Файл: Перспективные направления реформирования налога на доходы физических лиц..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическое значение налога на доходы физических лиц
1.1. Понятие и характеристика элементов налога на доходы физических лиц
2. Анализ основных тенденций и проблем развития налогообложения доходов физических лиц
2.1. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
2.2. Исчисление и уплата налога на доходы физических лиц
2.3. Перспективные направления реформирования налогообложения
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система в настоящее время немыслима без налога на доходы физических лиц. Преимущество этого налога заключается, прежде всего, в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население.
В отличие от большинства других налогов НДФЛ сравнительно молод. Первая попытка ввести относительно справедливое обложение налогом в зависимости от финансового состояния налогоплательщика была осуществлена в Англии в конце XVIII века в виде утроенного налога на роскошь.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль.
Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в Российской Федерации до сих пор этот налог является предметом острых дискуссий и споров.
Дело в том, что в настоящее время правовое регулирование налога на доходы физических лиц не является в полной мере эффективным. Это связано с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Таким образом, необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.
Роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в Российской Федерации изменилась, встал острый вопрос о реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенства в налогообложении доходов населения.
Существенный вклад в изучении проблем налогообложения, налоговой политики, в том числе в отношении физических лиц, внесли отечественные ученые-экономисты, такие как Бабич А.М., Барулин С.В., Брызгалин А.В., Романовский М.В., Сидорова Н.И. Шаталов С.Д. и др.
Цель курсовой работы – рассмотреть перспективные направления реформирования налога на доходы физических лиц.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть элементы налога на доходы физических лиц;
- Рассмотреть налоговые вычеты;
- Проанализировать динамику налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
- Определить особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- Рассмотреть перспективные направления реформирования налогообложения.
Предмет исследования – налог на доходы физических лиц.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Экономическое значение налога на доходы физических лиц
1.1. Понятие и характеристика элементов налога на доходы физических лиц
В системе финансовых отношений немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги.
В самой общей форме налог можно рассматривать как особую форму финансирования частными лицами – членами определенного сообщества своих общих потребностей.
Однако, учитывая сложную политико-правовую и финансово-экономическую природу налога, в зависимости от поставленных целей исследования могут применяться разные определения этого понятия.
С юридической точки зрения налог может быть определен как основанный на особом законе механизм перевода части собственности отдельных лиц в общественную, государственную собственность.
В социально-экономическом смысле налог представляет собой средство совместного, распределенного в установленном порядке финансирования гражданами и предприятиями деятельности государства по поддержанию правопорядка и обеспечению иных общих потребностей общества.
В фискальном смысле налог представляет собой принудительные платежи, собираемые специализированными органами государства с частных лиц, признаваемых налогоплательщиками и обязанных платить налоги в соответствии с действующим законодательством [3].
Налоги представляют собой обязательный «встроенный» элемент современных экономических отношений. В зависимости от направления и способов использования государством собираемых налоговых доходов, налоги могут выступать в виде платы за обеспечение законности и поддержание правопорядка (содержание суда, полиции, исправительных учреждений), оплаты услуг государственных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, взносов за страхование (поддержание системы обязательного медицинского и пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев, от безработицы и др.), оплаты услуг по развитию и содержанию объектов общегосударственного значения (дороги, системы связи, водоснабжения и др.), финансирования совместных расходов на защиту от внешних угроз (содержание дипломатических органов, вооруженных сил, пограничной службы), платы за поддержание внешней конкурентоспособности национальной экономической системы (финансирование перспективных научных разработок, предоставление льготных кредитов и государственных гарантий экспортерам) [3].
Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) – основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
В ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным. Это один из немногих налогов, который существовал в годы советской власти, когда в стране почти отсутствовала система налогообложения [13. c. 283].
Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами, используется практически всеми государствами. Как правило, подоходное налогообложение строится на основе следующих базовых постулатов:
- налогообложению подлежат доходы, получаемые в течение налогового периода;
- государство облагает налогом у налоговых резидентов доходы, полученные ими во всем мире, а у лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только доходы от источников в этом государстве. Под налоговыми резидентами какого-либо государства обычно понимают лиц, имеющие тесные (как правило, экономические) связи с этим государством. Государство самостоятельно устанавливает критерии, на основании которых определяется налоговый статус того или иного лица [12. c. 174].
Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ (части второй) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ), «налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации» [1].
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В соответствии со ст. 211 НК РФ, при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
1. Оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
2. Полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;
3. Оплата труда в натуральной форме [1].
Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:
- материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
- материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов [1].
Далее рассмотрим налоговые ставки в таблице 1.1. [24]
Таблица 1.1
Налоговые ставки налога на доходы физических лиц (ст. 224 НК РФ (части второй))
% |
Применение |
9% |
В отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. |
Продолжение таблицы 1.1 |
|
13% |
Если физ. лицо является налоговым резидентом РФ, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% |
15% |
В виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15% |
30% |
В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации |
35% |
Устанавливается в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ; доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2.1 НК РФ. |
Работодатели обязаны удерживать и перечислять НДФЛ один раз по итогам каждого месяца. Делать это необходимо не позднее следующего дня после выплаты зарплаты (при окончательном расчёте дохода работника за месяц).
Удержанный с сотрудника НДФЛ работодатель должен перечислять в бюджет налогового органа.
Организации, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный подоходный налог как по месту нахождения главного офиса, так и по месту нахождения каждого из подразделений. Однако с 2020 г. введено новое правило. Если есть несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, можно выбрать одну инспекцию. О своем выборе нужно уведомить налоговые органы не позднее 1 числа налогового периода. Со следующего года инспекцию можно изменить [8. c. 112].
Согласно ст. 231 НК РФ (части второй), «излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении» [1].
Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 НК РФ. Представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.