Файл: Тема 10 Этапы и периоды детского возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 10

Этапы и периоды детского возраста.
Организм ребенка находится в процессе постоянного роста и развития. В зависимости от особенностей окружающей среды и динамики физиологических процессов выделяют внутриутробный этап развития ребенка (с подразделением на фазы):

- эмбрионального развития;

- плацентарного развития;

- рождения.

Внеутробный этап жизни подразделяется на периоды жизни ребенка:

- новорожденности;

- грудной;

- преддошкольный (ясельный);

- дошкольный;

- ранний школьный;

- старший школьный.

Внутриутробный этап развития продолжается от момента зачатия до рождения и составляет в среднем 280 дней (10 лунных месяцев), начиная с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

В течение первых трех месяцев (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. Осуществляется закладка органов и тканей, формирование плаценты. С III по Х лун. месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (проф. вредность, интоксикация, болезни) на организм беременной в первые три месяца беременности значительно возрастает риск развития аномалий и уродств плода.

Этап рождения продолжается от начала схваток до момента перевязки пуповины. Это самый тяжелый и ответственный момент для ребенка.

Роды:

- срочные - 37 - 41 неделя;

- преждевременные - до 37 недели;

- запоздалые - после 42 недели.

Внеутробный этап жизни начинается с момента перевязки пуповины.

Период новорожденности (3 - 4 недели). Это время приспособления ребенка к новым условиям существования. У него формируется легочное дыхание, большой и малый круги кровообращения, начинают функционировать пищеварительный аппарат, выделительная система почек и мочевыводящих путей. Для ребенка этого периода характерна функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС.

В этот период наблюдается ряд переходных состояний: физиологическая желтуха, физиологическая эритема (катар) кожи, снижение массы тела и т. п. высока вероятность внесения инфекции через пуповину, пупочную ранку, кожу. Любые инфекционные заболевания опасны из-за возможности развития септических состояний. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней жизни, когда его органы и системы наиболее ранимы, создание оптимальных условий для развития, правильный уход обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни.


Грудной период длится от 29 дня до 1 года.

Для ребенка этого возраста характерны быстрые темпы увеличения длины и массы тела, интенсивный обмен веществ, совершенствование функциональной деятельности ЦНС. В тоже время сохраняется относительная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому часто наблюдаются расстройства функции ЖКТ. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов и микроэлементов могут развиться рахит, железодефицитная анемия, аллергический диатез.

Активно используется закаливание детей по специальным методикам, проводятся профилактические вакцинации.

Преддошкольный период охватывает возраст от 1 до 3 лет и характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок активен, мобилен. К концу 2 года завершается прорезывание молочных зубов, интенсивно увеличивается мышечная масса.

Дети этого периода развития наиболее восприимчивы к острым респираторным заболеваниям и таким «детским» инфекциям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, дифтерия и др. Велика опасность травматизма.

Период дошкольного возраста длится от 3 до 7 лет. Продолжается дальнейшее развитие функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляются мускулатура, костный скелет, начинается смена молочных зубов на основные, достигает определенной зрелости иммунная система.

Характерен рост ребенка в длину (первое физиологическое вытягивание). Интенсивно развивается интеллект. Уменьшается число распространенных заболеваний, инфекции протекают легче и дают меньше осложнений, чем в предыдущем периоде. Возрастает частота инфицирования туберкулезом, бытового травматизма.

Период раннего школьного возраста (7 -11 лет) характеризуется тем, что многие системы и органы в организме ребенка продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается формирование костного скелета, зубы заменяются на постоянные. Становятся заметны различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Обучение в школе дисциплинирует детей, улучшается долговременная память, повышается интеллект, появляются минимальные трудовые навыки. Относительно часто регистрируются ОРВИ.



Период старшего школьного возраста (12 - 17-18 лет) называется отрочеством. Для растущего человека характерны значительная перестройка эндокринного аппарата, усиление функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза. Это время формирования воли, сознательности, психологического и личностного статуса. Изменяется внешний облик ребенка: он взрослеет, появляются вторичные половые признаки. Широко распространены болезни цивилизации (ожирение, гипо- и гипертонические состояния, бронхит, астма, заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, колит). Детские инфекции отмечаются редко.
Оценка состояния ребенка

в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов и систем

Под физиологическим развитием понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином возрасте.

Оценке подлежит длина и масса тела, окружность груди и головы.

Центильные таблицы: если разность «коридоров» между двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», то развитие считается негармоничным, а если 3 и более - дисгармоничным.
Зубы прорезываются в определенной последовательности. Первые молочные зубы появляются в возрасте 6 - 7 мес. сначала передние нижние резцы, затем каждые 2 мес. - два верхних резца, верхние боковые резцы и нижние боковые резцы. К концу 1 года у ребенка должно быть 8 зубов. В начале 3 года заканчивается прорезание всех 20 молочных зубов. Число зубов = n - 4, где n - количество месяцев от 6 до 24.
Рост ребенка после рождения (мальчики - 50-52 см, девочки - 49-51 см).

В первые три месяца рост увеличивается ежемесячно на 3 см, во II квартале - на 2,5 см, в III - на 1,5 см, в IV - на 1 см. Рост увеличивается на 1 см во втором году жизни и на 0,5 см - в третьем. Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года используются следующие формулы:


возраст

рост

прим.

4 года

100 см




младше 4 лет

100 см - 8 см (4 - n)

где n - возраст ребенка

старше 4 лет

100 см + 6 см (n - 4)




8 лет

130 см.




младше 8 лет

130 см - 7 см (8 - n)




старше 8 лет

130 см + 5 см (n -8)













ускорение роста

мальчики

девочки

первое

5,5 лет

после 6 лет

второе

13,5 - 15,5 лет

10 - 12 лет

окончание роста

17,5 лет

16 лет



Масса тела после рождения

Снижение массы тела отмечается к 3 - 4 дню и составляет не более 5 %, а к 6 - 8 восстанавливается.

В первое полугодие вес = р + 800г n, где n - число месяцев;

во второе полугодие вес = р + 4800г + 400г (n - 6), где р - масса тела новорожденного; n - количество месяцев.

Масса тела удваивается к 4 - 4,5 мес., утраивается к 10 - 10,5 мес.


возраст

вес

прим.

от 1 до 2 лет

10,5 кг + 200г n

n - кол-во мес. после 1 года

от 2 до 4 лет

10,5 кг + 2 кг n

n - кол-во лет

5 лет

19 кг




младше 5 лет

19 кг - 2 кг (5 - n)




старше 5 лет

19 кг + 3 кг (n - 5)




12 лет

40 кг




от 12 до 15 лет

40 кг + 5 кг (n - 12)





Окружность грудной клетки

возраст

окружность гр. клетки

прим.

6 мес.

45 см




младше 6 мес.

45 см - 2 см (6 - n)

n - количество месяцев

старше 6 мес.

45 см + 2 см (n - 6)




10 лет

63 см




младше 10 лет

63 см - 1,5 см (10 - n)

n - количество лет

старше 10 лет

63 см + 3 см (n - 10)





Окружность головы

возраст

окружность головы

прим.

6 мес.

43 см




младше 6 мес.

43 см - 1,5 см (6 - n)

n - количество мес.

старше 6 мес.

43 см + 0,5 см (n - 6)




5 лет

50 см




младше 5 лет

50 см - (5 - n)

n - количество лет

старше 5 лет

50 см + 0,6 см (n - 5)






Изменение пропорций тела

Высота головы увеличивается в 2 раза, длина туловища - в 3 раза, нижние конечности - в 5 раз.

Для детей школьного возраста применимы три конституционных типа:

  1. Астенический тип характеризуется относительно длинным, узким и легким скелетом и небольшой массой тела по отношению к его длине.

  2. Гиперстенический тип характеризуется относительно приземистой коренастой фигурой с большим количеством мягких тканей.

  3. Нормастенический тип занимает промежуточное положение.

Психические и другие функциональные особенности мало зависят от типа конституции.
Нервно-психическое развитие

Появившийся на свет младенец частично приспособлен ко внеутробному существованию. Нервная система наименее развита и ее совершенствование продолжается в течение всего периода детства.

С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных (безусловных) рефлексов. Под влиянием окружающей среды и дифференциации функции коры больших полушарий мозга у ребенка в течение 1 года вырабатываются условные рефлексы и угасают безусловные.

Как результат развития условных рефлексов происходит закладка двигательных навыков и соответствующих умений.

Сначала появляется координированное движение глаз, и ребенок в 3 мес. умеет фиксировать взгляд и начинает следить за движущейся игрушкой, которую подвешивают или держат на расстоянии 50 - 80 см. К 1,5 - 2 мес. формируется координированное движение мышц шеи - ребенок удерживает голову. В возрасте 2 - 3 мес. появляются целенаправленные движения мышц рук - дети захватывают всей кистью руки мелкие игрушки. Появляется цветоощущение. Ребенок более живо реагирует на яркие цвета. К 4 - 5 мес. развивается координация мышц спины, и ребенок начинает переворачиваться со спины на живот и обратно. Затем развивается координация движений нижних конечностей: ребенок в 6 - 7 мес. самостоятельно сидит, в 7 - 8 мес. ползает, в 8 - 9 мес. при поддержке стоит, а в 12 - 14 - ходит. Сроки формирования тех или иных навыков движений и статических положений позволяют оценить нервно-психическое развитие ребенка.

Важнейшим показателем зрелости ЦНС является развитие у ребенка второй сигнальной системы. Высший уровень восприятия и хранения информации, планирования и реализации выбранного решения - это речь и слово. Ребенок должен слышать обращенные к нему слова. Дети, которые в раннем возрасте не слышали речи взрослых, впоследствии так и не смогли правильно научиться говорить, даже достигнув взрослого возраста.