Файл: Типология проектов. Их структурирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
казательств;

. статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;

. генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;

  • работать в коллективе, решая познавательные, творческие за­
    дачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;

  • владеть искусством и культурой коммуникации1.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позво­ляет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мыш­ления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту про­блему и доказать правильность ее решения, но и представить ре­зультат своей деятельности в определенном продукте, предусмат­ривает необходимость в разные моменты познавательной, экспе­риментальной или прикладной, творческой деятельности исполь­зовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных уме­ний. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и исполь­зуется метод обучения в сотрудничестве.

Рассмотрим в качестве примеров разработки проекта на уроках

проект «Планирование городского парка».

Этот пример взят из практики американской учительницы Хилди Шанк (штат Мин­несота, США), а также проект «Проблемы водоснабжения г. Мос­квы». Автор последнего проекта — учитель географии экономико-математичесческой гимназии № 1512
Планируемый результат: ученики разрабатывают план городс­кого парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «за­казчикам».

Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланирован­ной суммы денег, используя при этом знания в области матема­тики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, ди­зайна, физики и т.д.

Материалы:

Учебное оборудование Количество

Задание Одно на группу

Материалы и прайслист Один на группу

Ватман 16 х 20 Один на группу

Комплект ролевых карт Один на группу

Время работы: три урока (по одному в неделю). Тип группы: четыре участника.


Задание для групп: учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.

Роли:

  • бухгалтер — производит все расчеты и составляет итоговую
    смету проекта;

  • архитектор — наносит совместно обсужденный чертеж про­
    екта на ватман;

  • управляющий — следит, чтобы каждый участник группы при­
    нимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях,
    стимулируя к сотрудничеству;


  • менеджер — зачитывает все инструкции, докладывает проект
    группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему
    классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следу­
    ющий урок.

Работа над проектом

(3 занятия)

Учебно-воспитательная задача

Урок 1. Ваша задача — разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесота

Решите, что вы хотите иметь в этом парке и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на Лис­те Задания. Все решения должны быть сформулированы в резуль­тате консенсуса, что означает, что вы все согласны с таким реше­нием. В конце каждого урока вы должны положить материалы сво­его проекта в специальную папку на моем столе.

Урок 2. Сегодня вам придется положить свои идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами и один ручей. Вы должны решить, как расположить все эти части экстерьера в проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о ва­шем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.

Урок 3. А теперь ваши задачи — 1) закончить планировку парка; 2) написать доклад, обосновывающий проект; 3) соста­вить и обосновать смету, чтобы продать проект всему классу; 4) представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.

После этого класс проголосует (тайное голосование), какой проект лучше.

Взаимопомощь: я хочу, чтобы вы представили один проект от всей группы, с которым

все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке.

Индивидуальная ответственность: каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Для успешной разработки проекта парка необходимо, чтобы каж­дый чувствовал свою ответственность.

Критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого парка, с которым все согласны и который полностью соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргу­менты в обоснование сметы будут убедительными.

Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы работатете совместно, помогая друг другу, ответственно выполняя поручен­ные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.

Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено освоение этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача — спланировать их работу: рассчитать, какие материалы и какое обо­рудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превы­шать 5 000 $. Имейте в виду следующие критерии при проектиро­вании парка.

Универсальность:

Насколько планируемый парк будет отвечать интересам по­
жилых, молодых и людей среднего возраста?

. Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное?

. Можно ли будет пользоваться парком в любое время года?

Насколько широк круг активных мерприятий, доступных го­
рожанам?

Безопасность:

  • Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых
    посетителей?

  • Можно ли ожидать в таком парке каких-либо неприятных
    неожиданностей?

Эстетика:

  • Считаете ли вы свой проект эстетичным?

  • Смогут ли люди разного возраста получать в вашем парке
    удовольствие?

Эффективность затрат:

  • Все ли деньги израсходованы?

  • Насколько эффективно используются в парке энергетичес­
    кие ресурсы?

Инновации:

  • Насколько ваш проект необычен?

  • Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то
    новом необычном аспекте?


Далее приводится таблица стоимости материалов и оборудова­ния, фактический расход и подводится итог: общая стоимость фак­тически израсходованных материалов и оборудования.

Обратимся к другому проекту, который выполнялся в москов­ской гимназии № 1512.
Проект «Проблемы водоснабжения г. Севастополя

Предмет: география. Класс: 9-й гимназии. Характер проекта: междисциплинарный.

Разделы науки: картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое модели­рование.

Тип проекта: исследовательский.

Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Интернет; сканер для считывания графической информации; лазерный принтер; видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, ксерокс.

Цель проекта: изучение возможности создания дополнитель­ного резервуара воды для снабжения г. Москвы.

Задачи проекта:

. научиться создавать и трансформировать карты района за­топления;

. уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района;

• уметь проводить социологические опросы по теме проекта;

. научиться определять возможные пути развития террито­рии;

. уметь проводить экономический анализ;

. освоить метод географического прогнозирования.

На обсуждение в качестве темы проекта учащимся была пред­ложена проблема дефицита питьевой воды в столичном регионе. Москва испытывает недостаток водных ресурсов уже давно, для его покрытия выдвигалось несколько альтернативных проектов. В результате дискуссии о возможных путях решения проблемы был выбран путь создания резервного водохранилища в верховьях Волги. Были сформированы три «экспертные» группы, работающие по следующим направлениям:

  1. Создание карты района затопления (развитие умений пользо­
    ваться географическими и топографическими картами с экрана
    дисплея, сканировать графическую информацию, рисовать на эк­
    ране дисплея).

  2. Анализ демографической ситуации (развитие умений произ­
    водить обработку статистических материалов, делать демографи­
    ческий прогноз, создавать карты, диаграммы, схемы).

Второе положение — примеры пластичности жизни, ее при­способляемости к самым разным условиям среды обитания, в том


Третье положение — примеры соответствия генеративных час­тей растения голосеменных аналогичным частям папоротникооб­разных растений.

Четвертое положение — доказательства возможности заселе­ния папоротниками и голосеменными растениями самых разно­образных условий обитания на Земле.

  1. Объединение всех четырех положений на примере предста­
    вителя: а) папоротников; б) голосеменных.

  2. Вывод по гипотезе.

Сценарий защиты III группы

  1. Вступление. Формулировка гипотезы, аргументация.

  2. Способы доказательства своей гипотезы:

а) расселение голосеменных и папоротников на планете;

б) изменения вегетативных органов голосеменных и папорот­
ников;

в) эволюция типов размножения.

3. Вывод по гипотезе. Обобщение.

Сценарий защиты IV группы

I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их классифика­ция, местоположение в систематике.

Представления ученых-ботаников о систематическом положе­нии этих групп растений, исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:

а) водоросли;

б) папоротникообразные;

в) голосеменные;

г) цветковые.

Заключение о происхождении одних групп растений от других.

П. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».

1. Демонстрация карт:

а) области расселения папоротникообразных;

б) области расселения голосеменных.

2.Доклад по картам:

а) особенности папортникообразных, позволившие им распро­
страниться на данных территориях;


б) особенности голосеменнных, позволившие им распростра­
ниться на данных территориях.

Заключение о «вытеснении» папоротникообразных голосемен­ными растениями.

III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных органов»:

а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
кактуса, березы, широколистного дерева экваториальных лесов;

б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
березы и широколистного дерева экваториальных лесов.