Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;
2) налог, который должен уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
3) каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика;
4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Русский экономист Н. Тургенев разделял и пропагандировал в России принципы А. Смита. Он предложил шесть правил распределения налогов4:
1) ровное распределение налогов между всеми гражданами в одинаковой соразмерности: пожертвования каждого на пользу общего должны соответствовать силам его, т. е. доходу;
2) отклонение тяжести налогов от простого народа;
3) определенность налогов: количество налога, время налога и образ плательщика должны быть определены, известны плательщику и независимы от власти собирателей;
4) сбор налога в удобное для плательщика время;
5) дешевое собирание налогов;
6) общее правило взимания налогов: налог всегда должен быть взимаем с дохода, и только с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники государственных доходов не истощались.
Были предприняты попытки классификации принципов налогообложения. Например, А. Вагнер предлагал девять основных правил, которые классифицировал в четыре группы. На первом месте стояли финансовые принципы организации обложения5: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем шла группа народнохозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, т. е. решение вопроса: должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относил этические принципы, принципы справедливости: всеобщность обложения и 6) равномерность. Четвертая группа состояла из административно-технических правил или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога, 9) максимального уменьшения издержек взимания.
Все вышеперечисленные классификации принципов налогообложения были сформулированы с экономической точки зрения, но это не снижало их достоинств для юридической науки, поскольку наука финансового права находится в тесных «родственных связях» с политэкономией и финансовой наукой.
В трудах современных юристов данные принципы налогообложения также нашли свое место. Н. И. Химичева точно ориентирует: «Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими именно ему специфическими принципами. Они находят отражение в налоговом законодательстве, определяя его исходные позиции»6. По ее мнению, к числу принципов налогового права следует отнести: обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы, недопустимость дискриминационного характера налогообложения, недопустимость произвольных налогов и сборов, недопустимость налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России, приоритетность НК РФ в установлении, изменении или отмене налогов и сборов всех уровней, толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере необходимо платить.
Д. М. Щекин в качестве минимально необходимого набора принципов налогообложения выделяет следующие: законную форму налога, всеобщность, юридическое равенство при налогообложении, учет фактической платежеспособности (принцип равного налогового бремени), соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, определенность налогового законодательства, единство системы налогов7.
Ряд ученых в области налогового права проводят достаточно подробную классификацию принципов налогового права. Например, Кучерявенко Н. П. берет за основу принципы, сформулированные А. Смитом, выделяя следующие принципы8:
1) налогового права;
2) построения налоговой системы;
3) налога или налогообложения;
4) налогового закона.
Принципы налогового законодательства Н. П. Кучерявенко раскрывает следующим образом: 1) должная правовая процедура – установление и изменение налога законом; 2) принцип верховенства общегосударственных налоговых законов по отношению к законам, регулирующим другие области права и нижестоящим по юридической силе нормативным актам; 3) экономическая обоснованность налога; 4) доступность закона и механизма, заложенного в нем; 5) налоговая оговорка – оговорка закона, которая в случае изменения законодательства позволяет вывести объекты из-под действия новой налоговой нормы
9.
Данная классификация правовых принципов налогообложения осуществлена в соответствии с объективными условиями, лежащими в основе механизма правового регулирования современных налоговых отношений. Это достаточно подробная систематизация принципов налогообложения, заслуживающая должного внимания.
В науке финансового права выдвигаются и другие критерии классификации принципов налогового права. А. Н. Козырин подразделяет важнейшие принципы налогового права на юридические (установление налога законом, регулярность пересмотра налоговых законов, принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом); социально-экономические (принцип справедливости) и технические (запреты специализации налога, единого налогового фонда). «Первые составляют основу процессуальной части налогового права, вторые определяют характер материальных норм, третьи устанавливают основы технического исполнения налоговых операций»10.
В НК РФ налоговые принципы нашли свое закрепление в 3 статье:
-
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. -
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. -
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. -
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. -
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. -
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. -
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. -
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Таким образом, существуют и иные подходы к классификации принципов налогового права на отдельные составляющие группы. Наибольшее количество ученых поддерживают разграничение принципов на экономические, юридические и организационные. Экономические принципы налогообложения определяют основные требования, которым налоги должны соответствовать с точки зрения экономической теории, например: принципы соразмерности, экономической обоснованности налогообложения и экономности налогового администрирования. Эти принципы фактически определяют важнейшие подходы, которым должна соответствовать реализация функций налога как элемента экономической системы.
2.2. Эффективность принципов налогового права как правовых регуляторов
Правильный выбор правовых регуляторов, их эффективность предопределяют успешность реализуемых государством стратегий, в том числе и в интеграционных проектах. В настоящее время стоит задача определения будущих ключевых параметров российской налоговой системы, которая должна обеспечить не только экономическое и технологическое развитие, но и социальную стабильность. Существенную роль в модернизации российской налоговой системы играют эффективные правовые регуляторы. Особым их видом являются принципы налогового права, которые задают общий вектор развития национальной модели налоговой системы и предопределяют возможные пути ее трансформации.
Не вызывает сомнений, что эффективность принципов налогового права как правовых регуляторов не может исследоваться в отрыве от достигнутых на сегодняшний день результатов в теории государства и права, а также в иных отраслях права, замыкаясь лишь в пределах отрасли финансового права. Проведенный анализ работ по налоговому праву, в том числе монографических, подтверждает тесную взаимосвязь общих и отраслевых наработок, касающихся эффективности в праве. При этом все авторы опираются на результаты теории, следствием этого является проецирование общих и неразрешенных проблем права на уровень подотрасли. Кроме того, специфический контекст иногда еще более рельефно демонстрирует некоторые из теоретических проблем, в частности проблемы источников права, оценки роли и значения судебной практики с учетом конституционно-правовых основ налогообложения, правила действия во времени норм, использующих термины других отраслей права.
Со второй половины XX в. тема эффективности в праве уже прочно укоренилась в юридическом научном дискурсе, причем не только в отечественном, но и в зарубежном. При этом существуют две составляющие, на которые обращалось внимание исследователями:
1) способность права обеспечивать достижение социально значимых и востребованных обществом целей;
2) эффективность правоприменения.
Эффективность рассматривается в нескольких аспектах, преобладающим традиционно является экономический, который также подвергается постоянной ревизии.
В доктрине до настоящего момента отсутствует единство мнений в вопросе дефинирования категории эффективности принципов права, а также производной от нее эффективности принципов налогового права, соответственно, отсутствуют методики их оценки. Хотя упоминание категории эффективности, как и справедливости, – обязательный атрибут большинства налогово-правовых исследований11.
Результатом реализации принципов права является определенная конфигурация отраслевого законодательства, появление отдельных институтов, субинститутов, комплексов норм и отдельных норм. Таким образом, если изменяется состояние оцениваемого объекта, то изменяется и оценка. Применительно к сфере налогового законодательства определить ожидания законодателя и четко выделить цель новелл не всегда представляется возможным. Отчасти разрешению данной давней проблемы могло бы помочь принятие закона о нормативных правовых актах. Но полностью преодолеть проблемы целей это вряд ли позволило бы.
В силу того, что на сегодняшний день не произошло формирования категории эффективности принципов налогового права как правовых регуляторов, соответствующих концепций и модели оценки, в том числе ее формализации для осуществления количественной оценки, то возможным инструментом исследования остаются качественные оценки на основе экспертных опросов. При этом должны учитываться все требования к подобного рода исследованиям, выработанные в социологической науке.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Отраслевой прорыв в исследовании эффективности принципов права в налоговом праве вряд ли возможен в условиях доктринальных расхождений по определению ключевых категорий принципов права, эффективности, эффективности права, эффективности правовых норм. Следует отказаться от употребления термина «эффективность принципов налогового права» и использовать более подходящий и корректный термин «эффективность реализации принципов налогового права». В будущем можно ожидать появления исследований, концентрирующихся на рассмотрении эффективности отдельных институтов налогового права (запретов, ограничений, санкций и др.), выработке соответствующих методик их оценки, поскольку подобные вопросы разработаны и в теории права, и в других отраслях.