вместе с тем внесение кардинальных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразны сегодня, поэтому следует находить другие резервы, способствующие росту налоговых поступлений, например, выявление недекларируемых объектов налогообложения.

Первоочередной задачей налоговой политики является повышения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости. Иногда субъекты налогообложения, истолковывают двусмысленные нормы закона в свою пользу и тем самым снижают налоговую нагрузку.

Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот. Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами.

Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.

Повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это положительный фактор для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить рационально.


Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Однако, при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот.

В этой связи в перспективе предлагается получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк.

Оптимизация налоговых льгот также представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом. Уже проделана работа по инвентаризации и систематизации в едином документе всех льгот и освобождений, выделение в их структуре налоговых и неналоговых расходов, оценке их объема за исторический и прогнозный периоды и разнесению таких налоговых расходов по отдельным госпрограммам. Следующая задача – внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

В части неналоговых платежей совместно с деловым сообществом будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил их установления и взимания – своего рода кодекс неналоговых платежей (разработан проект федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Это должно, с одной стороны, сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а с другой – повысить эффективность администрирования таких платежей. По результатам создания нормативной базы, регулирующей такие платежи, планируется, по возможности, сократить количество неналоговых платежей и упростить процедуры их администрирования.