ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и включает несколько этапов. Понимание слов ребенком опережает их практическое использование. На протяжении первого полугода ребенок произносит неосмысленные звуки. Тембровая окраска звуков является отражением определенного состояния. Во втором полугодии ребенок начинает произносить первые осмысленные слова, а к концу года примерно 10 отдельных слов. Понимание произносимых слов и моторика речи приходят в равновесие только к концу второго года жизни. На 2 - 3 году особенно бурно растет словарный запас. К 2 годам ребенок запоминает и использует более 200 слов, а к 5 годам свободно говорит.
В возрасте 2 - 3 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, редко испытывает чувство страха. От 3 до 4 лет поведение меняется. В психоэмоциональном плане формируется чувство «Я». У него отмечается тяга к самостоятельности. Одним из последствий является упрямство, которое значительно усиливается, если ограничить самостоятельность ребенка. Легко возникают невротические реакции.
В возрасте 4 - 6 лет ребенок вступает в новый период. Увеличивается количество слов и умений. В то же время отсутствует необходимый самоконтроль и невысок уровень самокритики, нет сосредоточенности. В сознании преобладают игровые элементы.
К 6 - 7 годам у детей появляется способность произвольно управлять своими эмоциональными реакциями, учитывать ситуацию, выбирать стиль общения, соответствующий общепринятым нормам. Решающими для готовности к обучению в школе является способность мыслить отвлеченными категориями, наличие сложных координированных движений мелких мышц кисти (способность к письму).
При поступлении в школу могут возникнуть отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. На первых порах это проявляется слабой сообразительностью, снижением памяти, картиной умственной недостаточности, что требует тщательного психоневрологического обследования.
Период в 12 - 16 лет также сопровождается значительными изменениями в поведении детей. Соматическое развитие в этом возрасте обычно опережает нервно-психическое, что приводит к функциональным расстройствам нервной системы. Стремление быть старше проявляется в подражании привычкам взрослых. Появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. Но вегетативная регуляция по прежнему несовершенна; отмечаются невротические расстройства.
Окончательное формирование нервной системы в основном завершается к 18 - 20 годам. Конкретный характер детского мышления трансформируется во взрослый тип, требующий абстрагирования и обобщения, осваивается весьма сложный механизм социальных отношений между людьми.