Файл: Гештальттерапия Ф. Перлза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- повторяющиеся попытки прийти к «негласному соглашению» с терапевтом, типа: вы, как женщина, конечно, меня понимаете. Или, «как всякий разумный человек, я, естественно… и вы, конечно…»;

- частые упоминания о семье, социальной группе, коммунистической или иной партии в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

Интроекция.  Человек приходит в этот мир нагим и беспомощным, гораздо более беспомощным, чем детеныш любого млекопитающего. У него нет тех инстинктов, которые помогут ему добыть еду или спастись от опасности. Зато он самое обучаемое существо на планете. Его жизнь, прежде всего, зависит от социальной среды, где он окажется, и его главная задача – научаться приспосабливаться к ней. Чтобы приспособиться – надо уподобиться. Ориентирами всегда будут те, кто стоит на ступеньку выше; те, принадлежность к которым обеспечивает лучшие условия жизни. Средством «приспособления» будет копирование. Общество, таким образом, воспроизводит себя; человек становится «своим» в этом обществе – понятным, нужным, адаптированным.

Копировать гораздо легче целостные вещи, не разделяя их на составляющие. Социальное кондиционирование требует интроецирования: «проглатывания» объекта или его свойств целиком, без раздумья и критики.

Интроекция – это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без «переваривания» этого материала.

Люди интроецируют многие вещи. Интроецируется родной язык, мимика, жесты, привычки родителей. Интроецируются способы поведения в трудных ситуациях, включая сопротивления родителей и воспитателей. Интроецируется даже способ усваивать информацию: быстро, точно, полно, от самого авторитетного источника, то есть сам способ интроецировать. Интроецируются социальные рамки: каким должен быть человек, чтоб ему не было стыдно.

У процесса интроекции, есть и другая составляющая, связанная с контрзависимостью. В подобной ситуации человек будет так же моментально отвергать любые предложения, как в предыдущем случае соглашался с ними. При работе с такими клиентами терапевту необходимо - свести собственную авторитарность к минимуму и вернуть клиенту ответственность, перечислив ему всю серию его «отказов».

Убеждения – тоже некие морально-этические рамки, но в отличие от интроектов, человек вырабатывает или принимает их для себя самостоятельно, весьма осознанно и, как правило, в более зрелом возрасте.


Проекция – вид сопротивления, в некотором смысле являющийся противоположностью интроекту. В отличие от интроектов, которые предусматривают повышенную «проницаемость» границы-контакт из внешней среды внутрь организма, проекция – это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам.

Проекции похожи на зеркала: они необходимы, чтобы увидеть, узнать себя; но они отражают только того, кто в них смотрится. Жизнь «проектора» похожа на пребывание в зеркальном зале, со всеми его парадоксами «отражений в отражениях». Но мало этого; она чаще всего превращается в путешествие по королевству «кривых зеркал».

Проекции – достаточно сложный и неоднородный феномен. Выделяют три вида проекций: зеркальную, проекцию катарсиса и дополнительную проекцию.

Зеркальная проекция – когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам (осознанно или неосознанно их принимая) или хотел бы обладать.

Проекция катарсиса – когда человек приписывает другим некие характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе. Самые тяжкие (неосознаваемые) случаи проекций катарсиса могут входить в структуру бредообразования.

Дополнительная проекция – когда человек приписывает другим какие-то характеристики, установки, чувства и т.д., посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется.

Признаки проекций, независимо от их вида, обладают известным сходством. В отличие от интроекции здесь вместо местоимения «я» в речи будет употребляться местоимение «он», «они», «все другие» и т.д.

  • Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них – «ты-высказывания»: интерпретации, оценки; суждения о том, что другой делает (думает, представляет собой), и рассуждения на тему, почему это с ним происходит.

  • Многочисленные предположения о чувствах и отношениях других в свой адрес (часто со стороны терапевта). Они могут проявляться в виде высказываемых убеждений, типа: «Меня все перебивают, потому что ни в грош не ставят», а могут в виде вопросов, не спровоцированных напрямую адресатом подозрений: «Чего ты на меня так смотришь?», «что ты имеешь в виду, опять что-то не так?» и т.д. Иногда опасения или предположения принимают форму «защитных», закрытых поз, без всякой прямой провокации к этому или действий, напрямую не связанных с поступками противоположной стороны.

  • «Объяснения» своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.

  • Нередко, сталкиваясь с проекциями, особенно в свой адрес, терапевт может заметить в себе удивление, что-то вроде возникающего вопроса: «Кто я? Правда? Как ты про это узнал?». Нередко подобным удивлением будет делиться и другой человек, в чей адрес последовала проекция.

  • Предсказание событий или чьего-то поведения.


Главная идея в работе с проекциями сводится к тому, чтобы человек мог осознать свои проекции и их присвоить – признать, как свои собственные. После этого он начинает смотреть на мир более ясно и способен усомниться «в истинности» своего суждения о другом человеке.

Процесс терапии.

По сути, центральным, или системообразующим понятием в Гештальте является триада, или, как любят говорить, трех лепестковый символ Гештальта: актуальность – осознанность – ответственность. Практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как некое предписание: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью».

Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознавать механизмы, которые толкают на повторение привычных паттернов поведения; обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни.

Роль гештальт-консультанта состоит в создании атмосферы, которая помогает клиенту исследовать условия, необходимые ему для развития. Консультант обеспечивает такую атмосферу с помощью интенсивного личного участия в усилиях клиента и своей искренности. Консультант работает с клиентом «здесь-и-сейчас», причем «сейчас» понимается как процесс. Принцип «сейчас» часто требует, чтобы консультант помогал клиенту сосредоточиться на блокированной энергии и целесообразном и адаптивном использовании этой энергии. «Сейчас» также подразумевает оказание помощи клиенту в распознавании стереотипов в его жизни.

Существует несколько правил, которым следуют гештальт-консультанты, помогая клиентам становиться более осведомленными относительно «настоящего»:

  • Принцип «сейчас»: всегда использовать в речи настоящее время.

  • Принцип «Я–ты»: всегда непосредственно обращаться к кому-либо, вместо того чтобы рассказывать о нем консультанту.

  • Использование местоимения «я»: вместо «оно», «это» говорить слово «я», особенно при разговоре о себе.

  • Использование континуума осознавания: сосредоточение на «как?» и «что?», а не «почему?»

  • Преобразование вопросов: просить клиентов преобразовывать вопросы в утверждения.

Одним из эффективных методов является техника пустого стула. В этой процедуре клиенты обращаются к различным частям своей личности, например: к той части, которая является доминирующей, и к части, которая является пассивной. «Центром» упражнения является пустой стул. Клиент может просто говорить со стулом как с представителем одной части себя или переключать внимание между несколькими стульями, воображая, что каждый из них представляет различную часть личности клиента. В этом диалоге в зону внимания попадают и рациональные, и иррациональные части личности клиента. Клиент не только видит эти стороны, но и становится способным разобраться в своей личности. Этот метод не рекомендуется для лиц с серьезными эмоциональными нарушениями.


Одним из наиболее мощных гештальт-упражнений является конфронтация. Консультанты указывают клиентам на неконгруэнтность их поведения и чувств, например: на их улыбку в тот момент, когда они говорят, что нервничают. Конфронтация предполагает задавание клиентам вопросов «что?» и «как?». Вопросов «почему?» избегают, потому что они ведут к интеллектуализации.