ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
казательств;
. статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;
. генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и используется метод обучения в сотрудничестве.
Рассмотрим в качестве примеров разработки проекта на уроках
проект «Планирование городского парка».
Этот пример взят из практики американской учительницы Хилди Шанк (штат Миннесота, США), а также проект «Проблемы водоснабжения г. Москвы». Автор последнего проекта — учитель географии экономико-математичесческой гимназии № 1512
Планируемый результат: ученики разрабатывают план городского парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «заказчикам».
Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы денег, используя при этом знания в области математики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, дизайна, физики и т.д.
Материалы:
Учебное оборудование Количество
Задание Одно на группу
Материалы и прайслист Один на группу
Ватман 16 х 20 Один на группу
Комплект ролевых карт Один на группу
Время работы: три урока (по одному в неделю). Тип группы: четыре участника.
Задание для групп: учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.
Роли:
Работа над проектом
(3 занятия)
Учебно-воспитательная задача
Урок 1. Ваша задача — разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесота
Решите, что вы хотите иметь в этом парке и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на Листе Задания. Все решения должны быть сформулированы в результате консенсуса, что означает, что вы все согласны с таким решением. В конце каждого урока вы должны положить материалы своего проекта в специальную папку на моем столе.
Урок 2. Сегодня вам придется положить свои идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами и один ручей. Вы должны решить, как расположить все эти части экстерьера в проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.
Урок 3. А теперь ваши задачи — 1) закончить планировку парка; 2) написать доклад, обосновывающий проект; 3) составить и обосновать смету, чтобы продать проект всему классу; 4) представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.
После этого класс проголосует (тайное голосование), какой проект лучше.
Взаимопомощь: я хочу, чтобы вы представили один проект от всей группы, с которым
все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке.
Индивидуальная ответственность: каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Для успешной разработки проекта парка необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность.
Критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого парка, с которым все согласны и который полностью соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обоснование сметы будут убедительными.
Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы работатете совместно, помогая друг другу, ответственно выполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.
Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено освоение этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача — спланировать их работу: рассчитать, какие материалы и какое оборудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превышать 5 000 $. Имейте в виду следующие критерии при проектировании парка.
Универсальность:
• Насколько планируемый парк будет отвечать интересам по
жилых, молодых и людей среднего возраста?
. Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное?
. Можно ли будет пользоваться парком в любое время года?
• Насколько широк круг активных мерприятий, доступных го
рожанам?
Безопасность:
Эстетика:
Эффективность затрат:
Инновации:
Далее приводится таблица стоимости материалов и оборудования, фактический расход и подводится итог: общая стоимость фактически израсходованных материалов и оборудования.
Обратимся к другому проекту, который выполнялся в московской гимназии № 1512.
Проект «Проблемы водоснабжения г. Севастополя
Предмет: география. Класс: 9-й гимназии. Характер проекта: междисциплинарный.
Разделы науки: картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое моделирование.
Тип проекта: исследовательский.
Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Интернет; сканер для считывания графической информации; лазерный принтер; видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, ксерокс.
Цель проекта: изучение возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения г. Москвы.
Задачи проекта:
. научиться создавать и трансформировать карты района затопления;
. уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района;
• уметь проводить социологические опросы по теме проекта;
. научиться определять возможные пути развития территории;
. уметь проводить экономический анализ;
. освоить метод географического прогнозирования.
На обсуждение в качестве темы проекта учащимся была предложена проблема дефицита питьевой воды в столичном регионе. Москва испытывает недостаток водных ресурсов уже давно, для его покрытия выдвигалось несколько альтернативных проектов. В результате дискуссии о возможных путях решения проблемы был выбран путь создания резервного водохранилища в верховьях Волги. Были сформированы три «экспертные» группы, работающие по следующим направлениям:
Второе положение — примеры пластичности жизни, ее приспособляемости к самым разным условиям среды обитания, в том
Третье положение — примеры соответствия генеративных частей растения голосеменных аналогичным частям папоротникообразных растений.
Четвертое положение — доказательства возможности заселения папоротниками и голосеменными растениями самых разнообразных условий обитания на Земле.
Сценарий защиты III группы
а) расселение голосеменных и папоротников на планете;
б) изменения вегетативных органов голосеменных и папорот
ников;
в) эволюция типов размножения.
3. Вывод по гипотезе. Обобщение.
Сценарий защиты IV группы
I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их классификация, местоположение в систематике.
Представления ученых-ботаников о систематическом положении этих групп растений, исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:
а) водоросли;
б) папоротникообразные;
в) голосеменные;
г) цветковые.
Заключение о происхождении одних групп растений от других.
П. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».
1. Демонстрация карт:
а) области расселения папоротникообразных;
б) области расселения голосеменных.
2.Доклад по картам:
а) особенности папортникообразных, позволившие им распро
страниться на данных территориях;
б) особенности голосеменнных, позволившие им распростра
ниться на данных территориях.
Заключение о «вытеснении» папоротникообразных голосеменными растениями.
III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных органов»:
а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
кактуса, березы, широколистного дерева экваториальных лесов;
б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
березы и широколистного дерева экваториальных лесов.
. статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;
. генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;
-
работать в коллективе, решая познавательные, творческие за
дачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; -
владеть искусством и культурой коммуникации1.
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и используется метод обучения в сотрудничестве.
Рассмотрим в качестве примеров разработки проекта на уроках
проект «Планирование городского парка».
Этот пример взят из практики американской учительницы Хилди Шанк (штат Миннесота, США), а также проект «Проблемы водоснабжения г. Москвы». Автор последнего проекта — учитель географии экономико-математичесческой гимназии № 1512
Планируемый результат: ученики разрабатывают план городского парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «заказчикам».
Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы денег, используя при этом знания в области математики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, дизайна, физики и т.д.
Материалы:
Учебное оборудование Количество
Задание Одно на группу
Материалы и прайслист Один на группу
Ватман 16 х 20 Один на группу
Комплект ролевых карт Один на группу
Время работы: три урока (по одному в неделю). Тип группы: четыре участника.
Задание для групп: учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.
Роли:
-
бухгалтер — производит все расчеты и составляет итоговую
смету проекта; -
архитектор — наносит совместно обсужденный чертеж про
екта на ватман; -
управляющий — следит, чтобы каждый участник группы при
нимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях,
стимулируя к сотрудничеству; -
менеджер — зачитывает все инструкции, докладывает проект
группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему
классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следу
ющий урок.
Работа над проектом
(3 занятия)
Учебно-воспитательная задача
Урок 1. Ваша задача — разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесота
Решите, что вы хотите иметь в этом парке и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на Листе Задания. Все решения должны быть сформулированы в результате консенсуса, что означает, что вы все согласны с таким решением. В конце каждого урока вы должны положить материалы своего проекта в специальную папку на моем столе.
Урок 2. Сегодня вам придется положить свои идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами и один ручей. Вы должны решить, как расположить все эти части экстерьера в проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.
Урок 3. А теперь ваши задачи — 1) закончить планировку парка; 2) написать доклад, обосновывающий проект; 3) составить и обосновать смету, чтобы продать проект всему классу; 4) представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.
После этого класс проголосует (тайное голосование), какой проект лучше.
Взаимопомощь: я хочу, чтобы вы представили один проект от всей группы, с которым
все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке.
Индивидуальная ответственность: каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Для успешной разработки проекта парка необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность.
Критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого парка, с которым все согласны и который полностью соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обоснование сметы будут убедительными.
Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы работатете совместно, помогая друг другу, ответственно выполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.
Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено освоение этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача — спланировать их работу: рассчитать, какие материалы и какое оборудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превышать 5 000 $. Имейте в виду следующие критерии при проектировании парка.
Универсальность:
• Насколько планируемый парк будет отвечать интересам по
жилых, молодых и людей среднего возраста?
. Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное?
. Можно ли будет пользоваться парком в любое время года?
• Насколько широк круг активных мерприятий, доступных го
рожанам?
Безопасность:
-
Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых
посетителей? -
Можно ли ожидать в таком парке каких-либо неприятных
неожиданностей?
Эстетика:
-
Считаете ли вы свой проект эстетичным?
-
Смогут ли люди разного возраста получать в вашем парке
удовольствие?
Эффективность затрат:
-
Все ли деньги израсходованы?
-
Насколько эффективно используются в парке энергетичес
кие ресурсы?
Инновации:
-
Насколько ваш проект необычен?
-
Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то
новом необычном аспекте?
Далее приводится таблица стоимости материалов и оборудования, фактический расход и подводится итог: общая стоимость фактически израсходованных материалов и оборудования.
Обратимся к другому проекту, который выполнялся в московской гимназии № 1512.
Проект «Проблемы водоснабжения г. Севастополя
Предмет: география. Класс: 9-й гимназии. Характер проекта: междисциплинарный.
Разделы науки: картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое моделирование.
Тип проекта: исследовательский.
Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Интернет; сканер для считывания графической информации; лазерный принтер; видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, ксерокс.
Цель проекта: изучение возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения г. Москвы.
Задачи проекта:
. научиться создавать и трансформировать карты района затопления;
. уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района;
• уметь проводить социологические опросы по теме проекта;
. научиться определять возможные пути развития территории;
. уметь проводить экономический анализ;
. освоить метод географического прогнозирования.
На обсуждение в качестве темы проекта учащимся была предложена проблема дефицита питьевой воды в столичном регионе. Москва испытывает недостаток водных ресурсов уже давно, для его покрытия выдвигалось несколько альтернативных проектов. В результате дискуссии о возможных путях решения проблемы был выбран путь создания резервного водохранилища в верховьях Волги. Были сформированы три «экспертные» группы, работающие по следующим направлениям:
-
Создание карты района затопления (развитие умений пользо
ваться географическими и топографическими картами с экрана
дисплея, сканировать графическую информацию, рисовать на эк
ране дисплея). -
Анализ демографической ситуации (развитие умений произ
водить обработку статистических материалов, делать демографи
ческий прогноз, создавать карты, диаграммы, схемы).
Второе положение — примеры пластичности жизни, ее приспособляемости к самым разным условиям среды обитания, в том
Третье положение — примеры соответствия генеративных частей растения голосеменных аналогичным частям папоротникообразных растений.
Четвертое положение — доказательства возможности заселения папоротниками и голосеменными растениями самых разнообразных условий обитания на Земле.
-
Объединение всех четырех положений на примере предста
вителя: а) папоротников; б) голосеменных. -
Вывод по гипотезе.
Сценарий защиты III группы
-
Вступление. Формулировка гипотезы, аргументация. -
Способы доказательства своей гипотезы:
а) расселение голосеменных и папоротников на планете;
б) изменения вегетативных органов голосеменных и папорот
ников;
в) эволюция типов размножения.
3. Вывод по гипотезе. Обобщение.
Сценарий защиты IV группы
I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их классификация, местоположение в систематике.
Представления ученых-ботаников о систематическом положении этих групп растений, исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:
а) водоросли;
б) папоротникообразные;
в) голосеменные;
г) цветковые.
Заключение о происхождении одних групп растений от других.
П. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».
1. Демонстрация карт:
а) области расселения папоротникообразных;
б) области расселения голосеменных.
2.Доклад по картам:
а) особенности папортникообразных, позволившие им распро
страниться на данных территориях;
б) особенности голосеменнных, позволившие им распростра
ниться на данных территориях.
Заключение о «вытеснении» папоротникообразных голосеменными растениями.
III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных органов»:
а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
кактуса, березы, широколистного дерева экваториальных лесов;
б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
березы и широколистного дерева экваториальных лесов.