Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования самарский национальный исследовательский университет имени академика с. П. Королева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»
Исторический факультет
Международные отношения
Курс: История русской культуры
« Дом общественного собрания (ныне Музей ПриВО, угол ул. Рабочей и Куйбышева, 1/155, арх. Д.А. Вернер)»
Выполнил студент:
1 курса 5102-410305D группы
Михайлов Ермолай Спартакович
Самара
2023
Самарская архитектура, в особенности городская архитектура её
исторического центра, отличается своеобразием. Самара обладает крупными
комплексами историко-архитектурного наследия ХХ века в стилях модерна,
советского авангарда, сталинской архитектуры и советского модернизма.
Таким образом, Самара обладает богатым историко-культурным
наследием: город украшают как семейные усадьбы и доходные дома, так и
особняки XIX – XX веков. Здание Общественного собрания является одним из самых примечательных примеров модерна в Самаре.
В начале ХХ века на этом месте планировалось построить Губернский дом с канцелярией и Дом губернского правления с типографией. Для этих нужд власти выкупили участок за 60 тысяч рублей у владельца Жигулевского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано.
В 1911 году было основано Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций, которое решило возвести на участке здание для проведения различных мероприятий. Члены собрания пожелали здесь «проводить время с удобством, приятностью и пользой».
В этом же году зодчий Дмитрий Вернер разработал проект будущей постройки в стиле модерн. Здание строилось в течение трёх лет. В 1914 году работы были завершены. Угол улиц Дворянской (Куйбышева) и Почтовой (Шостаковича) был украшен великолепным творением архитектора Вернера.
Внутри располагались большой зал для мероприятий, библиотека и читальня, комнаты для карточных игр и бильярдная, буфет и столовая, помещения для персонала.
У дома три фасада, плавно переходящие один в другой. С улицы Куйбышева выделяются большие окна актового зала с длинным балконом и кованым козырьком на цепях. В угловой части находится входная группа, а фасад на улице Шостаковича украшает декоративный элемент в виде металлической аппликации. 1
После революции 1917 года здание Общественного собрания занимали различные учреждения, а с 1975-го здесь работает военно-исторический музей.
В архитектуре постройки особенно выделяется полукруглая угловая часть, а также шлемовидный купол с окнами из цветных стекол, которые не сохранились до нашего времени.
Еще одной примечательной чертой здания является наличие трёх по-разному оформленных фасадов. Угловая часть здания понижена по отношению к боковым фасадам. Парадная входная группа сильно выступает в сторону перекрестка.
Левая часть здания, обращенная к Театральной (Чапаева) площади, оформлена достаточно сдержано. Архитектор придал этому фасаду выразительности “за счёт контраста гладких, облицованных терракотовой плиткой простенков с вертикально вытянутыми окнами первого этажа и широкими окнами второго”. Венчает эту часть постройки фигурный аттик, который украшен рельефной композицией и майоликовыми вставками зеленого цвета.
Фасад, расположенный справа, на Дворянской улице, также выше угловой части здания. Однако он богаче оформлен и пластичнее. Окна первого этажа отличаются простотой оформления, а те что на втором этаже имеют более изящный вид. Особенно выделяется криволинейный декор этих окон.2
Дом общественного собрания в Самаре, выполненный по проекту архитектора Вернера – уникальный памятник Самары. Здание, сочетающее в себе признаки, присущие указанному жанру (декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть), часто называют «жемчужиной» Самары.
Подводя итог, хочется отметить важность данного памятника архитектуры для муниципалитета. Он является объектом культурного наследия регионального значения и по сей день считается одним лучших примеров самарского модерна.
В послереволюционные годы в здании находились различные советские учреждения, а ныне здесь находится военно-исторический музей.
Список источников и литературы
:
1)Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
2)Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары - Самара: Книга, 2008
3)Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара.
4)Улица Дворянская. Иллюстрированая энциклопедия - Самара: Офорт, 2009
5)Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея - Самара, 1997
11 Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары - Самара: Книга, 2008
2 Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара. Улица Дворянская. Иллюстрированая энциклопедия - Самара: Офорт, 2009
Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея - Самара, 1997