Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Теоретические основы значения человеческого фактора в управлении на макро и микроуровне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализируем за возрастной структурой коллектива, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 Количественный состав персонала по возрасту и гендерному признаку

Возрастная категория

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Удельный вес, %

2014 год

2015 год

2016 год

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

18-25 лет

2

-

3

1

7

1

6

-

5

8

13

7

26-35 лет

4

2

8

2

13

3

11

25

16

15

23

20

36-45 лет

9

3

17

6

23

5

26

36

39

38

41

33

46-55 лет

13

2

12

2

9

4

37

25

27

15

16

27

Старше 56 л.

7

1

4

2

4

2

20

13

9

15

7

13

Итого:

35

8

44

13

56

15

100

100

100

100

100

100

За анализируемый период в организации в основном работают люди в возрасте от 46 до 55 лет и от 36-45 лет, их процентное соотношения в структуре за 2014 год составляет 35 % и 28%.

В 2015 году численность персонала от 46-55 лет составляла 24%, это на 11% меньше чем в 2014 году и на 6% меньше чем в 2016 году. Это связано с выходом на пенсию работников. С другой стороны в 2016 году наметилась тенденция к омоложению состава. Доля работников от 26 до 35 лет составляет 23, % что имеет как положительные (новый уровень образования), так и отрицательные (недостаток опыта) стороны. Самая малая доля приходится на работников в возрасте от 18 до 25 лет 11 %. Старение кадров может привести к тому, что через несколько лет предприятие будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных работников, эта проблема уже существует.

Таким образом, целесообразно руководителю предприятием уделить больше внимания молодым кадрам, которым необходимо передавать практические навыки работы, организовывать недели обмена опытом, конкурсы профессионального мастерства.


Поскольку изменения в количественном составе происходят в результате движения персонала, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание. Данные персонала представлены таблице 3.

Таблица 3 Данные о движении персонала 2014 - 2016 гг., чел.

Наименование показателей

Численность работников

Отклонение 2015 к 2014 году

Отклонение 2016 к 2015 году

2014 год

2015 год

2016 год

Абс.

Отн.%

Абс.

Отн.%

Численность персонала на начало года

40

43

57

3

107,5

14

132,5

Принято работников

5

25

27

20

500

2

108

Выбыло работников, в т.ч.

2

11

10

9

550

-1

90,9

- в связи с сокращением численности

0

0

0

0

0

0

0

- по собственному желанию

2

11

10

9

550

-1

90,9

Численность на начало года

43

57

71

14

132,5

14

124,5

Среднесписочная численность

41,5

50

64

8,5

120,4

14

128

Коэффициент оборота по приему работников

0,12

0,50

0,38

0,38

416,6

-0,13

76

Коэффициент оборота по выбытию

0,05

0,22

0,16

0,17

440

-0,06

72,7

Коэффициент постоянства

0,96

0,86

0,89

-0,04

89,5

0,03

103,4

Из таблицы видно, что коэффициенты оборота по приему работников и оборота по выбытию невысоки, специалисты отдела кадров всегда интересуются, по какой причине увольняется тот или другой работник. Эти причины можно классифицировать следующим образом:

2.3 Анализ влияния человеческого фактора на деятельность организации

В таблице 4 раскроем основные причины увольнения персонала ООО «Круиз:


Таблица 4 Причины увольнения персонала ООО «Круиз»

Наименование причины увольнения

2016 год

Экономические причины

36

Психологический климат в коллективе

28

Нарушители трудовой дисциплины

5

По семейным обстоятельствам

2

Всего:

71

Главная причина текучести – это низкая заработная плата, среднегодовой доход 1 работника составляет 286,53 тыс. рублей, что для г.Ворожен очень мало. Целесообразно ее пересмотреть, т.к. наблюдается отток квалифицированных кадров в другие сферы деятельности.

Несмотря на множество функций выполняемых отделом кадров ООО «Круиз», некоторые из них не выполняются должным образом. Так, функции ведения документации по кадрам и учет личного состава выполняются не в полной мере. Также имеется недостаточное информирование персонала об имеющихся вакансиях. Недостаточно эффективно формируется и ведется банк данных о количественном и качественном составе кадров.

Следует ввести коррективы в обеспечение предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и предметом деятельности общества. В процесс проведения аттестации работников общества, ее методического и информационного обеспечения также стоит внести изменения. Остальные функции отдела кадров ООО «Круиз» выполняются нормально, но для полноценной работы нужно регулировать имеющиеся недостатки в функциях кадровой службы ООО «Круиз».

Мероприятия по совершенствованию работы с кадрами с целью снижения их текучести должны содержать:

  • предложения по совершенствованию критериев и методов подбора и расстановки кадров;
  • методики совершенствования аттестации кадров на предприятии, работы с резервом на выдвижение, повышения квалификации кадров;
  • предложения по формам оплаты труда и видам льгот в целях привлечения, найма и закрепления работников на предприятии;
  • методику оценки трудовой деятельности и доведения ее до работников:
    рекомендации по совершенствованию организации и условий труда — повышение качества трудовой жизни;
  • методы перемещения сотрудников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на должности или участки работы, ротация кадров;
  • рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе.

По каждому из указанных направлений развития кадрового потенциала в настоящее время имеются отечественные и зарубежные методики, которые должны быть предложены разработчиками проекта с учетом специфики данного предприятия.

Руководитель предприятия должен выбрать для себя стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный, попустительный). Знать методы формирования коллектива и поддержания в нем нормального социально-психологического климата.

Изучив сложившееся в ООО «Круиз» состояние работы по управлению персоналом, считаю необходимым в целях её совершенствования выполнить следующие мероприятия:

Таблица 5 - Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом с учетом специфики туристической отрасли

Раздел

Содержание мероприятий

Основные результаты

  1. Совершенствова­ние структуры
  • Оптимизация численно­сти персонала, верти­кальных и горизонталь­ных связей
  • Новая рациональная организа­ци­онная структура управления с учетом кризиса в туристической отрасли
  • Новое штатное расписание
  1. Система отбора персонала
  • Определение потребно­сти в кадрах
  • Выработка критериев для отбора кадров
  • Разработка процедур от­бора
  • Положения о структурных под­разделениях, должност­ные инст­рукции
  • Форма анкеты для получения пер­вичной информации о кандидатах
  • Методы отбора, формы реги­стра­ции работы (журналы, бланки), контроль
  1. Адаптация работников
  • Подготовка правил по культуре поведения с клиентами турфирмы
  • Программа введения ра­ботников в организацию
  • Справочник для работников
  • Рекомендации по реализации про­цедуры введения новых работни­ков
  • Программа по закреплению кад­ров
  • Положение о порядке и орга­низа­ции работы по адаптации нович­ков, поступивших на работу
  1. Обучение персонала
  • Разработка программ обу­чения для новичков и по­стоянного персо­нала
  • Планы и программы обуче­ния по направлениям
  • Оценка эффективности обуче­ния
  1. Оценка результатов работы персонала
  • Разработка стандартов по деятельности работ­ников
  • Разработка процедур атте­стации и оценки персонала
  • Анализ выполнения стандар­тов
  • Положение о проведении ат­теста­ции
  • Формы и бланки по аттеста­ции
  • Формы индивидуальных отче­тов
  1. Система стимулирования
  • Проведение опросов по вопросам отношения к своей работе
  • Разработка Положения о премировании
  • Создание фонда стимули­рования
Результаты проведенных оп­росов
  • Формы стимулирования, ме­тоды оценки показателей для матери­ального поощрения
  • Фонд планового и разового пре­мирования персонала

2.4 Расчет экономической эффективности с целью оптимизации влияния человеческого фактора на систему управления организацией

Рассчитаем экономический эффект от двух мероприятий – повышению квалификации и развитию кадров туристической организации и эффект от реализации маркетинговой стратегии ключевыми сотрудниками офиса.

Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности работников и эффективнее использовать их трудовой потенциал.

Развитие персонала

В качестве одного из мероприятий по повышению конкурентоспособности компании ООО «Круиз» за счет повышения квалификации работников предлагается система внедрения поощрительной надбавки за профессиональное мастерство.

В новой надбавке предусмотрена возможность установления поощрительных надбавок за личный вклад в результаты деятельности ООО «Круиз», а также в этой надбавке учитывается стаж и уровень образования сотрудника (естественно, приветствует образование в сфере социального сервиса и туризма_.

Поощрительная надбавка устанавливается за показатели оценки личного вклада рабочего и профессиональное мастерство (таблица 6).

Таблица 6 Распределение поощрительной надбавки за показатели оценки личного вклада сотрудника

Личный вклад работника

Поощрительная надбавка

1

Напряженность работы

(от 0 до 2%)

2

Рациональное использование рабочего времени

(от 0 до 4%)

3

Работа со сложными турами

(от 0 до 5%)

4

Перевыполнение установленного задания

(от 0 до 20%)

5

Стаж работы

(от 0 до 4%)

6

Профессиональное мастерство

(от 0 до 8%)

7

Выполнение дополнительных заданий, поручений

(от 0 до 3%)

8

Инициативность работников

(от 0 до 4%)

9

Уровень образования

(от 0 до 10%)