ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие – тренинг «Сплочение коллектива».
Составитель: педагог-психолог Гусева А.А.
МБОУ СОШ №7 г. Кольчугино
Разминка: 1.Молекулы: Разминка должна стимулировать спонтанность и творчество участников, а также создать непринужденную атмосферу.
Игроки воображают себя носящимися в пространстве атомами, объединяющимися в молекулы определенной величины. Атом, не вошедший ни в один из соответствующих сгустков, из дальнейших превращений материи выбывает.
Играющие бегают по комнате, а ведущий громко называет число Задача участников заключается в том, чтобы образовать группы — сгустки, содержащие определенное число индивидов. Допустим, что объявлено число 3, а игроков 16. Тогда создается 5 прочных троек, а один участник из игры выбывает. Отмершие атомы отправляются куда-нибудь в угол, чтобы не мешать химическим реакциям остальных. Игра продолжается до тех пор, пока останутся лишь два или три наиболее способных.
При организации больших сгустков часто формируются сверхнормативные образования, в которых один или большее число атомов бывают лишними. Такая молекула должна упорядочить положение в течение одной минуты, иначе она целиком выбывает из игры Одно из возможных решений заключается во вращении образования — находящиеся снаружи атомы удаляются центрифугированием.
В начале целесообразно проводить это упражнение в несоревновательной форме и в ходе первых трех-пяти туров никого не исключать.
2. Коленвал: Упражнение помогает сконцентрировать внимание, получить положительные эмоции, сближает участников тренинга. Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг. «Каждый участник кладет свою правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку - на правое колено соседа слева». Ведущий делает один хлопок правой рукой по колену, следующий делает два хлопка, и так по очереди, рока не пройдут 1 круг. Потом ускорение или в другую сторону.
3. Передай предмет: Эта веселая разминка повышает групповую динамику, поднимает настроение. Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу. Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.
«Ваша задача - передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу. Причем способы передачи повторяться не должны. Если предмет упадет, начинаем сначала». Самого оригинального можно наградить аплодисментами.
Основная часть: 1. Рисование одним карандашом: Участники образуют пары. Каждая из них садится за столик или на лавочку, располагая одним карандашом и одним листом бумаги. Оба партнера берут один карандаш (не имеет значения, кто его держит выше, а кто ниже) и стараются совместно нарисовать что-нибудь. Им не разрешается договариваться о рисунке и разговаривать. На создание совместного произведения дается около 5 минут. Под законченным рисунком пара таким же способом, каким и рисовала, пишет его название и в другом углу ставит подпись. Рисунок должен быть подписан одной фамилией. Мы видим, что отдельные фазы задания постепенно становятся все сложнее и сложнее в смысле кооперации и создают все больше стимулов для соперничества.
Выполнив задание, участники рассаживаются, как обычно по кругу. Каждая пара показывает свое произведение и описывает его создание. При этом партнеры обмениваются впечатлениями, относящимися к интеракции. Кто начал, кто был инициатором той или иной части темы, как в ходе рисования инициатива переходила от одного участника к другому, имело ли место соперничество, если имело, то когда и что послужило стимулом для него (часто это бывает неправильно расшифрованный сигнал), при каких обстоятельствах все шло гладко, кто чувствовал себя лучше в роли главенствующего, а кто в роли подчиняющего, какие стратегии и маневры при осуществлении собственных планов участники заметили у себя и у партнера, как создавались и были написаны название и подпись.
Все наблюдения могут быть проиллюстрированы рисунками, например, прерывистая линия свидетельствует о соперничестве, плавные переходы — о подчинении одного партнера другому и т .п.
2. Однажды в Америке: Разминка способствует развитию навыков невербального общения, логики, коммуникации. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Тренер обходит всех и касается плеча 3-4 человек. «Вы все - жители одного маленького американского городка. И в вашем городке тоже есть гангстеры (те, кого тренер коснулся). Правила такие: я говорю «Ночь», все жители «засыпают», опускают голову и закрывают глаза, «просыпаются» только гангстеры. Задача гангстеров, не произнося слов, договориться между собой и найти себе жертву». Кoгдa гангстеры определятся с жертвой, тренер объявляет: «Наступил день». Все жители просыпаются. «Сегодня ночью было совершено покушение на (имя участника). К сожалению,
случай смертельный, и вы выбываете из игры. Задача жителей - проводить обсуждение и вычислить гангстеров, причем сами гангстеры тоже могут принимать участие в обсуждении». Если жители угадали одного из гангстеров, он выбывает из игры. После обсуждения тренер объявляет: «Наступила ночь» и игра продолжается.
3. Остров: Ведущий раскладывает на полу верёвку, завязанную в кольцо. Инструкция: «Это остров. Пока я буду считать до десяти, вода, окружающая его, постепенно прибывает. Когда я произнесу 10, вы должны все уместиться на этом острове, и никто не должен упасть в море, пока я считаю до пяти». Постепенно диаметр «остова» уменьшается.
4. Скала: Участники выстраиваются в шеренгу поплотнее друг к другу, перед ними чертиться линия (верёвка). Первому участнику даётся инструкция: «Перед вами неприступная скала, вы должны перебраться на противоположную сторону, встав на носочки, и не упав в пропасть, т.е. не наступив на линию. Когда вы перейдете её, становитесь в конец шеренги.» так до тех пор, пока все участники не пройдут «пропасть».
Заминка: 1. Клубок: При этом упражнении вместо двух предметов можно использовать также клубок шерсти. Первый игрок обматывает нить вокруг запястья и передает клубок другому, а вместе с ним — отрицательную и положительную обратную связь. Получатель продолжает игру, выступая в роли дарителя, обмотав перед этим запястье шерстью. Так образуется сеть, соединяющая людей, подаривших друг другу обратную связь. После завершения этой части упражнения клубок таким же путем возвращается обратно, причем тот, кто его возвращает, сообщает также, какое воздействие оказали на него сообщения, полученные вместе с клубком, а возможно, просит уточнить их.
2. Рукопожатие: Упражнение помогает закрепить положительные эмоции, сбросить напряжение. «Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность друг друга. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием». Тренер считает до четырех интенсивно, затем замедляет счет «…четыре с четвертью, четыре с половиной, четыре …»), для того чтобы все участники успели поблагодарить друг друга.