Файл: Курсовая работа по дисциплине Стратегическое управление персоналом на тему Система корпоративного обучения персонала на предприятии Студент Нестерова Галина Иосифовна Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


штатными тренерами Отдела развития персонала;

внутренними экспертами из числа сотрудников Компании;

внешними тренерами и преподавателями.

Общая структура процессов СКО

Полный цикл организации и проведения обучения подразумевает регулярное и последовательное исполнение следующих процессов:

Определение ключевых управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций;

Измерение сформировавшихся управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций сотрудников;

Выявление потребности в повышении квалификации персонала;

Планирование образовательных мероприятий;

Выбор форм и методов подачи материалов, анализ внешних поставщиков;

Бюджетирование процессов развития коллектива;

Разработка содержания мероприятий или выбор внешнего поставщика;

Организация и проведение мероприятий;

Оценка эффективности занятий;

Посттренинговое учебное сопровождение.

Определение ключевых управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций

Исследование ключевых управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций производится сотрудниками Департамента управления персоналом ежегодно, в процессе подготовки плана обучения на следующий год, под контролем Руководителя Департамента управления персоналом. Основными методами, используемыми в процессе исследования, являются анализ работы, прогностическое интервью, метод прямых атрибутов, метод критических инцидентов, метод наблюдения на рабочем месте.
Измерение сформировавшихся управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций сотрудников

В целях выявления потребностей в обучении, ежеквартально производится исследование сформировавшихся управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций сотрудников по плану Руководителя Департамента управления персоналом. Основными методами, используемыми в процессе исследования, являются опрос или анкетирование, направленные на анализ существующих проблем в работе, используемых сотрудниками методов решения стандартных рабочих задач. Списки вопросов разрабатываются отдельно для каждой группы персонала. Анкету заполняет как сотрудник самостоятельно на себя, так и руководитель на данную группу сотрудников.

Структурированное интервью с сотрудниками разных подразделений с целью выяснения наиболее сложных тем в работе.


Двойной визит — работа в паре с сотрудником (выезд «в поля» или прослушивание телефонных переговоров), направленная на анализ модели поведения сотрудника и предоставление развивающей обратной связи.

Оценка персонала — анализ результатов стандартной процедуры оценки персонала.

Выявление потребности в обучении/повышении квалификации персонала

Выявление потребности в обучении — процесс структурированного сравнения имеющихся компетенций, знаний и навыков сотрудников, с ключевыми компетенциями, знаниями и навыками, требующимися для решения текущих и перспективных задач бизнеса.Основными методами выявления потребностей в обучении являются сопоставление результатов, полученных в ходе исследований, анализ заявок на обучение от руководителей. Анализ индивидуальных планов развития сотрудников, составленных по результатам стандартной процедуры оценки персонала.

Планирование обучающих мероприятий

Планирование обучения и развития персонала Компании осуществляется на календарный год, с последующей детализацией и корректировкой по кварталам, месяцам.

Ежегодное планирование

Руководитель Отдела обучения и развития персонала разрабатывает «План обучения и развития персонала» на следующий год на основе анализа следующих компонентов:

Стратегии развития Компании на период планирования.

Выявленных потребностей в обучении.

Согласование и утверждение плана производится в соответствии с Планом обучения на год.

Ежемесячное планирование

Ежемесячный план обучения сотрудников Компании формируется Руководителем Отдела обучения и развития персонала на основании годового плана обучения, ежемесячного плана обучения внутренних экспертов, анализа заявок на обучение, поступивших от руководителей подразделений Компании. Согласование и утверждение плана производится в соответствии с Регламентом планирования обучения.

Выбор форм и методов обучения, анализ внешних поставщиков

Выбор форм и методов обучения зависит от целей, поставленных перед обучением.

Формы обучения в Компании:
Обучение на вебинарах.

Обучение на рабочем месте (в процессе учебного сопровождения).

Самостоятельное обучение.

Повышение квалификации.

Методы обучения:

Выбор конкретного метода зависит от целого ряда факторов: целей и задач обучения,срочности обучения,финансовых возможностей организации, наличия учебных материалов, оборудования и помещений, от состава участников обучения (уровень подготовки, квалификация, мотивация).



Классификация методов обучения:

методы обучения на рабочем месте;

методы обучения вне рабочего места;

комбинированные методы (которые включают первые две группы).

Методы обучения на рабочем месте:

наставничество, коучинг, учебное сопровождение, деловая игра.

Методы обучения вне рабочего места:

тренинги, вебинары, Фасилитации, модерации, круглые столы.

Внешние поставщики услуг обучения и развития должны соответствовать следующим критериям:

опыт осуществления проектов заданной специфики в крупных Компания;

наличие положительных рекомендаций;

компетентный состав преподавателей и тренеров.

Бюджетирование процессов развития

Расходы на обучение планируют ЦФО в бюджетный период в соответствии с планом обучения. Планирование происходит ежеквартально в рамках общего регламента по бюджетированию. Расходы относятся на статью «Затраты на обучение персонала».

Виды расходов:
Оплата услуг внешнего обучения сотрудников.

Командировочные расходы, связанные с проведением обучения.

Затраты на аренду помещений и оборудования для проведения обучения.

Затраты на приобретение оборудования и расходных материалов для проведения обучения.

Разработка содержания программ обучающих мероприятий. Выбор внешнего провайдера услуг обучения и развития

Лица, проводящие обучающее мероприятие, обязаны:

согласовывать с Руководителем Отдела обучения и развития персонала содержание, организацию и методику, место и время проведения образовательного мероприятия;

следовать единым корпоративным стандартам качества в области подготовки и проведения обучающих мероприятий (Приложение 5).

разрабатывать методические материалы обучающего мероприятия — дизайн тренинга, входные и оценочные тесты, раздаточный материал для участников обучения: кейсы, рабочие тетради и т.п.

Привлечение внешнего провайдера услуг обучения и развития осуществляется в случае, когда:

Тема обучения узко специфическая и не является зоной компетентности лиц, проводящих обучения.

Тема обучения направлена на развитие ТОП-менеджмента Компании.

Формат обучения инновационный, и провайдер имеет авторские права на проведение подобных мероприятий.

Организация и проведение образовательных мероприятий

Организация обучающих мероприятий включает в себя:


Методическую подготовку эксперта, проводящего обучения, к программе (детальное изучение программы, консультирование по программе, анализ заданий и упражнений и т.п.).

Подготовку учебного класса к обучению.

Проверку необходимого оборудования и методических материалов к тренингу.

Обзвон участников обучения с целью обеспечения полной посещаемости группы.

Если иное не предусмотрено методикой проведения конкретного обучающего мероприятия, в составе группы обучения должно быть не менее шести, но не более 12 сотрудников. Проведение обучающих мероприятий проводится в соответствии с разработанной и утвержденной программой обучения и установленным временным регламентом.


Глава 4. Особенности корпоративного образования

Непрерывное образование – потребность времени

Практически все современные компании, даже если они об этом не подозревают, конкурируют друг, с другом стремясь обладать наибольшим объемом хорошо структурированных знаний. Но в современных условиях знания устаревают очень быстро – даже работая на одном предприятии, в относительно консервативной профессии, например, аудитора или бухгалтера, человек в течении не более чем пяти лет должен выйти на качественно иной уровень подготовки. За свою карьеру человек полностью переучивается, как минимум, четыре – пять раз.

Непрерывное образование становится нормой жизни. Сегодня повышение квалификации персонала является важнейшей задачей не каждого отдельного специалиста, а компании в целом. В крупнейших компаниях мира появилась новые топ-менеджерские должности: CKO (директор по знаниям) и CLO (директор по обучению).

Меняется подход к образованию и профессиональной подготовке. Раньше все знали, что приняв сверхдозу знаний до 25 лет, следующие лет сорок можно эксплуатировать полученные знания и благополучно выйти на пенсию. В современном мире образование – это оружие в конкурентной борьбе, как для индивидов, так и для компаний. В этих условиях образование становится непрерывным и продолжается всю жизнь.

Другой фактор потребности в постоянном обучении - рост мобильности сотрудников. Так, в США наемные служащие меняют место работы раз в 3-4 года, в Европе раз в 5-7 лет. В России подвижность рабочей силы также заметно растет. Чем выше профессионализм, тем более мобилен специалист. Предприятиям приходится думать о механизмах быстрой адаптации новых сотрудников. Обучение является одним их инструментов этого процесса.

Чему и как учить
Сама жизнь ставит вопросы: чему учить и как освоить качественные знания? Учить нужно всех и всему, но пропорция тех или иных знаний должна меняться в зависимости от функций сотрудника. Пропорции общеделовых и специальных знаний для топ-менеджеров должны составлять 80% и 20%, для менеджеров 50% и 50%, для специалистов 20% и 80%.

Содержательно полезно иметь два вида обучения внутри компании: Первый тип – «армейская «учебка», где пытаются привить базовые военные навыки и сформировать из деревенского подростка некое подобие солдата. Второй тип – «курсы красных командиров» военных времен, где пытаются развить командирско-менеджерские навыки и сформировать из сержантского-специалистского состава некий офицерско-менеджерский корпус.