Файл: Лабораторная работа 5 по итинфраструктуре предприятия оценка информационной мощности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П.ОГАРЁВА»
Факультет экономический

Кафедра статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5


по ИТ-инфраструктуре предприятия

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Выполнила:

студентка 205 гр. направления подготовки

«Бизнес- информатика» Магрицкая А.В.
Проверила:

д.э.н., профессор кафедры статистики, эконометрики

и информационных технологий в управлении Зинина Л.И.
Саранск 2021

Задание1. Исследовать сущность информационной мощности предприятия и его информационных активов.

Традиционно считается, что основные показатели использования информационных технологий в компаниях и на предприятиях содержатся в ИТ-бюджете и его структуре. Понятна ограниченность такого подхода. Действительно, ИТ-бюджет по определению ориентирован на материальную составляющую информационных активов и никак не отражает их нематериальную часть и, тем более, эффективность функционирования, например, информационных систем.

Понятия «информационные ресурсы», «информационные активы», «информационный капитал» по своей сути являются статическими. Они, естественно, могут быть рассмотрены во времени, но с их помощью довольно трудно описать реальные возможности, которые предоставляют информационные технологии для совершенствования деятельности компании и, что самое главное, трудно оценить эффективность использования таких систем в контексте увеличения конкурентоспособности компании. Существующие методы финансовой оценки информационных активов являются сугубо субъективными. Результаты, полученные разными специалистами, могут отличаться в 2-3 раза. Понятно, что при допускаемых погрешностях в 200-300% оценка просто теряет всякий содержательный смысл. Более того, во многих публикациях информационным активам отводятся незаслуженно второстепенные роли. Предполагается, что они если и влияют, то в основном на стоимость внутренних ресурсов компании, причем подчеркивается их в основном затратный характер. Возможно, именно в силу указанных мнений в последние годы наблюдается опасная тенденция на экономию бюджетов компаний за счет информационных технологий, на снижение финансирования этой составляющей бизнеса.


Представляется интересным исследовать возможность использования и применимость на практике такого термина, как «мощность».

В самом общем смысле «мощность» определяет скорость изменения энергии системы. Обычно это понятие используется в технике и связывается с возможностями тех или иных механических или электронных устройств. В механике мощность рассматривается как скалярное произведение векторов силы и скорости. В электротехнике мощность характеризует скорость передачи или преобразования электрической энергии. В экономике, однако, понятие мощности почти не используется; исключением является его применение для оценки возможностей промышленных предприятий по производству продукции.

Дадим следующее определение. Информационная мощность компании есть синергетическая характеристика, описывающая степень эффективности использования существующих информационных активов для увеличения конкурентоспособности компании с достижением максимума при

а) полном использовании функционала и возможностей информационных систем

б) организации информационных бизнес-решений, адекватных решаемым компанией бизнес-задачам.

При таком определении информационная мощность компании может рассматриваться как совокупный, синергетический критерий эффективности использования информационных активов. Действительно, с информационной точки зрения для обеспечения эффективности бизнес-процессов компании как необходимое и обязательное условие необходимо наличие трех элементов: информационных ресурсов, правильных информационных бизнес-решений по их использованию (информационная модель, инфраструктура, информационные стандарты) и квалифицированной «рабочей силы» (персонала информационных служб).

Из изложенного понятно, что с точки зрения информационного обеспечения бизнеса на конкурентоспособность будут оказывать влияние следующие три группы факторов:

- организационные факторы (адекватность бизнес-моделей реальному состоянию экономики, степень регламентации бизнес-процессов, соответствие информационных бизнес-решений поставленным в стратегии компании бизнес-задачам, организации учета и контроля эффективности функционирования информационных ресурсов и др.);

- технические факторы (количественный состав информационных ресурсов, принятая инфраструктура, возможности информационных систем (спектр услуг для внутренних и внешних пользователей), уровень автоматизации технологических процессов и др.);



- социальные факторы (квалификационный уровень работников информационной сферы, их лояльность к компании и др.)

Исследование влияния столь разнообразных факторов может привести к появлению так называемого «проклятия размерности», препятствующего исследованию конкурентоспособности компании как свойства сложносоставного объекта (точно так же, как такая проблема возникает при решении других экономических задач — прогнозирования развития регионов, трендов различных факторов и их влияния на те или иные области экономики и др.). Вспомним, что в теории систем вводится понятие «параметра порядка» как количественной меры определенного системного качества, коллективной переменной, являющейся функцией многих входящих в нее других переменных, дающей важную информацию о поведении сложных систем как сложноструктурированных целостностей. С философской точки зрения параметр порядка является сильным инструментом понижения размерности системы. Данное выше определение информационной мощности компании, и ее трактовка как синергетической характеристики позволяет рассматривать такую величину как своего рода «параметр порядка» для решения поставленных нами задач.

Введенное понятие «информационной мощности компании», ее представление в виде кортежа с экспертно определяемыми классами, к которым относятся информационные активы компании, а также предлагаемая методика ее оценки предоставляют ряд новых возможностей.

а) Понятие «информационной мощности компании» предоставляет возможность сравнения компаний по эффективности использования информационных активов для повышения уровня конкурентоспособности компании. Действительно у компании может быть много информационных ресурсов, реализованных в современных информационных системах, но слабый персонал, что непосредственно и негативно повлияет как на эффективность использования активов, так и на эффективности выполнения бизнес-процессов, несмотря на то, что их требования по информационному обеспечению полностью «покрыты» информационными технологиями. Непроработанность информационной модели компании также негативно сказывается на эффективности использования информационных ресурсов.

б) Понятие «информационной мощности компании» предоставляет возможность выявления резервов за счет максимального использования свойств и потенциальных сервисов, предоставляемых информационными ресурсами. Действительно, анализ содержания кортежа, классов, к которым относятся элементы информационных активов, значений параметров позволяет выработать целенаправленные рекомендации по совершенствованию соответствующих информационных активов и их основных характеристик.


в) Понятие «информационной мощности компании» предоставляет возможность определения динамики изменения информационных возможностей компаний в различные периоды времени. Эти выводы можно сделать по значениям соответствующих производных, либо по изменению номеров классов, к которым относятся элементы информационных активов и, в целом, по изменению лингвистического значения информационной мощности компании. 

Задание2. Изучить подходы к оценке информационной мощности предприятия

Исследование возможности получения числовых оценок информационной мощности компании выявило много проблем. Действительно, содержательная сущность указанных выше влияющих факторов принципиально различна. В силу этого измерять информационную мощность в натуральных показателях просто невозможно (в компании могут быть одинаковые информационные системы, но с разной степенью использования их возможностей и др.). В стоимостных показателях это также сложно сделать из-за непрямых и нечетких функциональных связей эффективности использования информационных ресурсов с показателями конкурентоспособности компании. Вместе с тем понятно, что в основе любой системы показателей лежат первичные данные. Эти данные характеристики эффективности функционирования элементов информационных активов — должны поддаваться непосредственному численному или иному измерению. Характеристика, относимая к первичным данным, должна входить своими значениями в качестве аргумента хотя бы в один из показателей информационной мощности компании. Отметим, что указанные характеристики могут выражаться различным образом. Наиболее часто употребляемыми являются числовые выражения, однако на практике числовое значение не всегда является адекватным реальной ситуации оценки; кроме того, числовые оценки часто делаются на нерепрезентативных выборках. Другим способом при оценке являются логические переменные, которые обычно используются для выражения, например, наличия и/или отсутствия информационной системы или каких-либо ее свойств. Экспертные же оценки наиболее целесообразно выражать словесно, в виде лингвистических переменных. Для их описания используется аппарат теории нечетких множеств и принципы так называемой «фаззификации» и «дефаззификации», позволяющие переводить число -вые значения в лингвистические оценки и обратно.


Разрабатываемое понятие «информационной мощности компании» является новым и пока только внедряется в практику. Однако в развитых компаниях объективно существуют разнообразные (зачастую неоформленные документально) подходы к формированию указанных выше характеристик информационных активов компании — критериев, параметров, показателей и др. Исследование таких практических подходов проводилось в 7 компаниях, ориентированных на сервисы, и 5 компаниях, ориентированных на производство. В результате исследований удалось сделать следующие обобщения.

Информационная модель компании является «... совокупностью типов информационных объектов и их взаимосвязей.», описывает информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации в компании) и должна рассматриваться как неотъемлемая часть общей бизнес-модели компании. В качестве основных показателей используются степень адекватности описания информационных потоков выбранным методам представления (матрицы, графы, логические деревья, схемы), степень охвата типами информационных объектов сущностей бизнеса, степень охвата описаниями деятельности компании в целом и ее подразделений, язык (нотации), в которых описана бизнес-модель (IDEF,UML и др.), степень документирования, степень визуализации, степень использования информационных стандартов персоналом и внешними консультантами, частота обновления (всего обычно используется не более 4-5 показателей, описываемых числовым или лингвистическим образом).

Многообразие возможных информационных ресурсов столь велико, что общая методология количественной и качественной их оценки, а также прогнозирования потребностей в них не разработана. Однако, так как необходимость консолидации информационных ресурсов в центрах обработки данных для современных компаний очевидна, то наличие и характеристики ЦОД могут рассматриваться, например, как обобщенные показатели возможностей информационных ресурсов компании. Целесообразно здесь также говорить об информационных системах. К основным их характеристикам информационных систем компании относят количество и качество предоставляемых услуг, степень покрытия информационными сервисами основных бизнес-задач, степень доступности, безопасность,оперативность решения бизнес-задач и др. Информационные вопросники обычно содержат до 20-25 показателей.