Файл: Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра Техносферная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Техносферная безопасность»




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Техносферная безопасность»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания

к выполнению лабораторных работ для студентов направления подготовки

20.03.01 «Техносферная безопасность» всех форм обучения

УДК 628

Б90
Булаев, В. Г.

Б90 Безопасность жизнедеятельности : методические указания к выполнению лабораторных работ / В. Г. Булаев, И.И. Гаврилин, В.В. Павлов, Н.П. По- пова, О.А. Шерстюченко. – Екатеринбург : УрГУПС, 2016. – 142 с.

Методические указания подготовлены в соответствии с ФГОС ВО. В методических указаниях представлен перечень тем, рекомендации по выполне- нию лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Рассмотрены вопросы измерения показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений, приведено нормирование микроклимата в зависимости от тяжести труда для теплого и холодного периодов года; физические характеристики шума, его вредное воздействие на организм человека в условиях производства, методы и приборы для измерения; параметры световой среды на рабочих местах, влияние уровня освещен- ности на работников, теоретические основы нормирования освещенности рабо- чих поверхностей; принципы нормирования вредных веществ, классификация по степени опасности и направленности воздействия, методы определения концентрации вредных веществ и запыленности воздушной среды; зависимости, характеризующие явления при стекании тока в землю через различные виды заземлителей, основные факторы, влияющие на степень и ис- ход поражения человека электрическим током.

Предназначен для студентов направления подготовки 20.03.01


«Техносферная безопасность» всех форм обучения.
УДК 628
Опубликовано по решению редакционно-издательского совета университета

Авторы:

В. Г. Булаев, профессор кафедры «Техносферная безопасность», д-р техн. наук, УрГУПС

И.И. Гаврилин, доцент кафедры «Техносферная безопасность», канд. биол. наук, УрГУПС

В.В. Павлов, старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность», УрГУПС

Н.П. Попова, профессор кафедры «Техносферная безопасность», канд. техн. наук, УрГУПС

О.А.Шерстюченко, доцент кафедры «Техносферная безопасность», УрГУПС

Рецензент: О.Р.Ильясов, профессор кафедры «Техносферная безопасность», д-р биол. наук, УрГУПС
© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 6

Лабораторная работа 1. Исследование параметров микроклимата

в производственных помещениях 7

    1. Теоретическая часть 7

      1. Параметры микроклимата. Термины и определения 7

      2. Характеристика отдельных категорий работ 12

      3. Принципы нормирования параметров микроклимата 13

      4. Время работы при температуре воздуха на рабочем месте

выше или ниже допустимых величин 17

      1. Требования к организации контроля и методам измерения микроклимата 18

    1. Экспериментальная часть 21

      1. Установка 21

      2. Требования безопасности при проведении лабораторной работы………………………………………………………………… 21

1.2.3. Приборы………………………………………………………… 21

1.2.4. Порядок проведения работы 34

Содержание отчета……………………………………………………….. 36

Контрольные вопросы 36

Библиографический список……………………………………………… 37

Лабораторная работа 2. Производственный шум 37

2.1. Теоретическая часть ………………………………………………… 37

      1. Общие сведения о производственном шуме 37

      2. Физико-физиологические характеристики шума 39

2.1.3. Нормирование шума……………………………………………. 45

      1. Суммарный уровень шума нескольких источников………….. 48

      2. Расчет ожидаемого уровня шума………………………………. 49

    1. Экспериментальная часть …………………………………………... 52

      1. Описание лабораторной установки 52

      2. Краткая характеристика измерителя шума ИШВ-l 53

      3. Подготовка прибора и выполнение измерений……………….. 55

      4. Порядок проведения работы 56

Форма и содержание отчета о лабораторной работе 58

Контрольные вопросы 59

Библиографический список……………………………………………… 59

Приложение………………………………………………………………. 60

Лабораторная работа 3. Исследование естественного и искусст- венного освещения на рабочих местах……………………………….. 63

    1. Теоретическая часть 63

      1. Световая среда и здоровье человека 63

      2. Световое излучение и параметры, характеризующие световую среду 64

      3. Виды и системы производственного освещения 72

      4. Виды искусственного освещения 73

      5. Источники света искусственного освещения 74

      6. Осветительные приборы (светильники) 76

      7. Нормирование освещенности 76

    2. Исследование искусственного освещения рабочей поверхности 77

      1. Описание учебного стенда 77

      2. Требования безопасности при выполнении лабораторной

работы 77

      1. Приборы 78

      2. Порядок проведения лабораторной работы 85

      3. Содержание отчета 87

    1. Эффективность и качество искусственного освещения 88

      1. Описание лабораторной установки 88

      2. Требования безопасности при выполнении лабораторной

работы 90

      1. Порядок проведения лабораторной работы 90

      2. Содержание отчета 94

    1. Исследование естественного освещения 95

      1. Естественное освещение, его характеристика

и нормирование 95

      1. Расчет естественного освещения 99


      1. Требования безопасности при выполнении лабораторной работы. …………………………………………………………..

113

      1. Порядок проведения эксперимента и составления отчета ….. 114 3.4.5. Содержание отчета 118

Библиографический список 119

Приложение 1 120

Приложение 2 125
Лабораторная работа 4. Исследование загазованности и запылен- ности воздушной среды производственных помещений 127

    1. Общие сведения 127

    2. Определение запыленности воздуха рабочей зоны 134

    3. Исследование загазованности воздуха рабочей зоны 137

Контрольные вопросы 140

Библиографический список 141

Приложение 1 142

Приложение 2 143
Лабораторная работа 5. Определение зависимостей, характеризующих явления при стекании тока в землю через
защитный заземлитель 144

    1. Теоретическая часть 144

      1. Заземлитель с вертикальным трубчатым электродом 145

      2. Заземлитель с полусферическим электродом 146

      3. Заземлитель с протяженным трубчатым электродом на поверхности 148

      4. Напряжение прикосновения 150

      5. Шаговое напряжение 151

    2. Экспериментальная часть 152

      1. Описание лабораторной установки 152

      2. Порядок выполнения работы 152

Контрольные вопросы 157
Лабораторная работа 6. Исследование электрического
сопротивления тела человека 158

    1. Теоретическая часть 158

      1. Живая ткань как проводник электрического тока 158

      2. Электрическое сопротивление тела человека 158

      3. Зависимость сопротивления тела человека от состояния кожи . 163

      1. Зависимость сопротивления тела человека от параметров электрической цепи ………………………………………………

164

      1. Влияние значения тока на исход поражения 167

      2. Критерии безопасности электрического тока 174

    1. Экспериментальная часть 176

      1. Описание лабораторной установки 176

      2. Порядок выполнения работы 177

Контрольные вопросы 179

Библиографический список 179

Введение


Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по на- правлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» и рабочей про- граммой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к ба- зовой части дисциплин учебного плана и является важным элементом в единой системе подготовки по ООП бакалавриата.

Целями учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» явля- ются формирование мышления безопасного типа и здоровьесохраняющего по- ведения; подготовка студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социаль- ного характера.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся должен:

Знать: нормативно-правовые, технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, источники, характеристики вредных и опас- ных производственных факторов, поражающих факторов ЧС и методы защиты от них, методы и средства повышения безопасности в сфере своей профессио- нальной деятельности.

Уметь: предупреждать и устранять причины возникновения опасных си- туаций в зонах производственной деятельности, применять нормативно- правовые акты в области охраны труда, защиты в ЧС и экологической безопас- ности в профессиональной деятельности.

Владеть: правовыми и организационными основами обеспечения безо- пасности жизнедеятельности трудовых коллективов в условиях повседневной деятельности и чрезвычайных ситуаций, методами оценки опасностей, навыка- ми использования средств защиты и приемов первой помощи.

Выполнение лабораторных работ позволит закрепить теоретические зна- ния и улучшить формирование практических компетенций, умений и навыков решения вопросов личной и общественной безопасности.

Лабораторная работа 1. Исследование параметров микроклимата в производственных помещениях




    1. Теоретическая часть



      1. Параметры микроклимата. Термины и определения

Производственные помещения замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятель- ность людей.

Рабочее место – участок помещения, на котором в течение рабочей сме- ны или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.

Рабочее место постоянное – место, на котором работник находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более двух часов непрерывно).

Под микроклиматом производственных помещений понимается климат окружающей человека внутренней среды этих помещений. Микроклимат – комплекс физических факторов производственной среды, которые оказывают преимущественное действие на теплообмен организма с окружающей средой.

В соответствии с СанПиН 2.2.4.548 – 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» [1], параметрами, характери- зующими микроклимат являются:

  • температура воздуха;

  • относительная влажность воздуха;

  • скорость движения воздуха;

  • температура поверхностей (учитывается температура поверхностей ог- раждающих конструкций – стен, потолка, пола, устройств – экраны и т. п., а также технологического оборудования или ограждающих его устройств);

  • интенсивность теплового излучения.

Дополнительно воздушную среду характеризует барометрическое давление. Единицы измерения показателей микроклимата: температура воздуха и поверхностей – градусы Цельсия (°С); относительная влажность – %; скорость

движения воздуха (подвижность) – метры в секунду (м/с); интенсивность теп- лового излучения – ватт на квадратный метр (Вт/м2). Барометрическое давление измеряют в паскалях или килопаскалях (Па, КПа).

Температура воздуха является одним из основных параметров, характе- ризующих тепловое состояние микроклимата. Температура поверхностей учи- тывается, если рабочее место расположено на расстоянии ≤ 2 м.