Файл: Дисциплина Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания Практическое занятие 2 Обучающийся Ледров Дмитрий Николаевич Преподаватель Пирогова Марина Михайловна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Указанием к выполнению предметных действий в этом случае может стать задание: «Покажи ...».
Например, учитель предлагает задание: «У Коли было 4 марки. Ему подарили еще 2. Покажи, сколько марок стало у Коли».
Дети выкладывают 4 марки (круга, квадрата, треугольника) и движением руки показывают, сколько марок было у Коли. Затем добавляют 2 марки. И движением руки показывают, сколько марок стало у Коли. Далее выясняется, как можно записать выполненное предметное действие математическими знаками, используя для этой цели цифры, знаки «плюс» и «равно» (4+2=6). Целесообразно уже на этом этапе употреблять термины «выражение» и «равенство».
Ситуации вида б) фактически можно свести к ситуациям вида а), рассматривая марки, которые были у Коли, как одно предметное множество, а марки, которые ему подарили, как другое предметное множество.
Для разъяснения смысла сложения можно также опираться на представления детей о соотношении целого и его частей. В данной ситуации все марки Коли (целое) будут состоять из двух частей: марки, которые у него «были», и марки, которые ему «подарили».
Обозначая части их числовыми значениями, дети получают выражение (4+2), или целое, значение которого равно 6 (4+2=6).
в) увеличение на несколько предметов множества, равночисленного данному:
В этом случае деятельность учащихся можно так же, как при увеличении данного множества предметов, организовать с помощью задания «Покажи...»
Например: «На одной тарелке 5 яблок, а на другой на 3 яблока больше. Покажи, сколько яблок на второй тарелке».
В процессе выполнения предметных действий, соответствующих ситуациям вида в), у школьников формируется понятие «больше на...» («увеличить на...»), представления о котором связаны с построением совокупности, равночисленной данной («взять столько же»), и ее увеличением на несколько предметов («и еще»), то есть объединяются совокупности «столько же» и «еще».
Задание 1. Формирование у учащихся представлений о смысле действия сложения.
А) С дерева сначала улетели 5 синиц, затем еще 3. Покажи, сколько синиц улетело с дерева.
Б) Маша съела утром 3 яблока, вечером еще 2. Покажи, сколько всего яблок съела Маша.
В) У Коли было 4 марки, у Пети — на две марки больше. Покажи, сколько марок у Пети.
Г) С одного дерева улетели 5 синиц, с другого на 3 больше. Покажи, сколько синиц улетело со второго дерева.
Д) У Коли было 4 марки, у Пети — 2. Покажи, сколько марок было у них вместе.
Е) В гараже стояли грузовые и легковые машины. После того как З грузовые машины уехали, осталось 4 легковых. Покажи, сколько всего машин стояло в гараже.
Задание 2. Усвоение смысла действия сложения.
Рассмотрим конкретный пример: «У Маши было шесть шаров. Два она подарила Тане. Покажи шары, которые у нее остались». Дети рисуют 6 шаров, зачеркивают 2 из них и показывают движением руки те шары, которые остались у Маши.
Для разъяснения смысла вычитания, так же как и сложения, можно использовать представления детей о соотношении целого и части. В этом случае шары, которые были у Маши («целое»), состоят из двух частей: «шары, которые она подарила» и «шары, которые у нее остались». Часть всегда меньше целого, поэтому нахождение части связано с вычитанием. Обозначая целое и части их числовыми значениями, дети получают выражение (6-2) или равенство (6-2=4).
Задание 3. Ситуация для формирования представлений о смысле вычитания.
- В гараже стояло шесть машин. После того, как несколько машин выехало, осталось 2. Покажи, сколько машин выехало из гаража.
- Зайчику дали 5 морковок. Две он съел. Покажи, сколько морковок осталось у зайчика.
- В одной вазе 6 апельсинов, в другой на 2 меньше. Покажи, сколько апельсинов во второй вазе.
- В одной коробке 10 карандашей, в другой 6. Покажи, на сколько карандашей в одной коробке больше (меньше), чем в другой.
Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных вне табличных вычислений
Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся.
Задание 7. Познакомьтесь с фрагментом урока математики.
Письменно ответьте на вопросы:
1. В каком классе проводился урок?
2. Какова тема урока?
3. Какова дидактическая цель урока?
4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)?
5. Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?
ОТВЕТ:
1. В каком классе проводился урок?
Данный урок проводился во 2 классе.
2. Какова тема урока?
Тема урока: «Приём вычислений вида 30 – 7»
3. Какова дидактическая цель урока?
Дидактическая цель данного урока: обучение приёмам вычислений вне табличного вычитания.
4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)?
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
5. Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?
знают: устные приёмы сложения и вычитания чисел без перехода через десяток; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10;
умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4;
узнают: как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число,
будут учиться: выполнять вычитание вида:30-7
Задание 8. Составьте тестовые задания (не менее 7 заданий) для диагностики усвоения устных приёмов вычислений в концентре «Тысяча».
ОТВЕТ:
ФИ ______________________
1. Вставь пропущенные числа.
а) 1 сот. = ... ед. в) 1 тыс. = …ед.
1 сот. = …дес. 1 тыс. = …дес.
б) 300 ед. = … сот. 1 тыс. = …сот.
5 сот. = …ед. г) 5000 ед. = …тыс.
40 дес. = …сот. 3 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.
2. Среди данных чисел обведи кружком трёхзначные числа.
15, 307, 10, 426, 2354, 0, 200, 2000.
3. Запиши числа цифрами в строчку:
а) двести, четыреста, девятьсот, пятьсот, семьсот;
_____________________________________________________________
б) двести пятьдесят три, четыреста восемь, семьсот девять, девятьсот шестьдесят, сто один.
_____________________________________________________________
4. Запиши число, которое состоит из:
а) 5 сот. и 1 ед.___________________________
б) 2 сот. и 2 дес.__________________________
в) 4 сот. _________________________________
5. Представь числа в виде суммы их сотен, десятков и единиц.
108 = ... 253 = ... 640 = ...
6. Запиши в виде числа сумму.
500 + 90 + 7 = ... 200 + 3 = ... 100 + 30 = ...
7. В данном ряду чисел обведи кружками те, в которых отсутствуют единицы второго разряда.
900, 202, 289, 709, 960, 485, 506.
8. Придумай и запиши три трёхзначных числа, в которых нет единиц первого разряда.
_____________________________________________________________
9. Среди данных чисел подчеркни те, в которых отсутствуют единицы третьего разряда.
25, 115, 236, 10, 101, 280, 4.
10. Вставь пропущенные числа.
а) 254, …, …, …, …, …, …, 261;
6)900, …, …, …, …, …, …, 893.
11. Вместо точек вставь число, которое предшествует данному при счёте, и число, следующее за данным.
а) ..., 48, ...;
б) ..., 357, ...;
в) ..., 500, ... .
12. Запиши числа по порядку, начиная с наибольшего.
389, 391, 352, 347, 301, 368.
13. Запиши числа по порядку, начиная с наименьшего.
214, 412, 124, 587, 785, 875.
14. Сравни числа, используя знаки >, <, =.
475 ... 476 909 ... 854
209 ... 29 705 ... 600
345 ... 345 235 ... 335
15. Поставь вместо точек такую цифру, чтобы неравенство сохранилось.
...75 < 229 ...00 < 800
251 > 24... 8...1 < 832
16. Заполни таблицы.
а)
Например, учитель предлагает задание: «У Коли было 4 марки. Ему подарили еще 2. Покажи, сколько марок стало у Коли».
Дети выкладывают 4 марки (круга, квадрата, треугольника) и движением руки показывают, сколько марок было у Коли. Затем добавляют 2 марки. И движением руки показывают, сколько марок стало у Коли. Далее выясняется, как можно записать выполненное предметное действие математическими знаками, используя для этой цели цифры, знаки «плюс» и «равно» (4+2=6). Целесообразно уже на этом этапе употреблять термины «выражение» и «равенство».
Ситуации вида б) фактически можно свести к ситуациям вида а), рассматривая марки, которые были у Коли, как одно предметное множество, а марки, которые ему подарили, как другое предметное множество.
Для разъяснения смысла сложения можно также опираться на представления детей о соотношении целого и его частей. В данной ситуации все марки Коли (целое) будут состоять из двух частей: марки, которые у него «были», и марки, которые ему «подарили».
Обозначая части их числовыми значениями, дети получают выражение (4+2), или целое, значение которого равно 6 (4+2=6).
в) увеличение на несколько предметов множества, равночисленного данному:
В этом случае деятельность учащихся можно так же, как при увеличении данного множества предметов, организовать с помощью задания «Покажи...»
Например: «На одной тарелке 5 яблок, а на другой на 3 яблока больше. Покажи, сколько яблок на второй тарелке».
В процессе выполнения предметных действий, соответствующих ситуациям вида в), у школьников формируется понятие «больше на...» («увеличить на...»), представления о котором связаны с построением совокупности, равночисленной данной («взять столько же»), и ее увеличением на несколько предметов («и еще»), то есть объединяются совокупности «столько же» и «еще».
Задание 1. Формирование у учащихся представлений о смысле действия сложения.
А) С дерева сначала улетели 5 синиц, затем еще 3. Покажи, сколько синиц улетело с дерева.
Б) Маша съела утром 3 яблока, вечером еще 2. Покажи, сколько всего яблок съела Маша.
В) У Коли было 4 марки, у Пети — на две марки больше. Покажи, сколько марок у Пети.
Г) С одного дерева улетели 5 синиц, с другого на 3 больше. Покажи, сколько синиц улетело со второго дерева.
Д) У Коли было 4 марки, у Пети — 2. Покажи, сколько марок было у них вместе.
Е) В гараже стояли грузовые и легковые машины. После того как З грузовые машины уехали, осталось 4 легковых. Покажи, сколько всего машин стояло в гараже.
Задание 2. Усвоение смысла действия сложения.
Рассмотрим конкретный пример: «У Маши было шесть шаров. Два она подарила Тане. Покажи шары, которые у нее остались». Дети рисуют 6 шаров, зачеркивают 2 из них и показывают движением руки те шары, которые остались у Маши.
Для разъяснения смысла вычитания, так же как и сложения, можно использовать представления детей о соотношении целого и части. В этом случае шары, которые были у Маши («целое»), состоят из двух частей: «шары, которые она подарила» и «шары, которые у нее остались». Часть всегда меньше целого, поэтому нахождение части связано с вычитанием. Обозначая целое и части их числовыми значениями, дети получают выражение (6-2) или равенство (6-2=4).
Задание 3. Ситуация для формирования представлений о смысле вычитания.
- В гараже стояло шесть машин. После того, как несколько машин выехало, осталось 2. Покажи, сколько машин выехало из гаража.
- Зайчику дали 5 морковок. Две он съел. Покажи, сколько морковок осталось у зайчика.
- В одной вазе 6 апельсинов, в другой на 2 меньше. Покажи, сколько апельсинов во второй вазе.
- В одной коробке 10 карандашей, в другой 6. Покажи, на сколько карандашей в одной коробке больше (меньше), чем в другой.
Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных вне табличных вычислений
Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся.
Задание 7. Познакомьтесь с фрагментом урока математики.
Этап урока | Деятельность учителя и учеников |
1.Устный счёт. Целеполагание. | 1. Ребята, к нам на урок прилетел наш помощник. Попугай Прошка. Он очень хочет научиться летать. Давайте ему поможем? Для этого решим примеры устно. 10 + 30 = , 50 + 10 = , 50 + 50 = 2. Птички хотят поселиться в эти домики, для этого мы решим примеры и узнаем какой птичке какой домик принадлежит. 24+50 = 74 ,96+4= 100 ,46+40= 86 ,20+14= 34 ,30-7=? 8+61=69. Домик какой птички лишний, почему (во всех сложение, а тут вычитание.) вы уже решали такие выражения? Вам легко было решить его? Тогда какую задачу мы можем поставить сегодня на урок? (научиться решать примеры такого вида). И тема нашего урока, приём вычисления 30-7. Чтобы научиться этому приёму мы отправимся в путешествие и побываем в очень интересном месте. А где!? Вы узнаете, когда выполните несколько очень интересных заданий. Что слышите? Но перед началом путешествия нужно немного расслабиться. Закройте глаза (звучат голоса птиц). - А вот и цель нашего путешествия - «Птичий остров». Здесь живут разные птицы, но очень много попугаев. |
2.Открытие новых знаний. | - Давайте прогуляемся по острову, познакомимся с его обитателями. А вот и первый очень грустный волнистый попугайчик. В домашних условиях эти попугайчики живут около 15 лет. Практически это самые маленькие пернатые среди попугаев: длина тела не превышает 18-20 см. Величиной волнистый попугайнемного больше наших воробьев, но из-за длинного хвоста, кажется длиннее. Он мне сказал, что учится во 2 классе птичьей школы и ему задали решить примеры вида 30 – 7, а он не смог и получил двойку. Ребята, давайте поможем ему решить. Учитель птичьей школы дала попугайчику такое выражение. а) 30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23 Объясните нашему другу, как решался этот пример. Итак, в числе 30 – 3 десятка. Для того, чтобы решать примеры такого вида нужно обязательно раскладывать уменьшаемое на сумму двух чисел, одно из которых будет 10. Из 30 – 7, необходимо число 30 разложить на сумму чисел 20 и 10: Давайте поможем попугайчику решить еще примеры такого вида б) 50 – 6 = (40+10)-6=40+(10 -6)=40+4= 44 в) 70 – 4 = (60 + 10) – 4 = 60 + (10 - 4) = 60 + 6 = 66 , Удобна ли эта запись? Как мы можем её сократить? 90 – 3, 100 – 9 – учащиеся у доски объясняют, выполняют запись, записывают в тетрадь. г) 50 –7, 30 – 8 – самостоятельно, проверка. - Посмотрите, наш друг повеселел, спешит в школу сдать выполненную работу, отпускаем его!? Пусть летит (физкультминутка для глаз) |
Письменно ответьте на вопросы:
1. В каком классе проводился урок?
2. Какова тема урока?
3. Какова дидактическая цель урока?
4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)?
5. Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?
ОТВЕТ:
1. В каком классе проводился урок?
Данный урок проводился во 2 классе.
2. Какова тема урока?
Тема урока: «Приём вычислений вида 30 – 7»
3. Какова дидактическая цель урока?
Дидактическая цель данного урока: обучение приёмам вычислений вне табличного вычитания.
4. Каковы задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные)?
Образовательные:
-
Закрепить знания о приёмах устных вычислений. -
Отработать умение анализировать условие задачи, ставить вопрос. -
Совершенствовать умение решать задачи.
Развивающие:
-
Развивать воображение, мышление, любознательность. -
Развивать познавательную активность учащихся.
Воспитательные:
-
Бережное отношение к живой и неживой природе. -
Чувство коллективизма, дружелюбие, взаимопомощь.
5. Какие предметные результаты должны быть сформированы у учащихся на данном уроке?
знают: устные приёмы сложения и вычитания чисел без перехода через десяток; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10;
умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4;
узнают: как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число,
будут учиться: выполнять вычитание вида:30-7
Задание 8. Составьте тестовые задания (не менее 7 заданий) для диагностики усвоения устных приёмов вычислений в концентре «Тысяча».
ОТВЕТ:
ФИ ______________________
1. Вставь пропущенные числа.
а) 1 сот. = ... ед. в) 1 тыс. = …ед.
1 сот. = …дес. 1 тыс. = …дес.
б) 300 ед. = … сот. 1 тыс. = …сот.
5 сот. = …ед. г) 5000 ед. = …тыс.
40 дес. = …сот. 3 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.
2. Среди данных чисел обведи кружком трёхзначные числа.
15, 307, 10, 426, 2354, 0, 200, 2000.
3. Запиши числа цифрами в строчку:
а) двести, четыреста, девятьсот, пятьсот, семьсот;
_____________________________________________________________
б) двести пятьдесят три, четыреста восемь, семьсот девять, девятьсот шестьдесят, сто один.
_____________________________________________________________
4. Запиши число, которое состоит из:
а) 5 сот. и 1 ед.___________________________
б) 2 сот. и 2 дес.__________________________
в) 4 сот. _________________________________
5. Представь числа в виде суммы их сотен, десятков и единиц.
108 = ... 253 = ... 640 = ...
6. Запиши в виде числа сумму.
500 + 90 + 7 = ... 200 + 3 = ... 100 + 30 = ...
7. В данном ряду чисел обведи кружками те, в которых отсутствуют единицы второго разряда.
900, 202, 289, 709, 960, 485, 506.
8. Придумай и запиши три трёхзначных числа, в которых нет единиц первого разряда.
_____________________________________________________________
9. Среди данных чисел подчеркни те, в которых отсутствуют единицы третьего разряда.
25, 115, 236, 10, 101, 280, 4.
10. Вставь пропущенные числа.
а) 254, …, …, …, …, …, …, 261;
6)900, …, …, …, …, …, …, 893.
11. Вместо точек вставь число, которое предшествует данному при счёте, и число, следующее за данным.
а) ..., 48, ...;
б) ..., 357, ...;
в) ..., 500, ... .
12. Запиши числа по порядку, начиная с наибольшего.
389, 391, 352, 347, 301, 368.
13. Запиши числа по порядку, начиная с наименьшего.
214, 412, 124, 587, 785, 875.
14. Сравни числа, используя знаки >, <, =.
475 ... 476 909 ... 854
209 ... 29 705 ... 600
345 ... 345 235 ... 335
15. Поставь вместо точек такую цифру, чтобы неравенство сохранилось.
...75 < 229 ...00 < 800
251 > 24... 8...1 < 832
16. Заполни таблицы.
а)
а | 600 | 370 | | 450 | 300 | 560 | 610 |
в | 200 | 30 | | 200 | 300 | 300 | 90 |
а + b | | | | | | | |