Файл: Занятие для обучающихся 89х классов по теме День учителя региональный компонент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
1. Изучите представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).
2. Выберите федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.
3. Разработайте региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
4. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
Внеурочное занятие для обучающихся 8-9-х классов по теме «День учителя» - региональный компонент
Цель занятия: систематизация представлений учащихся о роли образования, просвещения в развитии Красноярского края.
Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение.
Комплект материалов:
сценарий,
презентация,
дидактические карточки с заданиями,
комплект заданий для блиц-опроса.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная, вступительное слово учителя.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся. Беседа, выполнение заданий игры-викторины.
3. Заключение. Рефлексия, обмен мнениями.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная, вступительное слово учителя.
Сценарий
Учитель предлагает школьникам выбрать одну из геометрических фигурок, учащиеся, выбравшие одинаковые фигурки – члены одной группы. Ребята делятся на две группы: «Историки» и «Этнографы». Звучит аудиозапись «Песни о родном крае» в исполнении В. Толкуновой.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, гости нашего занятия. Мы рады вас приветствовать. Тема нашего занятия - «День учителя. Наш Красноярский край: познаем и любим».
Учитель читает стихотворение Льва Ошанина о крае:
- На три тысячи верст он разлегся в длину
Обойти и объехать такое непросто…
Чуть не тысяча штук Люксембургов ему,
Десять полных Великобританий по росту.
А какой он? Он разный…
Устав от степей,
Хочешь в горы? Ступай в грозовые Саяны!
Хочешь в реки? С обрыва ныряй в Енисей!
Хочешь в море? Два шага до океана!
Учитель:
-Сегодня мы предлагаем вам презентацию об истории развития просвещения, образования в Красноярье, командам по ходу просмотра слайдов по данному материалу предлагается придумать 1 вопрос команде-сопернице.
Учитель:
- История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и самодийско-язычные племена, занимавшиеся оленеводством, охотой и рыболовством. О просвещении в то время еще не говорили (2-3 слайд).
- А что такое, по-вашему, просвещение? (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Учитель:
Итак, просвещение — передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Как же шло распространения знаний на территории будущего Красноярского края?
Учитель:
-К в началу XV в. на российских картах еще не было ни Мангазеи, ни Тунгусского острога (ныне Енисейск), ни Красноярска. Первоначально поселение Туруханск появилось в XVII в. на левобережье Енисея. Зимовье (позднее — г. Новая Мангазея) было частью торгового пути по Турухану, который использовался для торговли пушниной. Енисейск был основан как острог в 1619 г. и благодаря своему выгодному географическому положению быстро стал экономическим центром Восточной Сибири, отсюда происходило движение русских землепроходцев на восток.
Жители края в тот период чаще, чем в европейской России, носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, рубахи и сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой. Первые красноярцы были ростом не выше 165 см. Дети умирали в 3 раза чаще взрослых, т. к. зачастую свирепствовала цинга.
1759 г. - в Красноярске была открыта латинская школа для обучения детей духовенства. Первым учителем был Григорий Скрябин (из бедных тобольских семинаристов). До открытия школы дети духовенства ездили учиться в Тобольск. В 1762 г. школу перевели в Енисейск, туда же вместе со школой передали учебные пособия: 3 псалтыри, 3 часослова, 3 учебника грамматики латинского языка.
1790 г. – открылось первое народное училище. Занятия проходили в трапезной Воскресенского собора. Красноярское народное училище считалось самым крупным в Сибири. Из 91 учеников 13 были купеческими детьми, в т. ч. 3 девочки. Для письма в качестве письменного инструмента использовалось перо гуся (слайд 4-6).
Другим крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 г. в Красноярске первой в стране уездной публичной библиотеки. Книги для нее подарил первый и.о. капитана-исправника уезда Сергей Михайлович Кашкарев (1753- после 1820-х). Он внес большой вклад в изучение растительного и животного мира бассейна Енисея. Его материалы включил в свои книги «Описание растений Российского государства» и «Зоография Азии» крупный ученый Петер Симон Паллас (слайд 7).
Учитель:
-В 1822 г. императором Александром I был подписан Указ «О разделении Сибирских губерний на Западное и Восточное управления. Указом определено открыть уездное управление в Ачинске, Минусинске, Канске и губернское управление в Красноярске. Так была образована Енисейская губерния.
Уезды Енисейской губернии состояли из волостей. К этому времени бывшие крепости, опорные пункты российского государства в Сибири (остроги) уже стали уездными городами. Как самостоятельная единица Енисейская губерния просуществовала до 1925 г. (слайд 8).
-1850 г. - в Минусинске открыто первое учебное заведение - приходское училище, в котором обучалось 9 человек.
1869 г. – в Красноярске открыто женское училище, через год преобразовано в прогимназию. При ней был открыт педагогический класс, в программу которого, наряду с общеобразовательными включались педагогические дисциплины. Прогимназия - общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. В ней было 4 класса образования, соответствовавших 4-м младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный чин (слайд 9).
Учитель:
1874 г. – в Красноярске открыто 2-классное ремесленное училище. С 1908 г. училище стало 4-классным. Обучали ремеслам: сапожному и башмачному, кузнечному и слесарному, токарному.
1892 г. – в Красноярске открыта воскресная школа для мужчин. Ученики изучали чтение и письмо, арифметику, Закон Божий. (воскресная школа — занятия для детей, где детям в доступной, чаще в игровой форме, рассказываются основы христианской веры. Название образовано от дня проведения занятий — т. к. обычно они проводятся по воскресеньям).
1913 г. – в Минусинске открыта учительская семинария (семинария - учебное заведение для подготовки христианского духовенства), (слайд 10).
Учитель:
- А за стенами уездных городов «вольно» или «по государеву повелению» возникали и развивались сельские поселения. Основным типом сельских поселений была деревня - небольшое селение, не имевшее церкви. Деревни, основанные родственниками, именовали «однопородными». В «разнопородных» деревнях проживали семьи разных родов (слайд 11).
Учитель:
-Воспитанием в семье занимались дедушка и бабушка: все дети большой семьи воспитывались вместе, старшие одновременно участвовали в воспитании младших. Отношение к детям было ровное, без унижения и оскорбления, бабушка часто шутливо именовала малышей по имени-отчеству, спрашивала совета, беседовала с ними на серьезные темы. Мальчики с 6-7 лет ухаживали за домашней птицей, с дедушкой и бабушкой следили за порядком в доме и на подворье. С 9 лет стерегли лошадей, пригоняли с речки гусей, загоняли во двор возвращавшийся с пастбища скот, собирали ягоды, грибы, учились распознавать травы, ловить рыбу. С 11 лет умели ездить верхом на лошади, работали на бороньбе во время сева, перенимали плотничьи, сапожные, земледельческие навыки. С 14 лет подростки учились пахать, работали на покосе, самостоятельно водили лошадей в «луга», «ночное». С 17 лет юноша выполнял все виды сельских работ: косил сено, ставил копны, пахал на пашне, полностью управлялся с конем, с упряжью. Он получал свой земельный надел – 15 десятин – и совместно с родственниками разрабатывал пашню. Он становился «женихом» и мог участвовать в собраниях общины. Только с 18-19 лет юношу допускали до самых тяжелых работ, но при этом берегли от «надсады» (слайд 12-13).
Учитель:
-Непослушание родителям вело к преступлению и каторге. Ни один суд не принимал от сына жалобу на отца, а на сына, пожалуйста, … Любой взрослый человек мог сделать замечание; об этом сразу же становилось известно родителям. Семья за проказы сына строго его наказывала – честь рода ставилась на первое место. «Не позорь рода-племени своего, предков своих», - внушалось с раннего детства (слайд 14).
Учитель:
У девочек и девушек были свои работы. К 11 годам они должны уметь обрабатывать пряжу, прясть на прялке, выполнять все посильные виды женской работы по дому и на подворье. К 14 годам умели вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи, доить коров, ухаживать за скотом. Участвовали с матерью и старшими сестрами в прополке, учились жать серпом и вязать снопы. К 15 годам ткали на, начинали готовить приданое для будущей свадьбы. С 16 лет девушки участвовали во всех работах на покосе, на жнитве, полностью обрабатывали лен, коноплю. К 17-18 годам девушка становилась полноправной работницей в доме. Примечательно, что варить и печь в своем доме девушку старались не учить: она должна научиться этому у свекрови.
1920- 30 гг. – рост сети школ, изб-читален - центров просвещения в деревнях и сёлах.
1930 г. - Сибкрайисполкомом принято постановление о введении обязательного обучения всех детей.
1935 г. - регламентация бальных отметок, продолжительности уроков и перемен. Вводятся своеобразные «детские паспорта» - ученические билеты.
1938 г. - открыта первая нганасанская начальная школа.
1970 г. - на основе русского алфавита была официально принята долганская письменность (слайд 15-17).
Ученик:
-Я землёю горжусь этой древнею,
много тайн неразгаданных в ней!
Названа Енисейской губернией
в королевстве твоём, Енисей!
Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей!
(Н. Анишина)
Учитель: Итак, мы вспомнили сегодня о том, как происходило развитие просвещения и образования на территории Красноярского края, и сейчас пришло время командам задать вопрос о развитии просвещения в Красноярье своим соперникам.
Команды-соперницы задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Блиц-опрос (учитель задаёт вопросы поочередно командам):
1. Водами каких морей омывается территория Красноярского края? (Карским морем и морем Лаптевых).
2. Чем преимущественно занимались тюрко-язычные и самодийско-язычные племена, проживавшие в Приенисейской Сибири в конце XVI - начале XVII вв.? (охота, оленеводство, рыболовство).
3. Как называют среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа у христиан?