Файл: Управление государственным внешним долгом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Письменная работа

Реферат на тему: «Управление государственным внешним долгом»

Дисциплина: Бюджет и бюджетная система РФ






Выполнил: студент группы ГМН-518

Ф.И.О. Ермакович Елизавета Валерьевна

Омск 2023

Содержание

Введение

1. Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия

2. Сущность и методы управления государственным внешним долгом

3. Зарубежный опыт управления государственным внешним долгом

Заключение

Список литературы

Введение

В современных достаточно сложных условиях мирового финансового кризиса, когда исполнение федерального бюджета многих стран прогнозируется с дефицитом, становится задачей управления государственным внешним долгом.

Особенно актуальны показатели макроэкономической стабильности и перспективы роста экономики страны напрямую зависят от эффективности ее решения. 

Усиление нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках еще больше усугубляет положение суверенных должников, значительно снижая их способность обслуживать внешние обязательства. И в этой ситуации главное - определиться с общей стратегией поиска оптимального решения. 

В связи с этим осознание фундаментальных источников проблемы, ошибок, изучение зарубежного опыта решения подобных вопросов представляется весьма актуальным и объективно необходимым для успешного решения данной проблемы.

1. Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия

С появлением государства возникли его потребности, которые нужно было финансировать, что способствовало появлению таких финансовых категорий, как государственные налоги, расходы и бюджет. Развитие государства привело к расширению его функций, росту потребностей. Это привело к увеличению государственных расходов.  

Со временем налогов и неналоговых доходов оказалось недостаточно для покрытия всех государственных расходов, и государство было вынуждено прибегать к займам от монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и т.п. Монарх и его правительство направляли средства, полученные в виде займов, в общий фонд финансовых ресурсов и
использовались для покрытия государственных расходов, а долги погашались за счет налоговых и неналоговых доходов. Займы были первой и наиболее распространенной формой государственного долга.  

Государственный долг– это временная мобилизация дополнительных средств государством для покрытия своих расходов (государственные займы).

Государственный долг Российской Федерации включает долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, другими субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами. лиц, возникших в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговых обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговых обязательств, возникших в результате принятия законодательных актов Российской Федерации о присвоении долговых обязательств третьих лиц. стороны государственного долга.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, в зависимости от валюты возникающих обязательств различают внутренний и внешний государственный долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны только в соответствующем пункте, но они должны быть оплачены в российской валюте. Внешний государственный долг относится к обязательствам, возникающим в иностранной валюте. Внешний государственный долг- это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Он должен быть погашен в течение определенного периода времени, и его погашение осуществляется в свободно конвертируемой валюте.     

Государственный внешний долг России полностью и безоговорочно обеспечен всей федеральной собственностью, составляющей государственную казну. Федеральные органы власти используют все свои полномочия для формирования доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации. 

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации входят:



  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

  • размер основного долга по полученным Российской Федерацией займам и обязательствам, выраженным в иностранной валюте, в том числе по целевым внешним займам (займам), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

  • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте.

Размер государственного внешнего долга зависит от динамики обменного курса. Если обменный курс изменился в период между датами определения суммы долга, то переоценка суммы внешнего государственного долга, выраженного в иностранной валюте, в рублях является одним из факторов изменения общей суммы долга. этот долг. 

Увеличение государственного внешнего долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным займам. Он также увеличивается из-за обязательств, взятых на себя государством к исполнению, но по разным причинам не профинансированных вовремя. Поэтому государство должно брать займы на нормальных, естественных и разумных основаниях и условиях, особенно сейчас, в условиях мирового финансово-экономического кризиса.  

Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить совокупный спрос государства на товары и услуги. При этом ими можно оплачивать госзакупки за рубежом, возвращать ранее полученные кредиты. 

Последствия государственного внешнего долга приводят к значительному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также к увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также отток национального капитала за границу.

Рост государственного внешнего долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.

Постоянное использование внешних займов для покрытия дефицита государственного бюджета приводит к падению эффективности этого метода, в результате чего необходимо искать наиболее эффективные методы решения данной проблемы

2. Сущность и методы управления государственным внешним долгом


Существование государственного внешнего долга автоматически подразумевает обязанность государства управлять им. Под управлением государственным внешним долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию размера, структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга. 

Цель управления государственным внешним долгом - найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами на их привлечение, обслуживание и погашение.

Управление государственным внешним долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченным им Министерством финансов России определенными методами. Правительство Российской Федерации в Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается самой общей формулировки основных целей управления государственным внешним долгом:

  • поддержание объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне;

  • снижение стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

  • обеспечение выполнения обязательств государства в полном объеме.

Методы управления государственным внешним долгом можно разделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и точном выполнении индивидуальных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не обеспечивают оценку рентабельности и результатов действий по управлению государственным долгом. 

Финансовые методы заключаются в выборе методов и форм обеспечения погашения государственного долга с использованием анализа финансовых показателей и направлены на получение максимального эффекта от привлеченных кредитов с минимальными затратами, связанными с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых на себя обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, используются следующие методы управления государственным внешним долгом: консолидация ссуд, реструктуризация, рефинансирование, конвертация ссуд и аннулирование. Управление государственным внешним долгом напрямую влияет на экономический рост, инфляцию, проценты по кредитам, занятость, инвестиции в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.   


Из всего многообразия существующих методов управления государственным внешним долгом в Российской Федерации используется конверсионный метод. Россия сейчас активно использует метод погашения внешнего долга товарными поставками. 

Конверсия - использование различных механизмов, обеспечивающих замену государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конвертации являются обмен долга на акции (имущество), обмен долга на товар, обмен долга на природоохранные мероприятия, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конвертация долга в долговые обязательства третьих стран и др.; 

Меры, направленные на поддержание платежеспособности кредиторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, называются ревизией (реструктуризацией) долга.

Реструктуризация государственного внешнего долга предполагает сочетание различных мер:

  • Отсрочка платежей, то есть отсрочка выплаты основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний период, чем первоначально согласованный;

  • Уменьшение долга - уменьшение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого списания (прощения) части долга, либо продажи ее с дисконтом на вторичном рынке, либо перевода (конвертации) в любые национальные активы страны (ценные бумаги, акции должника); Основанием для списания долговых обязательств полностью или частично кредитором может быть очень низкая вероятность, а точнее практическое отсутствие возможности погашения долговых обязательств из-за снижения стоимости реальных активов; 

  • Рекапитализация - обмен долгов на облигации дебиторов или предоставление новых займов с целевым назначением погашения прошлых долгов;

  • Зачет или обмен в национальной валюте одного долга на другой.

Эти операции направлены на достижение главной цели - восстановление кредитоспособности и платежеспособности развивающихся стран, укрепление позиций ТНК в странах-должниках. Другими словами, реструктуризация составляет новый, более выгодный график погашения долга для должника, чем это было предусмотрено в первоначальном соглашении. 

Страны с рыночной экономикой обычно не используют вышеуказанные методы управления государственным долгом (кроме конверсии), поскольку такие методы приводят к снижению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Использование таких методов наблюдается только в условиях тяжелого финансового и бюджетного кризисов.