Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента») (Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1916
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
1.2. Особенности формирования товарного ассортимента в розничной торговле
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации
2.2. Характеристика и анализ товарного ассортимента магазина Лента
2.3. Пути улучшения коммерческой работы розничной торговой организации Лента (в г. Новосибирске)
Приведенные данные свидетельствуют о разнонаправленности динамики показателей деятельности организации. На фоне роста сумм по основным статьям баланса в динамике снижается сумма собственных средств. Подобная тенденция не является закономерной для нормально функционирующего бизнеса, поскольку организация не несла за последних три финансовых года убытков, которые могли бы быть покрыты за счет нераспределенной чистой прибыли. В целом же, можно отметить две основных разнонаправленных тенденции по организации:
- рост масштабов деятельности;
- снижение эффективности работы.
В качестве информационной базы для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации были использованы данные публичной отчетности. По результатам анализа были составлены агрегированные баланс и отчет о прибылях и убытках компании, соответствии с существующими рекомендациями по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, анализ начинается с экспресс-анализа финансовой отчетности. Оценка имущественного положения ООО «Лента» за 2016 – 2018 гг. приведена в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Оценка имущественного положения ООО «Лента» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
Абсолютное значение, тыс. руб. |
Динамика показателей, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2018 г. к 2016 г. |
|
Средства у организации |
14 866 |
16 699 |
37 709 |
12,30 |
125,80 |
153,70 |
Реальный основной капитал |
1 293 |
1 030 |
4 424 |
-20,30 |
329,50 |
242,10 |
Доля основных средств в общей сумме активов |
0,0870 |
0,0617 |
0,1173 |
-29,10 |
90,10 |
34,80 |
Из табл. 2.3 видно, что баланс является безубыточным. Доля основных средств в сумме активов организации в динамике возрастает. Данная тенденция является положительной, поскольку свидетельствует о том, что руководство компании в большей степени уделяет внимание развитию основной деятельности. Поскольку за исследуемый период сумма активов возрастает в 2,5 раза, данная тенденция является положительной. В целом, учитывая характер основной деятельности компании, можно сделать вывод о том, что данный показатель является нормальным для организации, поскольку деятельность не является фондоёмкой. Оценка финансового положения ООО «Лента» за 2016 – 2018 гг. приведена в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Оценка финансового положения ООО «Лента» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
Абсолютное значение |
Динамика показателей, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2018 г. к 2016 г. |
|
Доля собственных средств в общей сумме источников |
0,5227 |
0,4698 |
0,1411 |
-10,12 |
-69,97 |
-73,00 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,9128 |
1,7699 |
1,0277 |
-7,47 |
-41,93 |
-46,27 |
Коэффициент задолженности |
0,9133 |
1,1283 |
6,0868 |
23,54 |
439,47 |
566,46 |
Доля собственных оборотных средств в общей сумме источников |
0,4357 |
0,4082 |
0,0238 |
-6,31 |
-94,17 |
-94,54 |
Доля собственных средств в сумме источников снижается весьма активно, что является негативной тенденцией. Если по состоянию на начало 2017 года организация была финансово независимой, то в течение исследуемого периода, в связи со снижением доли собственных средств в сумме источников финансирования активов на 73,00 %, компания утратила финансовую независимость, так как был превышен порог в 50 % заемного капитала. Организация обладает собственными оборотными средствами, однако их доля активно снижается, и к концу исследуемого периода составляет 2,38 %, что свидетельствует о фактически полном финансировании оборотных активов за счет заемного капитала. Компания на протяжении исследуемого периода сохраняет ликвидность, поскольку на начало исследуемого периода сумма текущих активов на 91,28 % превышала сумму краткосрочной задолженности и, несмотря на снижение коэффициента текущей ликвидности за исследуемый период, к концу исследуемого периода оборотные активы на 2,77 % превышают сумму текущих обязательств. В динамике происходит снижение всех показателей рентабельности, связанных как с эффективностью текущей деятельности, так и с эксплуатацией активов. Оценка прибыльности ООО «Лента» за 2016 – 2018 гг. представлена в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Оценка прибыльности ООО «Лента» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
Ед. изм. |
Абсолютное значение |
Динамика показателей, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2018 г. к 2016 г. |
||
Прибыль до налогообложения |
тыс. руб. |
4 603 |
174 |
298 |
-96,22 |
71,26 |
-93,53 |
Затраты при реализации |
тыс. руб. |
17 213 |
7 504 |
13 278 |
-56,41 |
76,95 |
-22,86 |
Затраты по основной деятельности |
тыс. руб. |
300 392 |
315 275 |
335 036 |
4,95 |
6,27 |
11,53 |
Рентабельность продаж |
% |
1,16 |
0,13 |
0,60 |
-88,80 |
361,54 |
-48,28 |
Рентабельность основной деятельности |
% |
1,18 |
0,13 |
0,61 |
-88,98 |
369,23 |
-48,31 |
Рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности снижаются на 48,28 % и 48,31 % соответственно, экономическая рентабельность снижается на 50,77 %. Рентабельность собственного капитала возрастает, что свидетельствует о наличии эффекта финансового левериджа и подтверждает возможность привлечения дополнительного долгового финансирования, несмотря на превышение нормативного порога в 50 % по доле заемного капитала в сумме источников. Таким образом, по результатам экспресс-анализа финансовой отчетности можно сделать вывод о расширении размаха основной деятельности при одновременном сокращении ее эффективности.
2.2. Характеристика и анализ товарного ассортимента магазина Лента
Любая коммерческая организация – это сложная система, воздействующая с рыночной средой, то не существует единого показателя, способного отразить все стороны коммерческой деятельности организации. Поэтому для всесторонней оценки экономической эффективности предприятия необходима система показателей [25].
Рассмотрим основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность гипермаркета Лента по адресу ул. Большевистская 52/1 и представлены их в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Основные показатели деятельности гипермаркета Лента за 2017-2018 годы
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
1 |
Объем выручки |
млн.р. |
170,34 |
183,56 |
13,22 |
107,76 |
2 |
Издержки обращения |
млн.р. |
16,38 |
13,21 |
1,13 |
106,9 |
3 |
Уровень издержки обращения |
% |
10,40 |
13,90 |
0,08 |
|
4 |
Доход от реализации (товарооборот) |
млн.р. |
158,65 |
172,71 |
14,06 |
108,86 |
5 |
Уровень дохода от реализации |
% |
93,14 |
94,09 |
0,95 |
|
6 |
Прибыль от продаж |
млн.р. |
105,78 |
119,78 |
14,00 |
113,23 |
8 |
Уровень прибыли от продаж |
% |
62,10 |
65,25 |
3,15 |
105,08 |
7 |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
28,00 |
35,00 |
7,00 |
125 |
9 |
Производительность труда |
млн.р. |
6,08 |
5,24 |
-0,84 |
86,21 |
10 |
Фонд заработной платы |
млн.р. |
6,32 |
8,67 |
2,35 |
137,18 |
11 |
Уровень заработной платы |
% |
0,04 |
0,05 |
0,01 |
|
13 |
Среднегодовая заработная плата |
тыс.р. |
18,79 |
20,64 |
1,85 |
109,85 |
14 |
Торговая площадь |
м2 |
525,00 |
560,00 |
35,00 |
106,67 |
15 |
Оборот розничной торговли на один кв. м. |
млн.р. |
0,32 |
0,33 |
0,01 |
101,03 |
16 |
Средние товарные запасы |
млн. руб. |
1,73 |
1,88 |
0,15 |
108,67 |
17 |
Однодневный оборот |
млн. р. |
0,47 |
0,50 |
0,04 |
107,76 |
18 |
Скорость обращения |
раз |
91,7 |
91,86 |
0,16 |
100,17 |
19 |
Время обращения |
дни |
3,68 |
3,76 |
0,08 |
102,17 |
На основе проведенного анализа можно сказать следующее, что прирост товарооборота в анализируемом периоде сопровождается увеличением прибыли от реализации на 13,23% или на 14 млн. руб.
Издержки обращения увеличились незначительно, всего на 6,9%, уровень издержек возрос на 0,08. Данный уровень издержек достаточен для осуществления деятельности организации и в полной мере обеспечивает будущие потребности.
Анализируя динамику показателей, можно сделать вывод, что в целом данное торговое предприятие работало в течение рассматриваемого периода эффективно. В качестве позитивных моментов можно отметить рост оборота розничной торговли на 7,76 % или на 13,22 млн. руб. в 2018 г. по сравнению с 2017 г.
Численность работников в 2018 г. увеличилась на 7 человек и составила 35 человек списочного состава. При увеличении среднесписочной численности, оборот розничной торговли вырос на 7,76 %, среднегодовая заработная плата 1 работника увеличилась на 9,85% и составила в 2018 году – 20,64 тыс. руб. против 18,79 тыс. руб. в 2017 году. Фонда заработной платы работников увеличился на 37,18%, при этом средняя выработка снизилась 13,79%.
Торговая площадь в анализируемом периоде увеличилась на 35 м2 за счёт складских помещений и составит 560 м2. При этом следует отметить, что снижение оборота на 1 м2 площади не произошло.
Фактические средние товарные запасы отчетного года больше средних товарных запасов предшествующего года на 0,15 млн. руб. В отчетном году средние товарные запасы фактически обновлялись 91,86 раз, а в предшествующем году 91,7 раз. Время обращения средних товарных запасов увеличилась незначительно, всего на 2,17%.
Однодневный оборот розничной торговли в отчетном году увеличился на 7,76 % и составил 500 тыс. руб.
Поскольку прибыль является конечным финансовым показателем деятельности, ее темп роста должен быть выше темпа роста товарооборота, что и обеспечивается в гипермаркете Лента. Однако высокие устойчивые темпы роста будут обеспечены в том случае если, рост исходных показателей будет соответствовать следующим условиям [13]:
Тn > Tд > Tрто > Tио > Ts > Tч (2.1)
здесь Тn – темп роста прибыли от продаж, в %;
Tд – темп роста доходов от реализации товаров, в %;
Tрто – темп роста розничного товарооборота, в %;
Tио – темп роста издержек обращения, в %;
Ts – темп роста торговой площади, в %;
Tч – темп роста среднесписочной численности работников, в %.
В 2018 году выявлена такая последовательность 113,23 > 108,86 >107,76 >106,9 > 106,67 <125.
Можно сделать вывод, что гипермаркет Лента имеет не достаточно устойчивые темпы роста эффективности хозяйственной деятельности.
Рассмотрим структура товарооборота на основе позиций в чеке покупателя (таблица 2.7).
Таблица 2.7
Процентное соотношение товаров одной секции в общем чеке покупки по данным 2018 года
Наименование секции |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Средне-годовое значение |
Бакалея |
48,68% |
49,32% |
50,72% |
50,64% |
49,84% |
Бытовая химия |
46,22% |
45,74% |
47,32% |
46,37% |
46,41% |
Гастроном |
57,69% |
58,30% |
60,04% |
58,70% |
58,68% |
Домашний интерьер |
26,02% |
27,18% |
28,20% |
28% |
27,35% |
Кондитерские изделия |
57,04% |
57,06% |
59,10% |
58,58% |
57,95% |
Кулинария |
19,68% |
19,50% |
19,92% |
20,07% |
19,79% |
Мультимедиа/отдых |
20,31% |
20,30% |
20,18% |
18,34% |
19,78% |
Мясное производство |
28,54% |
28,40% |
26,28% |
26,59% |
27,45% |
Напитки |
46,22% |
47,92% |
46,01% |
46,62% |
46,69% |
Овощи и фрукты |
39,89% |
40,88% |
42,59% |
42,56% |
41,48% |
Одежда и обувь |
10,92% |
10,13% |
11,02% |
9,78% |
10,46% |
Пекарня |
42,27% |
42,57% |
43,63% |
42,18% |
42,66% |
Авто товары |
15,23% |
12,41% |
10,49% |
13,67% |
12,95% |
Эти данные показывают в процентном соотношении количество товаров определенной секции в общем объеме продаж. Так в I квартале товары секции «Бытовая химия» были отражены в 46,22% чеках покупателей. Это означает, что почти в каждом втором чеке присутствовали товары данной секции.
Из таблицы 2.7 видно, что наибольший удельный вес в товарообороте ООО «Лента» занимают гастрономические товары 58,68% по итогам года 2018 года и кондитерские изделия – 57,95%. Наименьший удельный вес в общем товарообороте занимают товары секции «Одежда и обувь» – 10,46% и «Автотовары» – 12,95%. Это связано с тем, что ООО «Лента» хоть и является гипермаркетом со смешанным ассортиментом, но в ассортименте преобладают продукты питания.