Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования»
Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Методические рекомендации
Екатеринбург
2016
ББК 74.5+74.102.3я81
Я 49
Рецензенты:
Анянова И.В., заместитель директора Нижнетагильского филиала ГАОУ
ДПО СО «Институт развития образования»
Довбенко Е.М., учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3», г. Первоуральск
Якупова, А.Ф.
Я
Проектирование адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / А. Ф. Якупова,
Т. А. Евсюкова, В. В. Чиж; под редакцией С. В. Соловьевой; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области,
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 200 с.
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, требования к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основное внимание уделено структурному и содержательному аспекту проектирования адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.
ББК 74.5+74.102.3я81
© Якупова А.Ф., Евсюкова Т.А., Чиж В.В., 2016
© ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016
Содержание
Введение ..................................................................................................................... 4 1.Нормативные и методологические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной организации ........................................... 6 1.1.
Нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной организации 6 1.2. Научные и методологические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной организации 11 2. Подходы к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 18 2.1. Целевой раздел адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья 18 2.2. Содержательный раздел адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья 27 2.3.Организационный раздел адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья 43
Библиографический список 46
Приложение 50
Приложение 1. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
Приложение 2. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 84
Приложение 3. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 102
Приложение 4. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста нарушением опорно-двигательного аппарата 120
Приложение 5. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 134
Приложение 6. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 149
Приложение 7. Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 167
Введение
Особый статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья подчеркивается всеми существующими нормативными правовыми документами, регламентирующими специфику содержания и организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Согласно Порядку организации и осуществлению образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования
(Приказ
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014). содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п.16).
Таким образом, исходя из нормативных требований, любая образовательная организация, в том числе дошкольная, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать адаптированные образовательные программы (далее АОП). При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой, отражать специфику ее реализации для детей дошкольного возраста с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.
Особую актуальность проектированию адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья придает то обстоятельство, что тема формирования и реализации таких программ недостаточно разработана как в нормативном, так научно-методическом и технологическом аспектах. Кроме того, практически отсутствует анализ содержания различных источников информации об особенностях составления и реализации таких программ, не описаны механизмы соединения в структуре и содержании адаптированных образовательных программ новых нормативных требований и накопленного в широкой практике образования опыта организации коррекционно- образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, определяющего структуру и содержание адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Методическое рекомендации призваны помочь руководящими и педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. При этом каждая
адаптированная образовательная программа нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и воспитания ребѐнка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Методические рекомендации состоят из двух основных частей, последовательно и взаимосвязанно раскрывающих требования и подходы к структуре и содержанию адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Первая часть методических рекомендаций посвящена содержательной характеристике нормативных правовых, научных и методических оснований разработки адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования детально представлена структура адаптированной образовательной программы.
Вторая часть методических рекомендаций имеет целью представить возможные варианты адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с различными типами нарушений в развитии.
Фрагменты адаптированных образовательных программ подготовлены с учетом теоретических позиций, изложенных в первой части методических рекомендаций. При разработке фрагментов адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с различными типами нарушений в развитии использованы материалы ряда дошкольных образовательных организаций, а также материалы, подготовленные слушателями на практических занятиях в процессе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации» (24 часа).
Методические рекомендации состоят из двух основных частей, последовательно и взаимосвязанно раскрывающих требования и подходы к структуре и содержанию адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Первая часть методических рекомендаций посвящена содержательной характеристике нормативных правовых, научных и методических оснований разработки адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования детально представлена структура адаптированной образовательной программы.
Вторая часть методических рекомендаций имеет целью представить возможные варианты адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с различными типами нарушений в развитии.
Фрагменты адаптированных образовательных программ подготовлены с учетом теоретических позиций, изложенных в первой части методических рекомендаций. При разработке фрагментов адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с различными типами нарушений в развитии использованы материалы ряда дошкольных образовательных организаций, а также материалы, подготовленные слушателями на практических занятиях в процессе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации» (24 часа).
Раздел 1. Нормативные и методологические основания разработки
адаптированной
образовательной
программы
для
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной
организации
1.1
Нормативно-правовые
основания
разработки
адаптированной
образовательной
программы
для
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной
организации
Особенностям организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сегодня уделяется большое внимание. Это связано с современными тенденциями развития общества и содержанием поставленных на государственном уровне задач по обеспечению реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество [3]. В
ФГОС дошкольного образования среди основных задач определяется
«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» [9].
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся
являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и разработка адаптированных образовательных программ для воспитанников с особыми образовательными потребностями.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает федеральный закон от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
При этом адаптированная образовательная программа нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребѐнка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Статья 2 данного нормативного документа содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы [10].
В этом же законе (гл. 1, ст. 2, п. 16) дано определение понятия
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Отсюда следует, что основанием для разработки таких программ является заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями, выданное в установленном порядке и письменное заявление родителей или законных представителей об обучении ребенка по адаптированной образовательной программе соответствующего уровня образования.
Эти и многие другие документы в центр особого внимания ставят адаптированную образовательную программу как инструмент организации образовательной деятельности, обеспечивающей обучение лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающий коррекцию нарушений и социальную адаптацию [10; ст. 2, 64, 66].
Законом 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» определены следующие категории детей с ОВЗ: глухие, слабослышащие, познооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, со сложными дефектами и другие [10; ст. 79, п. 5]
В соответствии с ч. 1 ст. 79 федерального закона «Об образовании в
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает федеральный закон от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
При этом адаптированная образовательная программа нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребѐнка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Статья 2 данного нормативного документа содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы [10].
В этом же законе (гл. 1, ст. 2, п. 16) дано определение понятия
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Отсюда следует, что основанием для разработки таких программ является заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями, выданное в установленном порядке и письменное заявление родителей или законных представителей об обучении ребенка по адаптированной образовательной программе соответствующего уровня образования.
Эти и многие другие документы в центр особого внимания ставят адаптированную образовательную программу как инструмент организации образовательной деятельности, обеспечивающей обучение лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающий коррекцию нарушений и социальную адаптацию [10; ст. 2, 64, 66].
Законом 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» определены следующие категории детей с ОВЗ: глухие, слабослышащие, познооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, со сложными дефектами и другие [10; ст. 79, п. 5]
В соответствии с ч. 1 ст. 79 федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Согласно ч. 11 ст. 79 этого же закона образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении.
Согласно пункту 21 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии»: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования».
В соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Администрацией дошкольной образовательной организации должны создаваться специальные условия, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, использование средств для обучения и воспитания, а также осуществление своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений: