Файл: КТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основные характеристики торгового ассортимента
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3 Методика анализа структуры торгового ассортимента
2 АНАЛИ З СТРУКТУР Ы ТОРГОВОГ О АССОРТИМЕНТ А ОО О «ПРОФХОЛ ОД»
2.1 Организационноэкономическа я характеристик а организац ии
2.2 Анали з структур ы торговог о ассортимент а ОО О «ПрофХол од»
2.3 Направления оптимизации структуры торгового ассортимента в ООО «ПрофХолод»
Таблиц а 3 – Структур а ассортимент а ОО О «ПрофХол од»
Наименован ие |
201 7 г |
201 8 г |
201 9 г |
|||
т ыс. шт. |
% |
т ыс. шт. |
% |
т ыс. шт. |
% |
|
Холодильны е каме ры, |
15 40 |
40,3 |
13 40 |
38 |
15 60 |
39,8 |
Холодильны е две ри, |
8 10 |
21,2 |
7 35 |
20,9 |
8 40 |
21,4 |
Сэндвичпане ли, т ыс. м. |
6 60 |
17,2 |
6 50 |
18,4 |
6 77 |
17,3 |
PI R пли ты, т ыс. ед. |
6 42 |
16,8 |
6 22 |
17,6 |
6 50 |
16,6 |
Противопожарны е две ри |
1 73 |
4,5 |
1 76 |
5,1 |
1 91 |
4,9 |
Ито го |
38 25 |
1 00 |
35 23 |
1 00 |
39 18 |
1 00 |
Темп ы выпуск а холодильны х каме р значительн о выш е рост а выпуск а други х издел ий. Н а второ м мест е посл е каме р находятс я холодильны е двер и (21,4%) , остальны е ассортиментны е групп ы занимаю т мене е 2 0 % .
Анализиру я динамик у изменени я ассортиментны х гру пп, следуе т отмети ть, чт о наблюдаютс я значительны е изменени я в структур е ассортимен та. Есл и увеличиваетс я удельны й ве с боле е дорого й продукци и (наприм ер, Сэндви ч – панел ей) , т о объе м е е выпуск а в стоимостно м выражени и возраста ет.
Проанализируе м структур у прода ж в разрез е каждо й обозначенно й ассортиментно й груп пы.
Рисуно к 2 – Структур а прода ж холодильны х каме р в 201 9г. , %
Ка к следуе т и з рисунк а 2, наибольши й удельны й ве с составляю т среднетемпературны е каме ры, дл я шоково й заморозк и и морозильны е каме ры.
Рисуно к 3 – Структур а прода ж холодильны х двере й в 201 9г. , %
В структур е холодильны х двере й наибольши й ве с составляю т двустворчат ые, распашны е и откатны е две ри.
Рисуно к 4 – Структур а прода ж сэндвичпанеле й в 201 9г. , %
В структур е прода ж сэндви ч панеле й наибольши й ве с составил и панел и и з и з пенополиуретан а PU R Class ic.
Рисуно к 5 – Структур а прода ж PI R плит ы в 201 9г. , %
В структур е пли т согласн о рисунк у 5 преобладаю т PI R ПЛИТ А Glas s 35 0 и PI R ПЛИТ А Плен ка.
Пр и анализ е ассортимент а продукци и необходим о провест и оценк у выполнени я план а п о ассортимент у (таблиц а 4).
Таблиц а 4–Выполнени е план а п о номенклатур е продукци и предприяти я ОО О «ПрофХол од» з а 201 9 г од
Ти п продукц ии |
Объе м производств а в запланированны х цен ах, м лн. р уб. |
Выпу ск, зачтенны й в выполнени е план а п о ассортимен ту, м лн. . р уб. |
Выпу ск, зачтенны й в выполнени е план а по ассортимен ту, т ыс. шт. |
Выполнени е пла на, % |
Холодильны е каме ры, |
333 96 |
388 79 |
15 60 |
1 16,42 |
Холодильны е две ри, |
103 43 |
118 21 |
8 40 |
1 13,3 |
Сэндвич-пане ли, т ыс. м. |
73 58 |
76 64 |
6 77 |
1 04,16 |
Продолжение таблицы 4
PI R пли ты, т ыс. ед. |
54 75 |
57 22 |
6 50 |
1 04,51 |
Противопожарны е две ри |
12 14 |
13 18 |
1 91 |
1 08,57 |
Все го |
577 87 |
654 03 |
39 18 |
1 13,18 |
Данны е о выполнени и план а п о ассортимен ту, показыва ют, чт о пла н п о ассортимент у продукци и перевыполне н н а 13,18% ((654 03/577 87) × 10 0 1 00).
Пр и это м пла н п о производств у холодильны х каме р перевыполне н н а 16,42% , а п о холодильны м дверя м н а 13,3. Показател и панел ей, пли т и противопожарны х двере й н е превысил и 9%.
Наиболе е низки й показател ь выполнени я план а – производств о гардеробн ых, которо е составил о всег о 89,42% о т запланированног о объе ма.
Основным и причинам и недовыполнени я план а п о отдельны м позиция м ассортимент а предприяти я могл и послужит ь изменени е спрос а и недостаточна я работ а п о продвижени ю отдельны х направлени й производств а мебе ли.
Данны е о выполнени и план а п о ассортимен ту, показыва ют, чт о пла н п о ассортимент у продукци и перевыполне н н а 13,18% ((654 03/577 87) × 10 0 1 00).
Основными причинами недовыполнения плана по отдельным позициям ассортимента предприятия могли послужить изменение спроса и недостаточная работа по продвижению отдельных направлений производства.
2.3 Направления оптимизации структуры торгового ассортимента в ООО «ПрофХолод»
В целях организации системного контроля предприятию ООО «ПрофХолод» рекомендуется использовать программный продукт KonSi Assortment Optimization, основанный на методике ABCи XYZ анализа, дополненный разработанной «Assortment Analysis» на базе приложения Microsoft Excel. Программа представляет собой систему комплексного интеллектуального анализа ассортимента продукции.
Преимуществом программы «Assortment Analysis» является то, что управление ассортиментом продукции ориентировано на достижение целей предприятия и реализацию его стратегий, при соблюдении общей сбалансированности портфеля заказов. Использование разработанной программы обеспечит соблюдение требований и характеристик, предъявляемых к ассортименту, формирование и корректировка будет осуществляться на основе оценки его эффективности.
Разработанная программа логически встраивается в систему управленческого и бухгалтерского учета, самостоятельно анализирует основные экономические показатели, характеризующие выпуск отдельных видов продукции и оценивает эффективность управленческих решений, связанных с изменением ассортимента, на основе анализа финансовых показателей.
Основные области применения программы «Assortment Analysis»:
- Анализ имеющегося ассортимента продукции, на основе комплексного системного подхода:
матрицы БКГ, которая способствует принятию решений о снятии или развитии тех или иных продуктов и позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимся ассортиментом;
жизненного цикла продукции, позволяющего определить период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, пользуется спросом, приносит доход производителям и объяснить поведение товара на рынке;
анализа чувствительности с последующим ранжированием отдельных видов продукции.
- Расчет финансовых показателей, как деятельности предприятия (прибыль, рентабельность производства, рентабельность продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности) в целом, так и по отдельным группам ассортимента.
- Выявление сомнительного товара, то есть товары занимающие последнее место в рейтинге.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента.
- Оценка финансовых показателей, ожидаемых после предложенных мероприятий.
Оптимизация ассортиментной политики предприятия – это количественные и качественные изменения в структуре ассортимента магазина с целью повышения его рациональности.
Для проведения комплексного анализа можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации на конкретном предприятии. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. В бакалаврской работе предложена процедура анализа ассортимента продукции, позволяющая как осуществить оперативное управление, так принять решения, связанные со стратегическими изменениями.
Для обобщения результатов анализа сгруппируем товары в рамках ассортимента по вкладу в формирование выручки. Для этого используем принципы АВС – анализа, который предусматривает ранжирование товаров по принципу убывания параметра (таблица 5).
Данные АВС – анализа, представленного в таблице 5, показывают, что в группу «А», формирующую 78,11% выручки от реализации продукции или 51086,28 млн. руб., входят среднетемпературные камеры, морозильные камеры, камеры шоковой заморозки, камеры для цветов, с солнечными панелями, распашные двери, двустворчатые двери. Всего в группе «А» 7 товарных групп, обеспечивающих стабильную выручку и прибыль предприятию.
Таблица 5 – Ранжированный список продукции по методу АВС- анализа
Товарные группы |
Выручка, млн. руб. |
Доля в выручке |
Накопленная доля |
Доля позиции |
Кумулятивная доля |
Группа |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
среднетемпературные камеры |
15003,45 |
22,94% |
25% |
0,05 |
0,05 |
А |
морозильные камеры |
15271,60 |
23,35% |
50% |
0,05 |
0,1 |
|
камеры шоковой заморозки |
6546,84 |
10,01% |
61% |
0,05 |
0,15 |
|
камеры для цветов |
4074,61 |
6,23% |
66% |
0,05 |
0,2 |
|
с солнечными панелями |
3656,03 |
5,59% |
72% |
0,05 |
0,25 |
|
|
3420,58 |
5,23% |
76% |
0,05 |
0,3 |
|
Двустворчатые двери |
3113,18 |
4,76% |
81% |
0,05 |
0,35 |
|
Откатные двери |
3080,48 |
4,71% |
85% |
0,05 |
0,4 |
B |
|
2583,42 |
3,95% |
89% |
0,05 |
0,45 |
|
Технологические двери |
2256,40 |
3,45% |
91% |
0,05 |
0,5 |
|
Плиты из пенополиуретана PUR Classic |
1569,67 |
2,40% |
93% |
0,05 |
0,55 |
|
Плиты пенополиизоцианурата PIR Premier |
1419,25 |
2,17% |
95% |
0,05 |
0,6 |
|
Плиты минеральной ваты |
1255,74 |
1,92% |
97% |
0,05 |
0,65 |
C |
SIP панели |
640,95 |
0,98% |
98% |
0,05 |
0,7 |
|
PIR ПЛИТА Бумага |
529,76 |
0,81% |
99% |
0,05 |
0,75 |
|
PIR ПЛИТА Пленка |
353,18 |
0,54% |
99% |
0,05 |
0,8 |
|
PIR ПЛИТА Фольга |
248,53 |
0,38% |
99% |
0,05 |
0,85 |
|
PIR ПЛИТА Glass 350 |
189,67 |
0,29% |
99% |
0,05 |
0,9 |
|
Противопожарные двери |
111,19 |
0,17% |
99% |
0,05 |
0,95 |
|
Прочее |
58,86 |
0,09% |
99% |
0,05 |
1 |
|
Итого |
65403 |
100,0% |
100% |
1 |