Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента») (Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1919
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты, организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
1.2. Особенности формирования товарного ассортимента в розничной торговле
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации
2.2. Характеристика и анализ товарного ассортимента магазина Лента
2.3. Пути улучшения коммерческой работы розничной торговой организации Лента (в г. Новосибирске)
Графически структура товарооборота представлена в приложении А. Как видно из приложения А, наибольшие показатели удельного веса в общем чеке покупателя практически по всем секциям приходятся на III квартал 2018 года, кроме мясного производства, напитков и авто-товаров.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность ООО «Лента» эффективна, это отмечено общим ростом объема выручки, ростом товарооборота и ростом прибыли от продаж. Структурный разрез товарооборота также показал тенденции к увеличению.
2.3. Пути улучшения коммерческой работы розничной торговой организации Лента (в г. Новосибирске)
В ходе исследования также выявлено, что ООО «Лента» не достаточно успешно применяет различные инструменты организации продаж, которые дают ощутимый эффект и выражаются в увеличении объемов продаж, росте прибыли и рентабельности.
В ходе исследования были выявлены некоторые недостатки магазина «Лента» по восприятию магазина:
1) внутренний дизайн магазина не отличается уютом – белые стены, светлое напольное покрытие. Создается впечатление присутствия на складе;
2) зеркальное расположение входа и отделов;
3) несоответствие продукции и ценника;
4) отсутствие выделения секций цветом или подсветкой;
5) отсутствие выделения товаров цветом или подсветкой;
6) вещание рекламы достаточно громкое и раздражающее.
7) торговый персонал занимается своими делами и не помогают покупателю, когда требуется их помощь (отсутствие грузчиков, которые могли бы сопроводить покупателя до кассы, машины, при покупке крупногабаритных товаров);
8) по торговому залу круглосуточно ездит машина клининговой службы, она поднимает пыль, в зале очень пыльно, пыль оседает на товар;
9) проверочный стол в секции бытовой техники очень маленький, при проверке товаров скапливается очередь;
8) очереди на кассе.
По выкладке товаров:
1) Не правильное товарное соседство. Ежегодно в связи новогодними
праздниками в ассортименте появляются пиротехнические изделия, выкладку располагают по утвержденному специалистами мерчандайзинга плану рядом с пожароопасными товарами (газ, уголь, жидкость для розжига).
В связи с этим рекомендуем руководству ООО «Лента» разместить пиротехническую технику в противопожарное место и организовать постоянное присутствие сотрудника в отделе пиротехники с целью контроля за данными товарами.
2) Отдел с детскими товарами (питание, подгузники, косметика, игрушки) соседствует с паллетной выкладкой шин, ароматизаторами, незамерзающей жидкостью. Жгучая смесь запахов вызывает недовольство покупателя, тем самым вынуждает покинуть отдел как можно быстрее.
Руководству компании предлагается перенести отдел мультимедиа на место детского мира, а детский мир на место бытовой техники, рядом с входом, тем самым повысить продажи детского отдела.
3) В связи экономией торгового пространства, в соответствии с планограммой, нет возможности дублировать товар на верхних полках, это затрудняет просмотр товара, очень высоко, обычно на этих полках товар не продается.
Рекомендуется для дублирования товаров выделять «слепую зону» в левом нижнем углу на стеллажах, для привлечения внимания покупателей.
4) Многие товары выкладываются без использования сопутствующих товаров. Например, шампуни, бальзамы, маски для волос выставлены по бренду отдельно, а не вместе.
Рекомендуется провести исследование для выявления предпочтений покупателей по выкладке товаров и проанализировать товарооборот в ходе данного исследования.
Исследования рекомендуется проводить в течение 2 недель на каждую выкладку.
Выкладка 1 предполагает: Шампунь1, Шампунь2, …, Шампуньn;
Бальзам1 д/ волос, Бальзам2 д/ волос, …, Бальзамn д/волос;
Маска1 д/волос, маска2 д/волос, …, маскаn для волос.
Выкладка 2 предполагает: Шампунь1, Бальзам1 д/ волос, Маска1 д/волос Шампунь2, Бальзам2 д/ волос, Маска2 д/волос и т.д.
Анализ товарооборота будет являться решающим в выборе выкладки для товаров данной категории. Увеличение товарооборота по данной продукции даст решающий толчок к пересмотру планограммы выкладки данных товаров. Снижение товарооборота или его неизменчивость подтвердит правильность уже разработанной планограммы.
Стоит также отметить, что выкладка «Шампуньn, Бальзамn д/ волос, Маскаn д/волос» позволит организовать работу с поставщиками. Поставщики заинтересованы в выкладке своих товаров на «золотую полку», в связи с этим они готовы оплачивать ее. Это позволит ООО «Лента» получить дополнительный доход от предоставления полочного пространства.
По хранению товаров:
1) Товары, которые не имеют сроков годности (шины, санки, уголь, туалетная бумага и т.п.), в связи с огромными завозами к праздникам хранятся на грузовом дворе под открытым небом, слегка прикрыты баннером. Ветер, дождь, снег и температура портят товарный вид товара, который потом предлагается к реализации покупателям.
Руководству компании рекомендуется рассмотреть места для хранения данных товаров, предотвращающие влияние на товары погодных условий.
2) Хранение товара на грузовом дворе затрудняет доступ покупателю к товару. Весь запас шин храниться на улице. На стеллажах, в торговом зале вся матрица шин не входит, выставлены не полные комплекты, некоторые виды шин выставлены всего по два колеса.
Покупатели готовы приобрести 4 колеса, но в торговом зале присутствуют всего 2 колеса. Поиск продавца, поиск продавцом нужных шин на грузовом дворе занимает много времени, в результате покупатель остается не довольным, он не дожидается товара и уходит, не совершив покупку.
В данном случае рекомендуется иметь в торговом зале запасы по 4 колеса, то есть комплект. При покупке даже 1-2 колес, следует провести подтоварку до полного комплекта.
3) В торговом зале товары хранятся на стеллажах. Существуют проблемы при продажи крупногабаритных товаров, например, бытовой техники. Подтоварка маленькая, полки в мультимедиа узкие. Прежде, чем найти и показать нужный товар покупателю, предстоит найти нужный паллет, вызвать штабелера – погрузчика, достать и проверить товар. Такие действия занимаю не менее 15 минут, что вызывая нетерпение и недовольство покупателя.
В связи с этим рекомендуется увеличить запасы товаров в торговом зале и оперативно пополнять их. Тем самым уменьшится время обслуживания покупателей и снизится уровень недовольных покупателей.
Для эффективной деятельности Компании помимо уже предложенных рекомендаций, стоит разработать целостную программу организации продаж.
Программа организации продаж – увязанная по ресурсам, срокам и исполнителям система мероприятий целенаправленного развития объема продаж в обозначенной перспективе, обеспечивающая решение накопившихся проблем и изменение сложившихся негативных тенденций. Программа организации продаж предполагает комплексную деятельность, начиная от создания правил организации продаж на основе маркетинговых исследований до обеспечения наличия торгового оборудования и выкладки товаров, она должна учитывать интересы клиента, для этого необходимо провести исследования потребителей рынка птицы, конкурентов, доли рынка.
В рамках программы стоит провести такие мероприятия, как:
- анкетирования с целью изучения покупателей товара;
- создание базы данных клиентов;
- введение новых должностных обязанностей;
- разработка системы отчетности торгового персонала;
- оценка деятельности вновь утвержденных должностей торгового представителя по выполнению задач по таким показателям, как объем продаж, количество посещений в день, доля результативных визитов и их продуктивность.
План реализации программы стимулирования продаж в компании «Лента» предлагается провести в 4 этапа.
Первый этап – подготовка программы.
Основными задачами этого этапа являются сбор базовых фактов, сравнение эффективности продаж компании и конкурентов, формирование проектной команды. В ходе подготовки определяются проблемы организации процесса продаж и проводятся изменения, направленные на его оптимизацию.
Второй этап – формирование программы.
Основной задачей этого этапа является оценка новой программы и ее подготовка к распространению на все точки продаж.
Данный этап осуществляется по следующим направлениям:
- разработка стандартов мерчандайзинга;
- выбор методов реализации товаров;
- формирование этики и техники выкладки в разных торговых точках различных типов;
- подбор и бюджетирование POS-материалов;
- оформление рекламных витрин и установок;
- подготовка команды, которая будет осуществлять и контролировать выполнение данной программы.
Третий этап – развертывание программы.
Данный этап осуществляется циклами по 8-10 недель. В ходе этого этапа торговые агенты работают по индивидуальному плану продаж. В рамках данного этапа стоит провести акции «Цена от производителя» и «Суперцена» в целях узнаваемости предприятий, с которыми работает «Лента» и увеличения объема продаж.
Четвертый этап – закрепление результатов.
Закрепление результатов стоит проводить постоянно. Данный этап заключается в построении систем поддержки, таких как привлечение, обучение и повышение квалификации сотрудников, информационные и административные системы.
Проведение данных мероприятий позволит снизить основные недостатки магазина «Лента».
Привлечение квалифицированного персонала позволит своевременно следить и менять ценники на товары, снизить или искоренить очереди на кассах, участвовать в помощи клиентам в процессе выбора товаров путем консультаций.
Грамотное оформление витрин цветом и световой подсветкой позволит выделить «нужные» (дорогие, плохо продаваемые, акционные) товары. Таким образом, данный товар быстрее продастся и принесет прибыль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основными целями коммерческой работы на розничном рынке заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования организаций розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости.
В данной работе проведен анализ показателей эффективности коммерческой деятельности на примере гипермаркета Лента по адресу улица Большевистская 52/1 за 2015-2018 года.
Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности в гипермаркете Лента показал, что общий объем выручки в 2018 году увеличился на 17,76%, издержки обращения также увеличились почти на 7%, прирост товарооборота составил 14,06 млн. руб. Увеличилась среднесписочная численность работников на 7 человек, увеличилась и среднегодовая заработная плата, которая в 2018 году составила 20 640 рублей.
Анализ товарооборота по группам товаров показал, что в каждом втором чеке присутствуют гастрономические товары и кондитерские изделия. Именно они составляют большую часть покупок клиентов. Наименьшее число покупок совершают по таким группам товаров, как одежда и обувь и автотовары.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность ООО «Лента» эффективна.
Наиболее важная часть работы была посвящена оценки эффективности продажи товаров с использование принципов мерчендайзинга.
В рамках визуального мерчандайзинга рассмотрены следующие элементы:
1) Дизайн магазина;
2) Планировка торгового зала;
3) Торговое оборудование;
4) Атмосфера, а именно визуальные компоненты атмосферы, освещение и световые эффекты, использование цвета, музыки и звуков, рассмотрен персонал магазина, скопление покупателей, а также рассмотрена парковка возле супермаркета.
В ходе исследования были выявлены некоторые недостатки магазина «Лента» и предложены пути решения данных проблем.
По устранению выявленных недостатков было предложено разработать целостную программу организации продаж.
Привлечение квалифицированного персонала позволит своевременно следить и менять ценники на товары, снизить или искоренить очереди на кассах, участвовать в помощи клиентам в процессе выбора товаров путем консультаций.
Грамотное оформление витрин цветом и световой подсветкой позволит выделить «нужные» (дорогие, плохо продаваемые, акционные) товары. Таким образом, данный товар быстрее продастся и принесет прибыль.