Файл: Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, элементы и принципы налоговой системы
1.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
1.3. Критерии оценки налоговых систем
2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2. Анализ объема, структуры и динамики налоговых поступлений
2.4. Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации
Одним из важнейших инструментов налоговой системы любого государства является налоговый контроль.
Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ, «целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах».
Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ, «камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа».
В соответствии со ст. 89 «выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа» [1].
Таким образом, к критериям оценки налоговых систем относят: равенство обязательств, экономическая нейтральность, организационная (или административная) простота, гибкость налогов и прозрачность.
Основной формой налогового контроля, позволяющей наиболее полно проверить правильность уплаты налогов плательщиками, являются налоговые проверки. Во время проведения проверки может производиться инвентаризация имущества, а также осмотр налоговым органом производственных, складских и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
Доходы федерального бюджета РФ классифицируются на несколько основных типов. В первую очередь, это налоговая выручка. Ее формируют, таким образом, сборы, взимаемые ФНС в соответствии с законодательством, таможенные и иные пошлины. В числе ключевых источников – пошлины за экспорт нефти.
В среде российских экспертов достаточно популярна модель классификации бюджетных расходов исходя из их экономической роли, а также их функционального назначения. Касательно первого критерия формируются статьи, которые связаны с финансированием производства и иных сфер, значимых с точки зрения развития национальной экономики. В свою очередь, классификация расходов по функциональному назначению, может подразделяться на ассигнования в пользу поддержания работы органов власти, армии, исследований и др.
Рассмотрим динамику доходов и расходов бюджета РФ в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Доходы и расходы бюджета РФ за 2017-2019 гг., млрд. руб.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Динамика |
|||||
2018/2017 гг. |
2019/2018 гг. |
2019/2017 гг. |
|||||||
млрд. руб. |
темп при-роста, % |
млрд. руб. |
темп при-роста, % |
млрд. руб. |
темп при-роста % |
||||
ВВП |
91 843,20 |
104 335 |
109 361,5 |
12 491,8 |
13,6 |
5 026,50 |
4,8 |
17 518,3 |
19 |
Доходы бюджета |
15 088,9 |
19 454,4 |
20 187,2 |
4 365,5 |
28,9 |
732,80 |
3,8 |
5 098,3 |
33,8 |
Расходы бюджета |
16 420,3 |
16 713 |
18 213,2 |
292,7 |
1,8 |
1 500,20 |
9 |
1 792,90 |
10,9 |
Дефицит / Профицит бюджета |
-1 331,4 |
2 741,4 |
1 974 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Исполнение федерального бюджета в 2019 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 г.», от 18 июля 2019 г. № 175-ФЗ, от 2 декабря 2019 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 г.»; нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 г. составило:
- по доходам – 20 187,2 млрд. руб. (101,1% к законодательно установленному объему);
- по расходам – 18 213,2 млрд. руб. (98,5% к законодательно установленному объему, 94,2% к уточненной росписи);
Таким образом, профицит федерального бюджета за 2019 г. составил 1 974 млрд. руб. или 1,8% к ВВП.
В 2019 г. профицит федерального бюджета составил 1,8 процентного пункта к ВВП и уменьшился на 0,8 процентного пункта к ВВП, в основном за счет уменьшения поступления нефтегазовых доходов на 1,4 процентного пункта к ВВП, или 1 093,5 млрд руб., обусловленного фактическим снижением цен на нефть марки «Юралс» (средняя цена на нефть в декабре 2018 г. – ноябре 2019 г. составила 63,2 доллара США за баррель, а в декабре 2017 г. – ноябре 2018 г. – 70,4 долларов США за баррель). В 2019 г. продолжилась тенденция к снижению ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который уменьшился на 0,6 процентного пункта к ВВП по сравнению с 2018 г.
Расходы федерального бюджета выросли на 0,7 процентного пункта к ВВП. В реальном выражении объем расходов федерального бюджета увеличился и составил 105,8% к расходам 2018 г.
Таким образом, в 2018-2019 гг. сформировался профицит бюджета.
Стоит отметить, что в 2019 г. в результате превышения ценой на нефть базового уровня сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 2 956,8 млрд. руб.
В соответствии с «бюджетным правилом» дополнительные нефтегазовые доходы ежемесячно направлялись на покупку иностранной валюты, а затем будут перечислены в ФНБ. Согласно Порядку проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств ФНБ, утвержденному приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1387, в течение 2019 г. на покупку иностранной валюты направлено 2 977,2 млрд. руб. (с учетом корректировки на основе отчетных данных объема по купки иностранной валюты за декабрь 2018 г., которая учтена в расчете на январь 2019 г., и за исключением корректировки на основе отчетных данных объема покупки иностранной валюты за декабрь 2019 г., учтенной в расчете на январь 2020 г.).
Самый высокий уровень исполнения расходов в 2019 г. приходится на IV квартал (34,4%) и, соответственно, на декабрь (18%), как и в предыдущие годы, что связано с расходами федерального бюджета в декабре на выплату заработной платы, денежного содержания, перечисление межбюджетных трансфертов внебюджетным фондам Российской Федерации и обслуживание государственного долга, расходы по которым осуществляются либо в порядке установленным законодательством Российской Федерации, либо в соответствии с графиком платежей.
2.2. Анализ объема, структуры и динамики налоговых поступлений
Проведение учёта и анализа на основе данных налоговой отчетности позволяет определить, как прогнозные, так и реальные значения поступлений налогов и сборов, составляющих основную часть доходов бюджета Российской Федерации, необходимых для финансирования расходных обязательств страны.
В таблице 2.2 представлен состав и динамика налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг.
Таблица 2.2
Состав и динамика налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2017-2019 гг.
Показатель |
млрд. руб. |
Динамика |
|||||||
2018/2017 гг. |
2019/2018 гг. |
2019/2017 гг. |
|||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
млрд. руб. |
темп при-роста % |
млрд. руб. |
темп при-роста % |
млрд. руб. |
темп при-роста % |
|
Налоговые доходы – всего, в т.ч.: |
13986 |
18179,2 |
19037,2 |
4193,2 |
30 |
858 |
4,7 |
5051,2 |
36,1 |
налог на прибыль организаций |
762,4 |
995,5 |
1185 |
233,1 |
30,6 |
189,5 |
19 |
422,6 |
55,4 |
государственная пошлина |
93,4 |
96,3 |
101,2 |
2,9 |
3,1 |
4,9 |
5,1 |
7,8 |
8,4 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
3069,9 |
3574,6 |
4257,8 |
504,7 |
16,4 |
683,2 |
19,1 |
1187,9 |
38,7 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
2067,2 |
2442,1 |
2837,4 |
374,9 |
18,1 |
395,3 |
16,2 |
770,2 |
37,3 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
909,6 |
860,7 |
946,7 |
-48,9 |
-5,4 |
86 |
10 |
37,1 |
4,1 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) ввозимым на территорию РФ |
78,2 |
96,3 |
90,3 |
18,1 |
23,1 |
-6 |
-6,2 |
12,1 |
15,5 |
НДПИ |
4061,4 |
6060,3 |
6024,9 |
1998,9 |
49,2 |
-35,4 |
-0,6 |
1963,5 |
48,3 |
Налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья |
- |
- |
101,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,2 |
0,2 |
0,8 |
- |
- |
0,6 |
300 |
0,6 |
300 |
доходы от внешнеэкономической деятельности, из них: |
2602,7 |
3708,8 |
3017,7 |
1106,1 |
42,5 |
-691,1 |
-18,6 |
415 |
15,9 |
ввозные таможенные пошлины |
583,2 |
665,8 |
710,8 |
82,6 |
14,2 |
45 |
6,8 |
127,6 |
21,9 |
вывозные таможенные пошлины |
1968,3 |
3025,7 |
2291,3 |
1057,4 |
53,7 |
-734,4 |
-24,3 |
323 |
16,4 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
341 |
344,4 |
474,3 |
3,4 |
1 |
129,9 |
37,7 |
133,3 |
39,1 |
Как видно из таблицы 2.2, налоговые доходы федерального бюджета РФ за исследуемый период увеличились на 5 051,2 млрд. руб. или на 36,1% преимущественно за счет налога на прибыль, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, НДПИ.
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (внутренний НДС) увеличился за счет роста налоговой базы и изменения ее структуры, повышения качества администрирования и увеличения соотношения суммы поступлений к сумме начисленного налога; налог на прибыль организаций - в основном за счет роста поступлений налога на прибыль в виде дивидендов и процентов; ввозных таможенных пошлин (за счет роста рублевой стоимости импорта), а также доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда национального благосостояния, в связи с возросшим в течение года объемом размещения временно свободных остатков на едином счете федерального бюджета в результате успешного запуска новых и развития действующих инструментов управления ликвидностью, а также в связи с сохраняющимся высоким уровнем процентных ставок.
На рисунке 2.1 наглядно представлена динамика налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг.
Рисунок 2.1 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг., млрд. руб.
Прогноз доходов федерального бюджета в течение 2019 г. дважды пересматривался с учетом динамики их поступлений, отклонения фактических значений показателей социально-экономического развития от прогнозных, а также на фоне отдельных изменений налогового законодательства и иных факторов.
Далее рассмотрим структуру налоговых доходов федерального бюджета РФ (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2017-2019 гг., %
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение, % |
||
2018/ 2017 гг. |
2019/ 2018 гг. |
2019/ 2017 гг. |
||||
Налоговые доходы – всего, в т.ч.: |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
налог на прибыль организаций |
5,4 |
5,5 |
6,2 |
0,1 |
0,7 |
0,8 |
государственная пошлина |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
-0,2 |
- |
-0,2 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
21,9 |
19,7 |
22,4 |
-2,2 |
2,7 |
0,5 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
14,8 |
13,4 |
14,9 |
-1,4 |
1,5 |
0,1 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
6,5 |
4,7 |
5 |
-1,8 |
0,3 |
-1,5 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) ввозимым на территорию РФ |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
-0,1 |
- |
-0,1 |
НДПИ |
29 |
33,3 |
31,6 |
4,3 |
-1,7 |
2,6 |
Налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья |
- |
- |
0,5 |
- |
0,5 |
0,5 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
доходы от внешнеэкономической деятельности, из них: |
18,6 |
20,4 |
15,9 |
1,8 |
-4,5 |
-2,7 |
ввозные таможенные пошлины |
4,2 |
3,7 |
3,7 |
-0,5 |
- |
-0,5 |
вывозные таможенные пошлины |
14,1 |
16,6 |
12 |
2,5 |
-4,6 |
-2,1 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
2,4 |
1,9 |
2,5 |
-0,5 |
0,6 |
0,1 |