Файл: Гештальттерапия Ф. Перлза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гештальт-терапия Ф.Перлза.


Гештальт-терапия (нем. Gestalt («Gestalt» в переводе с немецкого — фигура, образ, целостность, личность (как роль), то, что «из ничего» стало «чем-то»)) — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь. Гештальт-терапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит "здесь и теперь", является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

Современная ситуация.


Сейчас гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальтпсихология и т.д.). Этот рост прямой, и одновременно косвенный, через постепенную ассимиляцию другими современными психотерапевтическими направлениями, в частности, психоаналитическими, множества понятий и инструментов, разработанных гештальт-терапией на протяжении пятидесяти лет. Конечно, относительная молодость и небольшая склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что многие темы все еще нуждаются в развитии, что взаимодействие идей и практических дел сегодня еще затруднено. Однако, профессионалы - соседи, которые рискуют проверить на самом деле, действительно ли дошедшие до них слухи о гештальттерапии оказываются обоснованными, всегда поражаются убедительности, творческой энергии, свободе мысли и эффективности клинических воздействий этого направления, далеко не такого поверхностного, как кому-то хотелось заставить их думать.

Гештальт-терапия. От теории к методу.

В целом, теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях: человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например: психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас
влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. Человеческое поведение согласно теории, гештальт-терапия подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается.

Гештальт-терапия дает возможность человеку восстановить свою способность устанавливать контакт и осуществлять творческое приспособление. Это предполагает, что он будет в состоянии обеспечить идентификацию и отчуждение, требуемые в его контакте с окружающей средой.

Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя. Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.

Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы,

которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Здоровая личность – это личность, достигшая наибольшего осознания. Такие люди понимают, что телесные сигналы, такие как головная или желудочная боль, могут указывать на потребность в изменении поведения. Они также сознают собственные ограничения. Например, при возникновении конфликта с другими людьми человек может оказаться способен решить ситуацию, а может просто уйти от нее. Для здоровой личности характерно то, что проблемные ситуации не усложняются фантазированием и «приукрашиванием». Напротив, в каждый момент времени человек концентрируется «исключительно на одной потребности (фигуре), низводя все другие потребности до уровня фона. Когда потребность удовлетворена, то есть гештальт завершен, она сама низводится до фонового уровня, а новая потребность входит в фокус (становится фигурой). Такое функционирование требует, чтобы люди осознавали внутренние потребности и знали, как манипулировать этими потребностями и окружением.

Что касается психологических сопротивлений, или психологических защит: сопротивление не видно «напрямую», его можно выявить, наблюдая за тем, как человек рассказывает то или другое, что с ним происходит на ваших глазах, как он реагирует на ваше присутствие и поведение. Как он структурирует свои мысли, как живет и двигается, от чего замирает его дыхание. Терапевт наблюдает и фасилитирует процесс.

Сопротивления отличаются друг от друга по механизмам и характерным признакам. Один и тот же поведенческий паттерн может быть сопротивлением или носить вполне «здоровый» характер. «Душа нараспашку» с близкой подругой – одно, а с конкуренткой – совсем другое. В качестве сопротивления может рассматриваться только феномен, препятствующий реализации актуальной потребности. По существу, гештальт-терапевты занимаются тем, что ищут в сеансе повторы сопротивлений; коллекционируют их, наблюдая в разных аспектах жизни и отношений клиента. Постепенно становятся доступны не только ситуативные сопротивления, снижающие уровень присутствия в сеансе, но и те, что обуславливают жизненную позицию.

Основная задача терапевта - сделать сопротивления более доступными для осознавания, чтобы клиент мог сориентироваться, какие из них он считает для себя необходимыми (и в каких случаях), а от каких готов отказаться. Для этого необходимо
сделать сопротивления как можно более заметными, выпуклыми. Терапевт выступает как искусный фрустратор: ставит сопротивлениям барьер. Он выбирают один из повторяющихся срывов и усиливает его, старается привлечь внимание клиента к его сопротивлениям:

- говорит, что, как ему кажется, он заметил из повторов;

- выступает в роли зеркала, отражающего характерную повторяющуюся позу;

- просит проговорить повторяющиеся фразы еще и еще раз, чтобы клиент услышал сам себя;

- склоняет усилить тягостные телесные симптомы (повторы) и всяческие зажимы;

- помогает организовать, прожить и рассмотреть сам феномен, который выступает как сопротивление: выстроить тупик, пребывать в растерянности, испытывать смущение и стыд, и т.д.;

- разыгрывает самые трудные ситуации из жизни клиента (ведь именно там сопротивления самые сильные);

- играет роли всех «злодеев» из жизни и зачастую воспроизводит их «злодейское» поведение в сеансе;

- предлагает замедлится там, где клиент хочет «быстренько проскочить» опасное место.

Работая «проявителем сопротивлений», терапевт старается сделать так, чтобы клиент не только заинтересовался тем, что с ним происходит, не только лучше понял, как он и его «повторы» устроены, но и оценил сами бонусы подобного поведения и его психологическую цену.

Виды сопротивлений. Гудман обозначил пять основных видов сопротивлений, или срывов цикла контакта, два из которых уже были подробно описаны аналитиками: это интроекция и проекция. Он добавляет еще три: конфлуэнцию, ретрофлексию и эготизм. На сегодняшний день их описано значительно больше.

Аналитически-ориентированные терапевты подразделяют защиты на первичные и вторичные, или зрелые и незрелые. К незрелым защитам относятся те, что имеют дело с границей между собственным «я» и внешним миром. (изоляция, отрицание, идеализация).

Зрелые защиты считаются имеющими дело с «внутренними» границами – между Эго, Суперэго и Ид, или между «наблюдающей» и «переживающей» частями Эго (рационализация, сублимация). Разделение на первичные и вторичные защиты связано как с периодом их формирования в личной истории индивида, так и с тем, что первичные, они же «примитивные», защиты действуют недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве человека, сплавляя воедино когнитивные,
аффективные и поведенческие параметры, и действуют «автоматически»; в то время, как вторичные, «высшие» защиты, осуществляют определенные трансформации чего-то одного: ощущений, чувств, мыслей или поведения – и доступны модификации со стороны сознания.

Конфлуэнция - прямой перевод термина – слияние. Для того, чтобы фигура могла образоваться, она должна выделиться, отщепиться от остального содержимого фона. Этот процесс может нарушаться, если человеку трудно «опознать» и выделить одно их своих переживаний как главное или невозможно обособить себя от других людей (другого человека). В первом случае говорят о конфлуэнции 1 рода, а во втором – о конфлуэнции 2 рода. Между ними есть качественные различия.

Конфлуэнция 1 рода В начале преконтакта человек находится в физиологическом слиянии со всеми своими переживаниями и с окружающим миром – Self «не обозначен». Затем одно из переживаний начинает доминировать, чаще всего как некий сенсорный сигнал: человек что-то видит, слышит или ощущает. При конфлуэнции 1 рода сигнал не выделяется или перепутывается прежде, чем наступает его осознание. Нередко человеку трудно осознать, что же он переживает. На вопрос терапевта: «Что с тобой сейчас происходит?» он искренне отвечает: «Не знаю». Он понимает, что некие ощущения присутствуют, но какие именно, затрудняется сказать – они смешаны или интерферируются, одно принимается за другое. Подобное входит как составляющая часть в ряд психосоматических заболеваний.

Признаками конфлуэнции 1 рода будет или не замечание очевидно присутствующих в поле восприятия фигур, как правило, связанных с какими-то травматическими переживаниями, или обилие расплывчатых, аморфных ответов на вопросы об актуальном состоянии.

Этот вид сопротивления дает человеку возможность чего-то не осознавать, во что-то не погружаться: например, в тяжелые травматические переживания. Наконец, Конфлуэнция 1 рода дает иногда просто «право на отдых.

Конфлуэнция 2 рода В данном случае речь идет о слиянии человека с другими людьми, когда трудно провести четкую границу между Мной и Тобой. Тогда можно легко принять чужие переживания или желания за собственные.

Признаки, благодаря которым можно заподозрить конфлуэнцию 2 рода, следующие:

- очень часто люди, которые находятся в конфлуэнции с другим человеком, используют местоимение «мы», вместо местоимения «я», вместо «вы» и вместо «он», «она» ;