Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента») (Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1921
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
1.2. Особенности формирования товарного ассортимента в розничной торговле
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации
2.2. Характеристика и анализ товарного ассортимента магазина Лента
2.3. Пути улучшения коммерческой работы розничной торговой организации Лента (в г. Новосибирске)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Розничная торговля является важнейшим видом экономической деятельности, которая возникла в результате разделения труда в обществе. Ее суть заключается в выполнении обширного комплекса торгово-организационных и технологических операций, которые направлены на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли организацией и максимального удовлетворения жизненных потребностей покупателей, предоставления им совокупности атрибутов.
В связи с тем, что в розничной торговле завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, так как именно на этом этапе приходиться иметь дело с конечным потребителем товара. Именно поэтому, очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для потребителя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и т.д.
Целью работы является изучение особенностей коммерческой деятельности розничной торговой организации и пути её улучшения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле;
- изучить состояние коммерческой работы розничной торговой организации (предприятия) на примере магазина «Лента» в городе Новосибирске;
- проанализировать пути улучшения коммерческой работы розничной торговой организации Лента (в г. Новосибирске).
Объектом исследования работы является коммерческая деятельность розничной торговой организации.
Предмет исследования – организация коммерческой деятельности розничной торговой организации ООО «Лента».
Информационную базу исследования составили публикации общеэкономических и специализированных изданий, материалы Федеральной Службы государственной статистики РФ, материалы Департамента статистики Евразийской экономической комиссии, материалы сети Интернет, отчетность магазина «Лента». Для подготовки работы были использованы труды таких специалистов, как Ф.Г. Панкратов, Р.И. Бунеева, О.В. Памбухчиянц, Г.С. Тютюшкина, С.М. Хаирова, Ф.П. Половцева, И.К. Беляевский и др.
Методы исследования – теоретический анализ, маркетинговый анализ, экономический анализ.
1. Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда в обществе. Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение потребностей человека и получение прибыли. Коммерция является способом превращения продукта в товар, под которым понимается как материальная ценность, так и нематериальная услуга [12].
Коммерция – это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления. Коммерческая деятельность – это сложная оперативно-организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных измерений в целях полного качественного и своевременного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. В более широком смысле под коммерческой деятельностью следует понимать любую предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли [23].
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги.
«Коммерция» в переводе с латинского означает «торговлю», поэтому эти два термина часто употребляются как синонимы. Однако специалисты должны разграничивать данные понятия. Торговля трактуется в более широком представлении, включая, помимо коммерческих функций, технологические, технические, экономические, управленческие [14].
В теории коммерции есть много фундаментальных нерешенных проблем, к которым относится проблема понятийного аппарата. Для целого ряда ключевых терминов пока не выработано универсальных определений. Подобная ситуация характерна и для самого понятия «коммерческая» работа.
В литературных источниках встречается более 50 определений понятия «коммерческая работа». Нет какого-то одного научного объяснения этой социально-экономической реальности (существует целый ряд концептуальных подходов в её объяснении). Разнообразие определений коммерческой работы обусловлено множеством альтернативных подходов к этой экономической категории, в том числе и идеологического характера [17].
Так, словарь иностранных слов даёт такое определение: «Коммерция – торговля, в более широком смысле – деятельность в капиталистическом обществе, направленная на получение прибыли.
Чтобы продемонстрировать огромный диапазон понятий коммерческой деятельности приведём некоторые определения.
В толковом словаре В.И. Даля коммерция определяется «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы» [9]. В словаре С.И. Ожегова – «торговля, торговые операции, хозяйственная деятельность по обороту, купля-продажа товаров» [19].
В дальнейшем многие учёные экономисты стали усложнять определение коммерческой деятельности, максимально включая в него функции и содержание коммерческих операций. Так, М.М. Дарбинян характеризует коммерческую работу в торговле как «совокупность операций по организации торгово-операционных процессов и управлению ими, направленных на принятие оптимальных решений, обеспечивающих выполнение и перевыполнение плановых заданий при минимальных материальных, финансовых и трудовых затратах и высоком уровне культуры обслуживания населения» [10, с. 5].
Под коммерческой работой в розничной торговле следует понимать:
- изучение и прогнозирование экономической обстановки;
- участие в планировании этой обстановке;
- установление хозяйственных связей;
- умение налаживать эти связи по-деловому;
- выполнять свои обязательства и требовать того же от своего партнёра;
- строго соблюдать государственную плановую, договорную дисциплину;
- находить в пределах, очерченных законом, оптимальные решения хозяйственных задач, предусматривая это в соглашениях со своими экономическими партнёрами.
Наиболее четкая формулировка коммерческой деятельности в условиях социализма дана в монографии Р.З. Гуз: «Коммерческая работа представляет собой совокупность элементов торгово-оперативной деятельности розничных организаций и предприятий, направленной на доведение товаров народного потребления из сферы производства до потребителя с наименьшей затратой средств и труда» [8].
Однако это ограничивает коммерческую деятельность сферой розничной торговли, тогда как она сосредоточена преимущественно в оптовой. Тогда, как и производственные предприятия также ведут коммерческую работу по сбыту продукции и обеспечению сырьём и материалами.
В условиях формирования рыночной экономики всё чаще приводятся определения, отражающие экономическую направленность коммерческой деятельности.
Итак, «Коммерческая деятельность – это совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов» [4, с. 7].
Так же «Коммерческая деятельность – это деятельность на рынке в условиях свободного товарно-денежного обмена, определяемого пропорциями между спросом и предложением товаров и услуг, планомерно регулируемая государством с помощью экономических рычагов». Эти определения по существу правильные, но пространственные.
Таким образом, большинство экономистов сходятся во мнении, что коммерческая работа представляет собой торгово-оперативную деятельность. Однако в отношении целей этой деятельности авторы во мнениях расходятся. Нет чёткости в формулировке понятия «коммерция».
«Коммерция – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Нельзя согласиться с тем, что авторы в понятие «коммерция» включают извлечение природных благ и производственную деятельность. Однако оно даёт основание заявить, что коммерция – это деятельность субъектов рынка по купле-продаже товаров и услуг при условии получения ими выгоды [17, с. 8].
Обобщая изложенное, предлагается следующее определение: «Коммерческая деятельность – это выполнение субъектами рынка операций, связанных с куплей-продажей товаров и направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение прибыли».
В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли. Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров [6, с.28].
Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия предполагает последовательность действий, направленных на реализацию товаров населению.
Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничные торговли является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. Спрос в розничной торговле изучают специалисты – маркетологи, экономисты, коммерсанты торговых фирм, объединений или крупных магазинов.
1.2. Особенности формирования товарного ассортимента в розничной торговле
Важным элементом коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Установление оптимального ассортимента находится в прямой зависимости от типа специализации торгового предприятия. В отечественной розничной торговле наблюдаются процессы концентрации торговых предприятий, особенно в крупных городах России, которые происходят одновременно с процессами универсализации торговых предприятий, созданием небольших смешанных магазинов (палаток) по торговле продовольствием [22].
Ассортиментную и внутригрупповую структуру спроса отражают данные о продаже и запасах товаров, а также сведения о неудовлетворенном спросе. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить только на розничных торговых предприятиях. Для этого следует организовать учет продажи товаров и запасов по широкой номенклатуре товарного ассортимента, регистрацию неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных товаров.
Организация сбора, обработки и анализа такой информации – сложная и трудоемкая задача. Это обусловлено тем, что во внутригрупповом ассортименте товаров каждого магазина насчитываются тысячи разновидностей. Учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники.
В небольших розничных торговых предприятиях могут использоваться неавтоматизированные методы учета внутригрупповой структуры реализованного спроса (данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризаций учет продажи по товарным чекам и др.).