Файл: Философия Средневековья. Принцип теоцентризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки.

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога, Бог является реальностью, определяющий все сущее. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Таким образом, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога.

Список литературы

  1. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1, 1994.

  2. Грецкий С.В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе, 1990.

  3. История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

  4. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. 33. Июль 1995. Париж, 1995.

  5. Честертон Г. Святой Фома Аквинский / Честертон Г. Вечный человек. М., 1991

  6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 603 с.

  7. Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975. - 504 c.

  8. Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. - 1972.

  9. Этьен Жильсон "Философ и теология" - М.: Гнозис, 1995 (перевод французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la thйologie" - Paris, 1960)

  10. Основы религиоведения Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова.-- М.: Высш. шк., 1994.-- 368 с.

  11. https://fil.wikireading.ru/9655

  12. https://studfile.net/preview/5584418/page:3/

  13. https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/frolovintro/chapter1_3.php