Файл: Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТРАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЗОВСКОГО РАЙОНА
«Утверждаю» Директор МБОУ Отрадовская СОШ
Приказ № 98 от12.08.2022г Подпись руководителя _____Котова Ж.
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Начальное общее образование 4 КЛАСС
Количество часов – 135
Учитель: Чернобай М.В
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся МБОУ Отрадовской СОШ с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) и учебником Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова, «Русский язык» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Просвещение, Москва, 2018 г.
При составлении программы опирались на следующую нормативно - правовую базу:
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ; -
Приказ МОН РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; -
Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г., № 4/15) (1 вариант); -
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Отрадовская СОШ
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать у учащихся устную и письменную речь;
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания, развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов: названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Повторение пройденного в конце года
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
При изучении тем курса используются: учебники, наглядные пособия (рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.), дидактический материал, коррекционные задания и упражнения, игры по русскому языку.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Структурно и содержательнопрограмма для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета
| Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Знать | - алфавит. | - алфавит. |
Уметь | - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - различать ударные и безударные звуки; - различать согласные звуки по звонкости-глухости; - различать согласные звуки по мягкости-твердости; - делить слова на слоги для переноса; - списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; - писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами; - обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь; - дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; - составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; - выделять из текста предложения на заданную тему. | - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; - обозначать мягкость согласных буквой ь; - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы; - дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению; - делить текст на предложения; - составлять и распространять предложения, устанавливать связь слов в предложении; - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); |
Формирование базовых учебных действий:
Личностные результаты:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год.
Содержание учебного курса «Русский язык» 4 классе
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе.
Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:
-
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения; -
совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение
словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
-
обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил; -
развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений; -
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях; -
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).
Первый уровень - базовый - предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Второй уровень