Файл: Методические указания по выполнению курсовых работ Оренбург 2023 удк 340 ббк 67. 0 В 75.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на выполнение курсовой работы (14 пт, полужирный)
студенту ________________________________________________________________________
на выполнение курсовой работы (14 пт, полужирный)
студенту ________________________________________________________________________
2 Понятие, признаки и институты гражданского общества
3 Становление и развитие гражданского общества
При раскрытии первого вопроса темы необходимо обратить внимание на исторический процесс осмысления понятия гражданского общества, начиная с времен античности, эпохи Просвещения и до наших дней. Следует особое внимание уделить учению Канта и Гегеля о гражданском обществе. Необходимо подробнее остановиться на развитии учения о гражданском обществе в России.
Рассматривая второй вопрос темы, следует определить понятие гражданского общества, раскрыть его признаки и выделить структурные элементы. При этом следует учесть, что центральное место в гражданском обществе занимает человек, личность.
При рассмотрении третьего вопроса, студент должен раскрыть процесс формирования гражданского общества, учитывая, что отдельные его элементы существовали еще в античном мире, становление же в масштабе целых стран началось в Новое время. Необходимо выделить три этапа в развитии гражданского общества (XVI – XVII в.в., конец XVII – конец XIX в.в., XX в.) и раскрыть сущность каждого, а также показать процесс формирования гражданского общества в России до 1917 г., в Советский период, в настоящее время. Следует помнить, что формирование гражданского общества – процесс длительный, не завершенный окончательно ни в одной стране.
Тема 4 Понятие и сущность государства
При написании этой темы необходимо раскрыть следующие вопросы:
1 Понятие государства
2 Основные признаки государства
3 Сущность государства
Раскрывая первый вопрос темы, необходимо учесть, что за всю историю развития государственности сложилось множество различных определений государства. Первые попытки дать определение государству были сделаны еще в период античности. Но сам термин «государство» появился лишь на пороге Нового времени, в XV-XVI веках, будучи введенным в научную литературу Н. Макиавелли. Студент должен усвоить, что в настоящее время выделяют следующие подходы к понятию государства: теологический, юридический, классический, социологический, легистский и кибернетический. Следует раскрыть содержание каждого из этих подходов.
Рассмотрев все подходы к понятию государства, исторический процесс формирования данного понятия, необходимо сформулировать понятие государства, опираясь на достижения современной российской юриспруденции.
Важное значение имеет
рассмотрение специфических признаков государства, которые придают государству качественную определенность, обособляя его от других негосударственных образований. К этим признакам относятся следующие: территориальный принцип организации населения, наличие особой публичной власти, система займов и налогов, организация общественной жизни на правовых началах, государственный суверенитет.
Должны быть определены понятия «государственная территория», «публичная власть», «государственный суверенитет».
Следует уяснить, что суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Необходимо различать формальный и ограниченный суверенитет, а также то, что ограничение суверенитета может быть как принудительным, так и добровольным.
Проблема сущности государства – это проблема уяснения самой важной, определяющей его характеристики. Необходимо определить два основных подхода в раскрытии сущности государства – классовый и общесоциальный, и уяснить их содержание. В то же время не следует забывать, что любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальную миссию, сочетая в себе, таким образом, и классовое и общечеловеческое начало. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из них.
Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов, оказывающих непосредственное влияние на его сущность в конкретных исторических условиях развития отдельных стран, следует также иметь в виду религиозный фактор, национальный, географический и другие.
Студент должен иметь четкое представление о сущности современного Российского государства.
Тема 5 Государственная власть
При написании этой темы необходимо раскрыть следующие вопросы:
1 Государственная власть как особая разновидность социальной власти
2 Единство государственной власти
3 Формы и методы осуществления государственной власти
Вопрос о власти – это коренной вопрос не только политики, но и реального существования государства.
Прежде всего, надо определить понятие, признаки и сущность социальной власти. Государственная власть является особой разновидностью власти социальной. Студент должен усвоить понятие государственной власти и определить те особенности, которые отличают ее от остальных видов власти, а также раскрыть процесс ее формирования. Следует обратить внимание на соотношение государственной власти и политической власти, подробно рассмотреть содержание властеотношений как особой разновидности общественных отношений, определить их субъекты и объекты.
Рассматривая свойства государственной власти, необходимо уделить серьезное внимание понятиям легитимности и легальности государственной власти, определить основания и основные формы легитимности.
При раскрытии второго вопроса следует учесть, что для государственной власти характерно единство и целостность, иначе государство не сможет выполнять свои задачи. При этом необходимо опираться на Конституцию Российской Федерации. Также следует раскрыть различные аспекты единства государственной власти. Во-первых, это социальное единство, во-вторых, это единство целей и направлений деятельности государственной власти, в-третьих, это организационно-правовое единство.
Раскрывая третий вопрос, следует помнить, что власть в государстве осуществляется в следующих формах: народом посредством выборов и проведения референдумов; через представительные государственные органы; через органы местного самоуправления. Государственная власть осуществляется посредством деятельности государственных органов – законодательных, исполнительных и судебных. Кроме того, государственная власть разделяется также по вертикали: между высшими и местными органами государства, между федеральными органами и органами субъектов Федерации.
Далее надо раскрыть методы осуществления государственной власти и показать, в каких случаях государственная власть использует метод убеждения, а в каких случаях метод принуждения, при этом учитывая, что метод принуждения может быть как правовым, так и неправовым.
Тема 6 Теория разделения властей
При написании этой темы необходимо раскрыть следующие вопросы:
1 Формирование теории разделения властей
2 Понятие и сущность системы теории разделения властей
3 Механизмы обеспечения функционирования системы разделения властей
При раскрытии первого вопроса необходимо проследить процесс формирования теории разделения властей, как на Западе, обращая особое внимание на учения Дж. Локка и Ш. Монтескье, так и в России.
Рассматривая второй вопрос, следует усвоить, что при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти должны быть равнозначны, взаимоуравновешены. Если одна из трех ветвей власти оказывается приоритетной, то речь идет уже не о разделении властей, а о разделении компетенции между ними. Необходимо показать функционирование системы разделения властей в Российской Федерации.
Необходимо также рассмотреть механизмы обеспечения функционирования принципа разделения властей, особое внимание уделяя системе сдержек и противовесов и ее рычагам. При этом нельзя забывать, что единство и разделение властей не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими.
Тема 7 Механизм государства
При написании этой темы необходимо раскрыть следующие вопросы:
1 Понятие и структура механизма государства
2 Понятие, признаки и виды государственных органов
3 Система государственных органов Российской Федерации
При раскрытии первого вопроса следует усвоить, что механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов, практически осуществляющая государственную власть, задачи и функции государства. Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур, так и от отдельно взятых государственных органов.
Студент должен определить данные признаки, а также провести соотношение между механизмом государства и государственным аппаратом. Особое внимание следует уделить принципам организации и деятельности механизма государства. Они подразделяются на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется только на отдельные звенья государственного механизма. В свою очередь, общие принципы подразделяются на конституционные принципы и принципы, закрепленные в законодательстве. Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Рассматривая второй вопрос темы, необходимо определить понятие государственного органа как структурного элемента государственного механизма и раскрыть его признаки. В своей совокупности государственные органы образуют единую систему, но различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Разносторонность деятельности государственного механизма обуславливает значительное число государственных органов, которые классифицируются по различным критериям. Следует провести подробную классификацию государственных органов, опираясь на конкретные примеры.
Раскрывая третий вопрос темы, важно иметь четкое представление о системе органов законодательной, исполнительной и судебной властей, их назначении, специфике правового статуса, порядке образования.
Тема 8 Сущность и структура законодательной власти