Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере.
Налоговое законодательство — это система нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые правонарушения.
Центральное место в налоговом законодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойного налогообложения.
К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.
Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, или в иной срок, 13 установленный в самом нормативном акте и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.
Основной формой нормотворчества федеральных органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.
Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Нормативные акты Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и др., в отличие от нормативных актов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения не для всех участников налоговых отношений, а лишь для подразделений органов, их издавших. Поскольку указанные акты определяют деятельность налоговых и других органов, осуществляемую в отношении налогоплательщиков и других обязанных лиц, ст. 137—138 НК РФ предусматривают возможность судебного обжалования налогоплательщиками и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативных правовых актов налоговых органов.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного 14 самоуправления в пределах своей компетенции также принимают нормативные правовые акты в сфере финансов.
Помимо нормативных актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях Конституционного Суда РФ, которые являются источниками права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов.
Кроме правовых, в правоприменительной практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному налоговому делу.
Особое место в регулировании налоговых отношений отводится нормам, которые устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международным налоговым правом.
В налоговых законах и подзаконных нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность участников правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.
Понятие «налоговое законодательство» трактуется неоднозначно. В законодательных актах о налогообложении можно встретить формулировки «законодательство о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области налогообложения» и другие. Правоприменительная практика выявила проблему конкуренции различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении сферы, регулируемые гражданским и налоговым законодательством. Регулирование налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законных интересов граждан и предприятий.
В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах и сборах в совокупности образуют:
- законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.
1.2. Понятие и сущность принципов налогового права
Традиционно в юридической науке в качестве принципов принято рассматривать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала, руководящие идеи, которые отражают сущность норм конкретного сектора права, а также основные направления государственной деятельности в сфере правовой регулировки соответствующих общественных правоотношений.
Принципы налогового права предполагают собой некую систему координат, в масштабах которой оно развивается, и одновременно вектор, определяющий направление развития налоговой сферы.
В современных условиях весьма динамичной налоговой системы РФ, реформах и преобразованиях в сфере налогового права, именно принципы становятся ценностными ориентирами такого сложного направления как налоговое право. Свое отражение они находят непосредственно в нормах налогового права.
Согласно Конституции РФ2, общие основы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами. Эти основы-принципы относятся к ключевым гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, главных прав и свобод человека и гражданина, основ федерализма в РФ. В целом, здесь обозначена общеценностная и гуманитарная правовая природа отраслевых принципов налогового права.
Таким образом, налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. В предмет налогового права входят: отношения, связанные с установлением налогов и сборов; отношения, связанные с введением налогов и сборов; отношения по взиманию налогов и сборов; отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов; отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства. Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.
2. Развитие принципов налогового права в Российской Федерации
2.1. Система и классификация принципов налогового права в соответствии с законодательством Российской Федерации
Классификация принципов права – это их систематизация, предполагающая выявление групп правовых принципов на основе имеющихся между ними различий и устойчивых связей.
Основание систематизации принципов – субъективно. Система принципов права – это то, что дано нам объективно. Однако классификация принципов – это первый шаг к раскрытию системы, следовательно, механизма правотворчества и правореализации, исходящего из твердых объективных оснований.
Систематизирование отраслевых принципов права, прежде всего, необходимо для того, чтобы избежать одностороннего подхода к решению того или иного дела, так как система позволяет представить принципы в определенном комплексе, а не изолированно друг от друга. Система позволяет учитывать требования всех принципов и не допускает такого положения, когда учитываются требования одних принципов, а требования других остаются неуместными.
Принципы являются первичной ячейкой, лежащей в основе системы. Выявив ее, получаешь знание о составе системы (простое перечисление звеньев) принципов права, выражающих качественную особенность налогообложения. Без выявления состава невозможно представить систему принципов права, ее структуру и орга-низацию6, принимающую непосредственное участие в регулировании налогообложения.
Таким образом, определив принципы налогового права и классифицировав их в определенные группы, появится возможность установления пути объективного подхода к регулированию общественных отношений в налоговой сфере. Дальнейшая часть работы будет посвящена именно этому вопросу.
До XVIII в. финансовая практика руководствовалась лишь потребностями казны. Устанавливая тот или иной вид налога, государство не задавалось вопросом: что и как облагать. В результате налогообложение строилось на основе несправедливого, субъективного, научно необоснованного подхода властей к установлению налогов как главных источников государственных доходов. А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, точность и верность которых отмечали финансисты-ученые конца XIX – начала XX вв.
А. Смит – автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии великой хартией вольностей плательщика, максимумами обложения3. Принципы налогообложения, сформулированные им, учитывались, разделялись и развивались великими учеными, работавшими в области налогообложения. В целом, в области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения: