Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, элементы и принципы налоговой системы
1.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
1.3. Критерии оценки налоговых систем
2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2. Анализ объема, структуры и динамики налоговых поступлений
2.4. Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации
По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
«Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации» [1].
При установлении региональных налогов законодательные органы власти субъектов РФ определяют некоторые элементы налогообложения по региональным налогам, если эти элементы региональных налогов не установлены Налоговым кодексом. Так, региональные органы власти могут установить: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налогов [22. c. 317-318].
«Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований» [1].
Местный налог всегда зачисляется в муниципальный бюджет страны. На практике доля таких поступлений в пределах консолидированного бюджета РФ слишком мала и не превышает двух процентов. Основные источники наполнения бюджета страны – это федеральные и региональные отчисления.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрен следующий перечень федеральных налогов и сборов [2]:
- Налог на добавленную стоимость. Автором НДС является французский экономист М. Лоре, предложивший его в 1954 г. взамен налога с оборота, действовавшего с 1920 г. НДС – косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи товара, начиная с производственного и распределительных циклов и заканчивая продажей потребителю.
- Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления.
- Налог на доходы физических лиц. В новейшей истории был введен Верховным Советом РСФСР Законом от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц».
- Налог на прибыль организаций. Является одним из основных элементов налоговой системы РФ и служит элементом перераспределения национального дохода. Данный налог является прямым, т.е. его величина целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий.
- Налог на добычу полезных ископаемых. Введен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №126 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившим силу отдельных актов законодательства РФ».
- Водный налог. Введен в действие с 1 января 2005 г. взамен прежних платежей за воду.
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Сборы введены с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. №148-ФЗ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства.
- Государственная пошлина. Представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в органы власти различного уровня или к должностным лицам, уполномоченным совершать юридически значимые действия [12. c. 46-47].
- Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Перечень региональных налогов (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) [2]:
- Налог на имущество организаций. Концепция реформирования имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, а именно: земли и имущественных объектов, прочно с ней связанных и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Одним из этапов такого перехода является введение нового налога на имущество организаций. Он вступил в силу 1 января 2004 г. на основании Федерального закона от 11 ноября 2003 г. №139-ФЗ.
- Налог на игорный бизнес. Введен в действие Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №182-ФЗ с 1 января 2004 г. Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр или пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
- Транспортный налог. С 1 января 2003 г. все предприятия, у которых есть автомобили, мотоциклы, яхты и др., платят транспортный налог, который заменил налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автодорог [14. c. 194-195].
Перечень местных налогов (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) [2]:
- Земельный налог. Введен в действие с 1 января 2005 г., применяется органами власти городов, районов, округов и т.д.
- Налог на имущество физических лиц. Является обязательным для всех, кто владеет недвижимостью, к которой относятся: дома, квартиры, дачи, хозяйственные и пр. Оплачивать этот налог обязаны все лица, которые не освобождены от него или же не имеют специальных льгот на выплату данного налога.
- Торговый сбор. Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества. К торговой деятельности относятся следующие виды торговли: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями); торговля через объекты нестационарной торговой сети; торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада [23. c. 151-152].
В целях государственной поддержки малого и среднего бизнеса, участников выполнения соглашений о разделе продукции, для создания благоприятной среды функционирования данной категории налогоплательщиков в налоговое законодательство были включены специальные налоговые режимы, которые представляют собой определенный порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Налогового кодекса РФ, «к специальным налоговым режимам относятся:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента)» [1].
Плательщиками ЕСХН являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.
Налогоплательщики, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по специальным налоговым ставкам), налога на имущество организаций, НДС (за исключением таможенного НДС). Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
В отличие от ЕСХН и УСН, единый налог на вмененный доход представляет собой систему налогообложения, при которой налогоплательщикам вменяется фиксированная законодательством базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и соответствующий налог [15. c. 168-169].
Соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ.
Существует два способа раздела продукции:
- Традиционный способ, при котором определяется общий объем продукции и ее стоимость; определяется объем прибыльной продукции; осуществляется раздел прибыльной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением;
- Прямой способ, при котором определяется общий объем продукции и ее стоимость; осуществляется раздел произведенной продукции между государством (доля не менее 32%) и инвестором в соответствии с долями, установленными соглашением [6. c. 188-189].
С 1 января 2013 г. в Налоговом кодексе РФ введена новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения», которая заменила ранее действующую систему приобретения патента при упрощенной системе налогообложения.
Патентная система применяется в отношении 63 видов предпринимательской деятельности, среди которых можно выделить: ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; парикмахерские и косметические услуги; химическая чистка, крашение и услуги прачечных; изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий; ремонт мебели; и др. [2].
Таким образом, система налогов и сборов РФ включает в себя виды налогов и сборов в Российской Федерации, информацию о налогах, общие условия установления налогов и сборов, специальные налоговые режимы. В рамках данной темы мы рассмотрели виды налогов и сборов и специальные налоговые режимы.
1.3. Критерии оценки налоговых систем
Важнейшей характеристикой налоговой системы является её эффективность. Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств:
- издержки налогового администрирования минимальны;
- искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально.
В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговая нагрузка; соотношение прямых и косвенных налогов.
Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей. Общепринятым показателем налогового бремени (НБ) по стране в целом считается доля налогов в ВВП:
(1.1)
где Н – все платежи налогового характера, включая взносы в государственные внебюджетные фонды и таможенные платежи.
Важным элементом при анализе налоговой нагрузки является расчет налоговой нагрузки не только в целом по РФ, но и по отдельные отраслям, то есть расчет отраслевой налоговой нагрузки [18].
К критериям качества налоговой системы относят: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан; полнота и своевременность уплаты налогов [21. c. 133-134].
Критерии оценки налоговых систем:
1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
2. Экономическая нейтральность. Отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.
3. Организационная (или административная) простота. Связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.
4. Гибкость налогов. Предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
5. Прозрачность. Предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги [26. c. 218-220].