Файл: Типология проектов. Их структурирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
она принимает различные формы, в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние экспер­ты (например, учителя и ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг со­вместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, в случае необходимости оказывая ребятам помощь.

Следует остановиться и на общих подходах к структурирова­нию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты
    проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тема­
    тики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учите­ля
    (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению
    проблем, видеоряд с той же целью и т.д.)- Здесь уместна «мозговая
    атака» с последующим коллективным обсуждением.

  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.).

  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой
    выводов.



Параметры внешней оценки проекта:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и методов
    обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его
    индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений;

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости
    участников проекта;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в про­
    блему, привлечение знаний из других областей;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументи­
    ровать свои заключения, выводы;

  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и ар­
    гументированность ответов каждого члена группы. \j



Творческое задание

Настало время попробовать свои силы. Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Обязательно определите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, укажите учебный материал по предметам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую/теоретическую значимость этот проект имеет и в какой области. Отдельно следует отметить, какие цели интеллектуального, нрав­ственного, культурного развития учащихся вы при этом ставите.

Обсудите свои предложения в группе, постарайтесь выбрать лучшие проекты. Представьте их на семинаре с соответствующей аргументацией. Определите, предложения какой группы окажутся наиболее интересными и грамотными, с точки зрения технологии проектов.

Проект может быть рассчитан на учащихся или учителей.

Занятие 8. Проект в системе уроков

На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с мето­дом проектов: краткой историей его развития, технологией раз­работки. Очень важно правильно структурировать проект, пре­дусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных, обобщения и выводы для последующей исследовательской деятельности. Теперь мы знаем, что структу­ра проекта зависит напрямую от его типа и содержания. Надеем­ся, что на основе предложенной вам дидактической типологии проектов вы сможете сориентироваться и на методическом уров­не, если в этом будет необходимость. При подготовке проекта весьма полезной оказывается технология сотрудничества, кото­рая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное — научиться работать совместно и самостоятельно. Осо­бенно полезны в этом отношении европейский и израильский варианты обучения в сотрудничестве, в основе которых как раз и заложена проектная деятельность учащихся на уроках. Но это — лишь элементы метода проектов, позволяющие лучше подгото­
виться к собственно проектной деятельности.

Нам остается привести конкретные примеры разработки про­ектов. Этим мы и займемся на данном занятии.

На этом занятии вам предстоит:

  • познакомиться с некоторыми примерами работы над проектом
    на уроке;

  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате ра­
    боты над проектом;

  • познакомиться с некоторыми возможными способами презен­
    тации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

. познакомиться с возможными способами самостоятельного об­суждения методов исследования в группах, выдвижения гипотез, а также с формулированием аргументированных выводов, офор­млением результатов проекта.

Нет необходимости отвечать на вопросы по содержанию этой лекции. Значительно важнее попытаться, взяв за основу все этапы совместной деятельности над проектом, разработать соб­ственную идею шаг за шагом.

Примеры проектов в школьной практике

Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической

1. Главное стратегическое направление развития систем обра­зования в мировой педагогике — развивающее обучение, форми­рование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нрав­ственное развитие. Важно определиться, что имеется в виду под развивающим обучением.«Развивающее обучениетип обучения,в котором развитие человека является не побочным продуктом, а пря­мой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуа­тации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивает­ся в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обу­чения строится на приоритете дедуктивного способа познания; ос­нова процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий».

2. Развивающее обучение предполагает формирование крити­ческого и творческого мышления как приоритетных направлений
интеллектуального развития человека. -

3. Эти два вида, или типа, мышления вбирают в себя либо предполагают необходимость развития и других видов мышления, о которых речь пойдет ниже.

Критическое мышление:

  • аналитическое мышление (анализ информации, отбор необ­
    ходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений);

  • ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее
    изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ас­
    социаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);


  • самостоятельное мышление;

  • логическое мышление (умение выстраивать логику доказа­
    тельности принимаемого решения, внутреннюю логику решае­
    мой проблемы, логику последовательности действий, предпри­
    нимаемых для решения проблемы и пр.);

  • системное мышление (умение рассматривать изучаемый
    объект, проблему в целостности их связей и характеристик).

творческое мышление предполагает следующие умения:

  • мысленного экспериментирования, пространственного вооб­
    ражения;

  • самостоятельного переноса знаний для решения новой зада­
    чи, проблемы, поиска новых решений;

. комбинаторные (способность комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбини­рованный, комплексный способ);

Прогностические( способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-
следственные связи);

. эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт.

К указанным умениям следует, на наш взгляд, добавить спе­цифические навыки работы с информацией, для чего важно уметь:

. отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;

. анализировать полученную информацию;

. систематизировать и обобщать полученные данные в соответ­ствии с поставленной познавательной задачей;

. выявлять проблемы в различных областях знания, в окружа­ющей действительности;

. выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

. ставить эксперименты (не только мысленные, но и натураль­ные);

. делать аргументированные выводы, выстраивать систему до­