Файл: Управление государственным внешним долгом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обычно используются такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, выплата долга в местной валюте с последующей конвертацией в инвестиции или имущество, обмен на долговые обязательства третьих лиц. страны и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяются в концепцию конвертации внешнего долга. В данном случае под конверсией понимается реализация всех механизмов, обеспечивающих замену внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.  

3. Зарубежный опыт управления государственным внешним долгом

Управление государственным внешним долгом - одно из важных направлений финансовой политики любого государства. История многих стран показывает, что неэффективность структуры государственного внешнего долга с точки зрения сроков погашения, валют или процентных ставок, а также крупные безоговорочные условные обязательства были важными факторами в возникновении или распространении экономических кризисов. 

Мировой опыт показывает, что чрезмерный уровень государственного внешнего долга ведет к повышению процентных ставок и может отрицательно сказаться на реальном объеме производства. Долги, выраженные в иностранной валюте, сопряжены с особым риском, и чрезмерная зависимость от долгов, деноминированных в иностранной валюте, может привести к давлению на обменный курс и / или денежно-кредитной напряженности, если инвесторы не желают рефинансировать государственный долг в иностранной валюте. 

Кризисы на долговых рынках подчеркнули важность рациональной практики управления долгом и необходимость создания эффективного и надежного рынка капитала. Хотя политика управления государственным внешним долгом не всегда была единственной или даже основной причиной этих кризисов, структура сроков погашения, процентная ставка и валютная структура портфелей государственного долга часто способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с сильной макроэкономической базой рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики перед экономическими и финансовыми потрясениями.  

В современных условиях необоснованная экономическая политика, приводящая к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств, считается частой причиной бюджетного дефицита и связанного с ним роста государственного внешнего долга для многих стран. Похожая ситуация складывается в России, что требует изучения разнообразного опыта управления государственным внешним долгом в западных странах.  


Один из подходов к управлению государственным долгом состоит в том, чтобы согласовать общие условия относительно приемлемых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, долг от 50 до 70% ВВП обычно не вызывает беспокойства. 

Государственный долг в странах, которые первыми предоставили условия для вступления в Европейский валютный союз, в целом составляет более 60% ВВП. Например, в Финляндии это около 56%, во Франции - 58%, Германии - 61%, Испании - 69%, в Италии - 122%. В то же время Италия пообещала сократить вдвое свой долг к 2016 году. В США государственный долг (деньги, причитающиеся федеральному правительству США) в настоящее время составляет чуть более 14 триллионов долларов. долларов, это более 90% ВВП. Доля американского долга перед Россией составляет более 120 миллиардов долларов. На 2011 год прогнозируется госдолг США в размере 15,673 трлн. долларов или 101,1% ВВП. В условиях кризиса такие выплаты станут ощутимым бременем для бюджета любой страны. Что касается взаимосвязи между государственным внешним и внутренним долгом, отдельные страны, в зависимости от обстоятельств, используют разные подходы. Например, в Новой Зеландии государственный внешний долг был полностью погашен еще в 2000 году. Отказавшись брать займы из-за границы, правительство стало крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. В ряде других стран, напротив, пытаются перевести государственные заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать конкуренции на национальном рынке для заемщиков из негосударственного сектора и тем самым способствовать увеличению внутренних инвестиций. Этой позиции, в частности, придерживается Бразилия. Здесь при всех изменениях финансовой политики и экономических реформ учитывается необходимость сокращения внутреннего долга государства.               

В ряде стран, таких как Ирландия, Дания, Швеция, используются не совсем обычные, сложные методы управления государственным внешним долгом, направленные на снижение затрат и рисков его обслуживания. Основная задача - снизить стоимость обслуживания государственного внешнего долга. Для оценки эффективности управления долгом используется теоретически построенная базовая модель долгового портфеля с разделением по валютам, срокам погашения, структуре процентных ставок и относительно равномерному графику выплат по долгу. Стремление к аналогичным подходам к управлению государственным внешним долгом наблюдается также в Австрии, Аргентине, Бельгии, Италии, Колумбии и Португалии.   



Отмечаются определенные успехи отдельных стран в совершенствовании системы обслуживания государственного внешнего долга за счет его коммерциализации. Специальное агентство по управлению долгом при Министерстве финансов, имеющее лицензию Министерства финансов, ведет операции так, как будто с точки зрения инвестиционного банка заработная плата его сотрудников зависит от результатов деятельности по управлению долгом. Некоторая часть портфеля государственного долга может быть временно передана в контролируемое управление несколькими независимыми менеджерами, что позволяет Министерству финансов сравнивать методы и результаты своей деятельности с операциями своих сотрудников. В целом использование новых подходов к управлению государственным внешним долгом считается более продуктивным, чем простая подготовка и выполнение обычных программ внешнего заимствования.    

Одним из новых аспектов зарубежного опыта обслуживания государственного долга является его связь с приватизацией. Можно выделить два аспекта этой связи: 

  • Доходы от приватизации часто используются для сокращения государственного долга;

  • В ходе приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигаций.

Судя по опыту стран с переходной экономикой, организация и практика внешних заимствований в Китае представляют интерес, особенно когда они используются в инвестиционных целях. Здесь внешние заимствования традиционно осуществлялись десятью уполномоченными заемщиками, часть из которых принадлежит центральным и местным органам власти. Уполномоченные заемщики, используя свое имя и репутацию, на выгодных условиях привлекают заемные ресурсы в иностранной валюте, которые затем ссужаются отдельным корпорациям и проектам. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными органами с высокими кредитными рейтингами. В будущем основным заемщиком считается Казначейство, которое уже смогло успешно разместить сверхдолгосрочные облигации со сроком погашения 100 лет в США. Внешние заимствования на инвестиционные цели также осуществляются тремя государственными банками: Государственным банком развития, Экспортно-импортным банком и Банком сельскохозяйственного развития. Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляет ему государство, но имеет право их отклонить. Все акции банка принадлежат государству, и он подотчетен Госсовету. Хотя банк не берет займы напрямую у государства, он имеет высокий международный кредитный рейтинг.        


При этом, как показывает опыт западных стран, деление государственного долга на внешний и внутренний становится все менее актуальным. Этому способствует стабильная конвертируемость национальных валют, а также сближение основных условий на внутренних долговых рынках с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Это создает условия для единого подхода к управлению государственным внешним и внутренним долгом, что также ускоряет процесс принятия оперативных решений.  



Заключение


В условиях глобального финансово-экономического кризиса для многих стран мира важно найти наиболее эффективные методы управления внешним долгом. Государственный долг неоднороден, для его составных элементов требуются определенные механизмы регулирования с использованием различных финансовых инструментов. 

Учитывая вышеизложенное, наличие стабильной и комплексной системы управления государственным внешним долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, изучение и применение зарубежного опыта в решении данного вопроса, является важным условием экономического развития государства, обеспечивающим точную исполнение федерального бюджета.

Таким образом, цель управления государственным внешним долгом - найти оптимальный баланс между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами на их привлечение, обслуживание и погашение.

















Список литературы


  1. Бюджетный кодекс РФ. - М.: Проспект, КноРус, 2012

  2. Финансы. Денежный оборот. Источники: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики (080100) и менеджмента (080500) / Под ред. GB поляк. - 3-е изд., Перераб. И доп. - М.: ЕДИНСТВО - ДАНА, 2006

  3. Финансы: учебник. - 2-е изд., Перераб. И доп. / Под ред. В.В. Ковалев. - М.: Велби Т.К., Изд-во Проспект, 2006 

  4. Государственные и муниципальные финансы: учебник. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление, 060400 Финансы и кредит / Под ред. GB поляк. 3-е изд., Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

  5. Финансы, налоги и кредит: Учебник. Эд. 2-й, доп. и пересмотрено / Меньше суммы. изд. И.Д. Мацкуляка. - М.: Издательство РАГС, 2008

  6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М. В. Романовский и др.; Эд. М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - М.: Юрайт - Издательство, 2005

  7. Афанасьев, Мст.П. Бюджетно-бюджетная система: учебник - 2-е изд., Перераб. / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; изд. Мст. П. Афанасьева. - М.: Издательство Юрайт, 2015  

  8. Ломакин Виктор Кузьмич. Л74 Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. - 3-е изд., Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

  9. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 9-е изд., Перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашко и К °, 2012.