Файл: Внешний долг России в 2023 году будет составлять меньше 20% от общей задолженности страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешний долг – это сумма долгов, возникающих в результате иностранных займов, номинированных в иностранной валюте. Внешняя задолженность включает в себя задолженность перед странами, международными организациями и иными субъектами в соответствии с международным правом.

Преодоление кризиса, экономического преобразования невозможно без помощи извне. Большинство государств использует этот финансовый инструмент для решения насущных задач.

В России внешний долг на 2023 прогнозируется на безопасном для страны уровне 16%. Сокращению заимствований способствуют санкции Запада.

Внешние задолженности России будут постоянно сокращаться. При текущей внешнеполитической ситуации есть слишком мало стран, которые готовы кредитовать государство. В таких обстоятельствах, РФ придется использовать только собственные средства на развитие отраслей.

Внешний и внутренний государственный долг России в 2023 году планируется удержать на оптимально возможном уровне ниже 20% от ВВП. По проекту Счетной Палаты внешний долг России за 2023 год должен сократиться в процентном отношении к ВВП страны, а внутренний – возрасти.

При этом внешний долг России в 2023 году будет составлять меньше 20% от общей задолженности страны.

Минфин утверждает, что в соответствии с проектом «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов» в ближайший период не будет размещения гособлигаций на рынке в иностранной валюте.

С учетом санкционных ограничений займы будут проводится в рублях и в сокращенном объеме. В проекте Счетной Палаты внешний долг страны может составить 5238,4 млрд рублей.

Несмотря на продолжительные санкции и подкосившую экономику пандемию, объем долговых обязательств России остается на безопасном уровне. За первый квартал этого года он понизился на 25,6 млрд долларов, в основном за счет госсектора.

К началу спецоперации кредитный рейтинг Российской Федерации оценивался высоко, а основная часть задолженности носила долгосрочный характер. Сейчас рейтинг страны понизился, но остается довольно стабильным благодаря соблюдению Правительством и частными должниками своих финансовых обязанностей.


 Основными покупателями до недавнего времени оставались инвесторы из Великобритании и США.

После запрета американского правительства в 2021 г приобретать ценные бумаги РФ напрямую доля нерезидентов в размещении госдолга несколько уменьшилась.

С введением новых санкций на запрет покупки на вторичном рынке отток зарубежного капитала в экономику страну продолжился. Тем не менее по оценкам российских экономистов, наш бюджет не настолько нуждается в настоящее время в инвестициях.

Нет ни заметного дефицита, ни бурного роста экономики, при которых приток капитала чрезвычайно важен.

Таким образом Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2023 года составил 380,5 млрд долларов США, сократившись на 21,1% с начала 2022 года.

Снижение внешнего долга происходило преимущественно за счет уменьшения объемов долгосрочных кредитов, привлеченных прочими секторами, в том числе в рамках отношений прямого инвестирования, а также сокращения средств нерезидентов, размещенных на счетах в российских банках.

По оценке Банка России, внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2023 года составил 357,9 млрд долларов США, снизившись с начала года на 22,6 млрд долларов США, или на 5,9%.

Попав под санкции, Российская Федерация сумела адаптироваться к низким ценам на нефть, поэтому иностранные займы являются не столько потребностью в средствах, сколько попыткой поддержать контакт с международным рынком капитала.

Оплата внешнего долга производилась за счет валютных резервов, которые частично хранились в иностранных банках. После начала специальной операции на территории Украины часть денег была заморожена в результате наложенных санкций. Выданная Министерством Финансов США лицензия имела срок действия вплоть до 25 мая 2022 г., позволяя зарубежным кредиторам получать платежи по российским облигациям. Дальнейшее продление лицензии было признано США невозможным, о чем было заявлено 18 мая.

Одновременно США заблокировали возможность использования валютных резервов, находящихся в зарубежных банках

, и Россией было принято решение продолжить обслуживание в рублях (в рамках указа Президента РФ от 5 марта о временном порядке исполнения существующих обязательств перед кредиторами из-за рубежа). Однако иностранный банк, в который был отправлен перевод, отказался принимать рубли, что явилось предвестником технического дефолта РФ.

Дефолт возникает при невозможности государства обслуживать внешний долг в соответствии с оговоренными с кредиторами условиями. Объявление дефолта негативно сказывается на кредитных рейтингах государства, которое может начать испытывать дефицит бюджета. РФ уже проходила через такую процедуру в августе 1998 г., когда рухнула пирамида ГКО, а внешний долг составлял около 44% от ВВП. Но тогда РФ официально не объявляла технический дефолт, а запустила механизм реструктуризации обязательств с частичным погашением.

Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты и основную часть долга.

Рост внешнего долга ставит страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

В отношении управления внешним долгом необходимо учитывать валютные риски, влияющие на величину расходов по обслуживанию этого элемента государственного долга. Считается необходимым поддерживать приемлемый в данных условиях как текущий уровень государственных заимствований, так и общий уровень госдолга