ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 10
Этапы и периоды детского возраста.
Организм ребенка находится в процессе постоянного роста и развития. В зависимости от особенностей окружающей среды и динамики физиологических процессов выделяют внутриутробный этап развития ребенка (с подразделением на фазы):
- эмбрионального развития;
- плацентарного развития;
- рождения.
Внеутробный этап жизни подразделяется на периоды жизни ребенка:
- новорожденности;
- грудной;
- преддошкольный (ясельный);
- дошкольный;
- ранний школьный;
- старший школьный.
Внутриутробный этап развития продолжается от момента зачатия до рождения и составляет в среднем 280 дней (10 лунных месяцев), начиная с первого дня последнего менструального цикла у женщины.
В течение первых трех месяцев (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. Осуществляется закладка органов и тканей, формирование плаценты. С III по Х лун. месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.
При неблагоприятных воздействиях (проф. вредность, интоксикация, болезни) на организм беременной в первые три месяца беременности значительно возрастает риск развития аномалий и уродств плода.
Этап рождения продолжается от начала схваток до момента перевязки пуповины. Это самый тяжелый и ответственный момент для ребенка.
Роды:
- срочные - 37 - 41 неделя;
- преждевременные - до 37 недели;
- запоздалые - после 42 недели.
Внеутробный этап жизни начинается с момента перевязки пуповины.
Период новорожденности (3 - 4 недели). Это время приспособления ребенка к новым условиям существования. У него формируется легочное дыхание, большой и малый круги кровообращения, начинают функционировать пищеварительный аппарат, выделительная система почек и мочевыводящих путей. Для ребенка этого периода характерна функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС.
В этот период наблюдается ряд переходных состояний: физиологическая желтуха, физиологическая эритема (катар) кожи, снижение массы тела и т. п. высока вероятность внесения инфекции через пуповину, пупочную ранку, кожу. Любые инфекционные заболевания опасны из-за возможности развития септических состояний. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней жизни, когда его органы и системы наиболее ранимы, создание оптимальных условий для развития, правильный уход обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни.
Грудной период длится от 29 дня до 1 года.
Для ребенка этого возраста характерны быстрые темпы увеличения длины и массы тела, интенсивный обмен веществ, совершенствование функциональной деятельности ЦНС. В тоже время сохраняется относительная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому часто наблюдаются расстройства функции ЖКТ. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов и микроэлементов могут развиться рахит, железодефицитная анемия, аллергический диатез.
Активно используется закаливание детей по специальным методикам, проводятся профилактические вакцинации.
Преддошкольный период охватывает возраст от 1 до 3 лет и характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок активен, мобилен. К концу 2 года завершается прорезывание молочных зубов, интенсивно увеличивается мышечная масса.
Дети этого периода развития наиболее восприимчивы к острым респираторным заболеваниям и таким «детским» инфекциям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, дифтерия и др. Велика опасность травматизма.
Период дошкольного возраста длится от 3 до 7 лет. Продолжается дальнейшее развитие функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляются мускулатура, костный скелет, начинается смена молочных зубов на основные, достигает определенной зрелости иммунная система.
Характерен рост ребенка в длину (первое физиологическое вытягивание). Интенсивно развивается интеллект. Уменьшается число распространенных заболеваний, инфекции протекают легче и дают меньше осложнений, чем в предыдущем периоде. Возрастает частота инфицирования туберкулезом, бытового травматизма.
Период раннего школьного возраста (7 -11 лет) характеризуется тем, что многие системы и органы в организме ребенка продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается формирование костного скелета, зубы заменяются на постоянные. Становятся заметны различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Обучение в школе дисциплинирует детей, улучшается долговременная память, повышается интеллект, появляются минимальные трудовые навыки. Относительно часто регистрируются ОРВИ.
Период старшего школьного возраста (12 - 17-18 лет) называется отрочеством. Для растущего человека характерны значительная перестройка эндокринного аппарата, усиление функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза. Это время формирования воли, сознательности, психологического и личностного статуса. Изменяется внешний облик ребенка: он взрослеет, появляются вторичные половые признаки. Широко распространены болезни цивилизации (ожирение, гипо- и гипертонические состояния, бронхит, астма, заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, колит). Детские инфекции отмечаются редко.
Оценка состояния ребенка
в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов и систем
Под физиологическим развитием понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином возрасте.
Оценке подлежит длина и масса тела, окружность груди и головы.
Центильные таблицы: если разность «коридоров» между двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», то развитие считается негармоничным, а если 3 и более - дисгармоничным.
Зубы прорезываются в определенной последовательности. Первые молочные зубы появляются в возрасте 6 - 7 мес. сначала передние нижние резцы, затем каждые 2 мес. - два верхних резца, верхние боковые резцы и нижние боковые резцы. К концу 1 года у ребенка должно быть 8 зубов. В начале 3 года заканчивается прорезание всех 20 молочных зубов. Число зубов = n - 4, где n - количество месяцев от 6 до 24.
Рост ребенка после рождения (мальчики - 50-52 см, девочки - 49-51 см).
В первые три месяца рост увеличивается ежемесячно на 3 см, во II квартале - на 2,5 см, в III - на 1,5 см, в IV - на 1 см. Рост увеличивается на 1 см во втором году жизни и на 0,5 см - в третьем. Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года используются следующие формулы:
возраст | рост | прим. |
4 года | 100 см | |
младше 4 лет | 100 см - 8 см (4 - n) | где n - возраст ребенка |
старше 4 лет | 100 см + 6 см (n - 4) | |
8 лет | 130 см. | |
младше 8 лет | 130 см - 7 см (8 - n) | |
старше 8 лет | 130 см + 5 см (n -8) | |
| | |
ускорение роста | мальчики | девочки |
первое | 5,5 лет | после 6 лет |
второе | 13,5 - 15,5 лет | 10 - 12 лет |
окончание роста | 17,5 лет | 16 лет |
Масса тела после рождения
Снижение массы тела отмечается к 3 - 4 дню и составляет не более 5 %, а к 6 - 8 восстанавливается.
В первое полугодие вес = р + 800г n, где n - число месяцев;
во второе полугодие вес = р + 4800г + 400г (n - 6), где р - масса тела новорожденного; n - количество месяцев.
Масса тела удваивается к 4 - 4,5 мес., утраивается к 10 - 10,5 мес.
возраст | вес | прим. |
от 1 до 2 лет | 10,5 кг + 200г n | n - кол-во мес. после 1 года |
от 2 до 4 лет | 10,5 кг + 2 кг n | n - кол-во лет |
5 лет | 19 кг | |
младше 5 лет | 19 кг - 2 кг (5 - n) | |
старше 5 лет | 19 кг + 3 кг (n - 5) | |
12 лет | 40 кг | |
от 12 до 15 лет | 40 кг + 5 кг (n - 12) | |
Окружность грудной клетки
возраст | окружность гр. клетки | прим. |
6 мес. | 45 см | |
младше 6 мес. | 45 см - 2 см (6 - n) | n - количество месяцев |
старше 6 мес. | 45 см + 2 см (n - 6) | |
10 лет | 63 см | |
младше 10 лет | 63 см - 1,5 см (10 - n) | n - количество лет |
старше 10 лет | 63 см + 3 см (n - 10) | |
Окружность головы
возраст | окружность головы | прим. |
6 мес. | 43 см | |
младше 6 мес. | 43 см - 1,5 см (6 - n) | n - количество мес. |
старше 6 мес. | 43 см + 0,5 см (n - 6) | |
5 лет | 50 см | |
младше 5 лет | 50 см - (5 - n) | n - количество лет |
старше 5 лет | 50 см + 0,6 см (n - 5) | |
Изменение пропорций тела
Высота головы увеличивается в 2 раза, длина туловища - в 3 раза, нижние конечности - в 5 раз.
Для детей школьного возраста применимы три конституционных типа:
-
Астенический тип характеризуется относительно длинным, узким и легким скелетом и небольшой массой тела по отношению к его длине. -
Гиперстенический тип характеризуется относительно приземистой коренастой фигурой с большим количеством мягких тканей. -
Нормастенический тип занимает промежуточное положение.
Психические и другие функциональные особенности мало зависят от типа конституции.
Нервно-психическое развитие
Появившийся на свет младенец частично приспособлен ко внеутробному существованию. Нервная система наименее развита и ее совершенствование продолжается в течение всего периода детства.
С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных (безусловных) рефлексов. Под влиянием окружающей среды и дифференциации функции коры больших полушарий мозга у ребенка в течение 1 года вырабатываются условные рефлексы и угасают безусловные.
Как результат развития условных рефлексов происходит закладка двигательных навыков и соответствующих умений.
Сначала появляется координированное движение глаз, и ребенок в 3 мес. умеет фиксировать взгляд и начинает следить за движущейся игрушкой, которую подвешивают или держат на расстоянии 50 - 80 см. К 1,5 - 2 мес. формируется координированное движение мышц шеи - ребенок удерживает голову. В возрасте 2 - 3 мес. появляются целенаправленные движения мышц рук - дети захватывают всей кистью руки мелкие игрушки. Появляется цветоощущение. Ребенок более живо реагирует на яркие цвета. К 4 - 5 мес. развивается координация мышц спины, и ребенок начинает переворачиваться со спины на живот и обратно. Затем развивается координация движений нижних конечностей: ребенок в 6 - 7 мес. самостоятельно сидит, в 7 - 8 мес. ползает, в 8 - 9 мес. при поддержке стоит, а в 12 - 14 - ходит. Сроки формирования тех или иных навыков движений и статических положений позволяют оценить нервно-психическое развитие ребенка.
Важнейшим показателем зрелости ЦНС является развитие у ребенка второй сигнальной системы. Высший уровень восприятия и хранения информации, планирования и реализации выбранного решения - это речь и слово. Ребенок должен слышать обращенные к нему слова. Дети, которые в раннем возрасте не слышали речи взрослых, впоследствии так и не смогли правильно научиться говорить, даже достигнув взрослого возраста.