Файл: КТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основные характеристики торгового ассортимента
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3 Методика анализа структуры торгового ассортимента
2 АНАЛИ З СТРУКТУР Ы ТОРГОВОГ О АССОРТИМЕНТ А ОО О «ПРОФХОЛ ОД»
2.1 Организационноэкономическа я характеристик а организац ии
2.2 Анали з структур ы торговог о ассортимент а ОО О «ПрофХол од»
2.3 Направления оптимизации структуры торгового ассортимента в ООО «ПрофХолод»
- п о степен и удовлетворени я потребност ей:
а) рациональны й ассортимен т являетс я наборо м товар ов, наиболе е полн о удовлетворяющи х реальн о обоснованны е потребнос ти, обеспечивающи е максимально е качеств о жизн и пр и определенно м уровн е развити я наук и и техни ки;
б) оптимальны й ассортимен т являетс я наборо м товар ов, удовлетворяющи х реальны е потребност и с получение м максимальн о полезног о эффект а дл я потребител я пр и минимальны х затрата х н а разработк у производст ва, проектировани е и доведени е д о потребите ля.
- п о состояни ю в конкретны й момен т време ни:
а) реальны й ассортимен т являетс я наборо м товар ов, имеющихс я в конкретно й фирм е продавц а либ о производите ля;
б) прогнозируемы й ассортимен т являетс я наборо м товар ов, котором у буде т необходим о удовлетворят ь предполагаемы е потребнос ти.
- п о характер у удовлетворяемы х потребност ей:
а) основно й ассортимен т являетс я наборо м товар ов, ориентированны х н а обычны е потребност и основны х груп п потребител ей;
- сопутствующи й ассортимен т являетс я наборо м товар ов, выполняющи й вспомогательны е функци и и н е относящийс я к основны м дл я данног о предприят ия.
б) п о структур е ассортимен та:
а) группово й ассортимен т товаро в состои т и з перечн я товарны х гру пп, которы е сформулирован ы п о признак у однородност и сыр ья, и з которог о он и был и изготовле ны, такж е п о способ у производств а и потребительском у назначен ию;
б) группово й ассортимен т состои т и з перечн я отдельны х крупноагрегированны х видо в усл уг: здравоохранен ия, образован ия, услуг и жилищн о коммунальног о хозяйст ва, дошкольны х учрежден ий, свя зи, транспор та, бытовы е услуг и и та к дал ее;
в) внутр и группово й ассортимент эт о набо р однородны х товар ов, которы е объединен ы общность ю признако в и удовлетворяю т аналогичны е потребнос ти. Эт о детализаци я групповог о ассортимен та;
г) видово й ассортимен т товаро в являетс я наборо м товаро в различны х наименовани й и вид ов, удовлетворяющи х аналогичны е потребнос ти;
д) видово й ассортимен т услу г являетс я детализацие й крупноагрегированны х видо в усл уг;
е) внутривидово й ассортимен т товаро в являетс я ассортимент ом, в которы й входя т разновидност и товаро в внутр и отдельны х вид ов;
ж) внутривидово й ассортимен т услу г состои т и з перечн я конкретны х раб от, выполняющихс я в рамка х определенног о вид а услу г [1, с.13].
Н а показате ли, характеризующи е ассортимен т определенног о предприяти я либ о магазин а оказываю т влияни е множеств о фактор ов.
Изучени е влияни я вышеперечисленны х факторо в осуществляетс я в процесс е исследовани я рынк а специалистамимаркетолога ми, а такж е специалистам и коммерческог о отдел а торгово й фир мы. Вс е фактор ы принят о разделят ь н а общи е специфическ ие.
Попо в Н.Л. счита ет, чт о общи е фактор ы н е завися т о т определенны х услови й деятельност и фир мы. Общи е фактор ы делятс я н а [7]:
- социальн ые. В и х числ о входя т социальны й соста в населен ия, уровен ь культу ры, социально е обеспечени е населен ия, характе р трудово й деятельнос ти;
- экономическ ие. В и х числ о входя т развити е производств а товар ов, уровен ь доходо в населени я и источник и и х образован ия, развити е экономик и район а деятельнос ти, цен а н а товар ы и друг ое;
- демографическ ий. В и х числ о входя т половозрастно й сост ав, количеств о и структур а сем ей, профессиональны й соста в населени я и друг ое;
- национальнобытов ые. В и х числ о входя т национальны й соста в населен ия, традиц ии, нрав ы и обыч аи;
- природноклиматическ ие. В и х числ о входя т географическо е расположени е (горо да, се ла) , клим ат, природны е ресурс ы и друго е [33, с. 1 30].
Специфически е фактор ы отражаю т конкретны е услови я работ ы фир мы. Учитываемы е пр и определени и широт ы ассортимен та:
- рол ь данног о магазин а в систем е торговог о обслуживан ия;
- наличи е други х магазино в в зон е деятельност и и и х специализац ия;
- ти п и мощност ь фир мы;
- характеристик а сегмент ов;
- транспортны е свя зи.
Учитываемы е пр и определени и глубин ы ассортимен та:
- уровен ь доходо в п о сегмент ам;
- специфик а спрос а внутр и сегмент ов;
- разме р торгово й площад и и характеристи ки, параметр ы оборудован ия.
Такж е оказывае т сво е влияни е и тако й факт ор, ка к спр ос. Н о дл я нача ла, коммерческом у аппарат у необходим о определить ся, н а каки х сегмента х буде т работат ь эт а организаци я торгов ли. Така я работ а проводитс я специалистам и маркетинговог о отде ла, а такж е специалистам и коммерсантам и в процесс е маркетинговог о исследовани я н а основ е результато в комплексног о исследовани я торговы х предприяти й определенног о регион а [4].
Именн о поэтом у необходим о пр и формировани и ассортимент а товаро в н а рынк е обладат ь достоверно й информацие й о структур е спро са, ег о объе ме, динамик е ег о развит ия, особенностя х и характер е спрос а н а отдельны е товар ы и у различны х контингенто в покупател ей.
Такж е необходи м периодически й мониторин г сред ы деятельност и предприят ия, а такж е ег о организаци и торгов ли. Эт о нужн о дл я то го, чтоб ы своевременн о можн о был о внест и изменени я либ о какиет о корректив ы в процес с формировани я ассортимент а определенног о предприяти я ил и рознично го, либ о оптовог о магази на.
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
Ассортимен т любог о предприят ия, любог о ка к рознично го, та к и оптовог о магазин а можн о охарактеризоват ь благодар я систем е показател ей. Данны й подхо д необходи м дл я осуществлени я процесс а управлени я ассортименто м н а научно й осно ве, а именн о организовыват ь ег о формирован ие, планирова ть, а такж е регулироват ь ассортиме нт, стимулироват ь продаж и и мотивироват ь продавц ов. [8]
Широт а ассортимент а являетс я количество м груп п и подгруп п товар ов, которы е включен ы в ассортимен т магази на. В товарооборот е п о и х удельном у вес у в запаса х различаю т ассортиментну ю структур у универсальн ых, а такж е специализированны х магазин ов.
Глубин а ассортимент а являетс я количество м видо в и разновидност ей, а такж е наименовани й данны х товаро в внутр и определённы х груп п и подгруп п в ассортимент е магази на.
Глубин а и широт а ассортимент а необходим ы дл я то го, чтоб ы сформироват ь предложени е и распределени е степен и рис ка. Эт о изображен о в таблиц е 1.
Пр и широко м ассортимент е у покупателе й складываетс я впечатлени е разнообрази е многочисленно й продукц ии. Именн о эт о привлекае т различны е категори и потребител ей. Располага я таки м ассортимент ом, предприяти е може т лучш е приспосабливатьс я к постоянны м изменения м рыночног о спро са. Однак о управлят ь эти м слож но, та к ка к незамеченным и могу т остатьс я издел ия, которы е пользуютс я малы м спрос ом.
Простот а являетс я основны м преимущество м узког о ассортимен та.
Таблиц а 1 Альтернатив ы торговог о ассортимент а п о широт е и глуби не
Ка к широ та, та к и глубин а ассортимент а должн ы быт ь выбран ы с учёто м целе й и зад ач, поставленны х пере д собо й розничны м предприятие м [6].
В средн ем, российски й потребителе й приобретае т примерн о 15 0 наименовани й товар ов, одна ко, о н хоче т выбират ь эт и товар ы и з большог о количеств а различны х родственны х товаро в и надеетс я н а то, чт о появятс я нов ые, боле е качественны е това ры. Есл и в магазин е имеютс я вс е групп ы товар ов, т о создаётс я впечатлени е изобил ия, н о эт о н е гарантируе т высоки е прода жи.
Глубин а торговог о ассортимент а може т являтьс я избыточн ой. Иногд а изобили е наименовани й в одно й товарно й групп е може т усложнят ь приняти е решени я о покуп ке.
К показателя м ассортимент а такж е относитс я и ег о устойчивос ть.
Устойчивы й ассортимен т продукци и в магазин е приводи т к сокращени ю затра т времен и клиенто в н а поис к продукц ии, помогае т пр и стандартизаци и все х торговотехнологически х процессо в и операц ий. Устойчивост ь можн о определит ь п о следующе й формул е [14]:
К у = 1 Оn/n*а, (1)
гд е Ку коэффициен т устойчивог о ассортимент а товаро в в определённо м перио де;
O1, О2,.. . Оn количеств о разновидносте й товар ов, отсутствующи х в продаж е в момен т провер ок;
а количеств о разновидносте й това ра, которы й предусмотре н разработанны м ассортиментны м перечн ем; п количеств о провер ок.