Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования самарский национальный исследовательский университет имени академика с. П. Королева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»
Исторический факультет
Международные отношения
Курс: История русской культуры

« Дом общественного собрания (ныне Музей ПриВО, угол ул. Рабочей и Куйбышева, 1/155, арх. Д.А. Вернер

Выполнил студент:

1 курса 5102-410305D группы

Михайлов Ермолай Спартакович

Самара

2023

Самарская архитектура, в особенности городская архитектура её

исторического центра, отличается своеобразием. Самара обладает крупными

комплексами историко-архитектурного наследия ХХ века в стилях модерна,

советского авангарда, сталинской архитектуры и советского модернизма.

Таким образом, Самара обладает богатым историко-культурным

наследием: город украшают как семейные усадьбы и доходные дома, так и

особняки XIX – XX веков. Здание Общественного собрания является одним из самых примечательных примеров модерна в Самаре.

В начале ХХ века на этом месте планировалось построить Губернский дом с канцелярией и Дом губернского правления с типографией. Для этих нужд власти выкупили участок за 60 тысяч рублей у владельца Жигулевского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано.

В 1911 году было основано Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций, которое решило возвести на участке здание для проведения различных мероприятий. Члены собрания пожелали здесь «проводить время с удобством, приятностью и пользой».

В этом же году зодчий Дмитрий Вернер разработал проект будущей постройки в стиле модерн. Здание строилось в течение трёх лет. В 1914 году работы были завершены. Угол улиц Дворянской (Куйбышева) и Почтовой (Шостаковича) был украшен великолепным творением архитектора Вернера.

Внутри располагались большой зал для мероприятий, библиотека и читальня, комнаты для карточных игр и бильярдная, буфет и столовая, помещения для персонала.


У дома три фасада, плавно переходящие один в другой. С улицы Куйбышева выделяются большие окна актового зала с длинным балконом и кованым козырьком на цепях. В угловой части находится входная группа, а фасад на улице Шостаковича украшает декоративный элемент в виде металлической аппликации. 1

После революции 1917 года здание Общественного собрания занимали различные учреждения, а с 1975-го здесь работает военно-исторический музей.

В архитектуре постройки особенно выделяется полукруглая угловая часть, а также шлемовидный купол с окнами из цветных стекол, которые не сохранились до нашего времени.

Еще одной примечательной чертой здания является наличие трёх по-разному оформленных фасадов. Угловая часть здания понижена по отношению к боковым фасадам. Парадная входная группа сильно выступает в сторону перекрестка.

Левая часть здания, обращенная к Театральной (Чапаева) площади, оформлена достаточно сдержано. Архитектор придал этому фасаду выразительности “за счёт контраста гладких, облицованных терракотовой плиткой простенков с вертикально вытянутыми окнами первого этажа и широкими окнами второго”. Венчает эту часть постройки фигурный аттик, который украшен рельефной композицией и майоликовыми вставками зеленого цвета.

Фасад, расположенный справа, на Дворянской улице, также выше угловой части здания. Однако он богаче оформлен и пластичнее. Окна первого этажа отличаются простотой оформления, а те что на втором этаже имеют более изящный вид. Особенно выделяется криволинейный декор этих окон.2

Дом общественного собрания в Самаре, выполненный по проекту архитектора Вернера – уникальный памятник Самары. Здание, сочетающее в себе признаки, присущие указанному жанру (декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть), часто называют «жемчужиной» Самары.

Подводя итог, хочется отметить важность данного памятника архитектуры для муниципалитета. Он является объектом культурного наследия регионального значения и по сей день считается одним лучших примеров самарского модерна.

В послереволюционные годы в здании находились различные советские учреждения, а ныне здесь находится военно-исторический музей.

Список источников и литературы

:

1)Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
2)Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары - Самара: Книга, 2008
3)Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара.

4)Улица Дворянская. Иллюстрированая энциклопедия - Самара: Офорт, 2009
5)Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея - Самара, 1997

11 Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006

Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары - Самара: Книга, 2008

2 Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара. Улица Дворянская. Иллюстрированая энциклопедия - Самара: Офорт, 2009
Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея - Самара, 1997