Файл: Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТРАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АЗОВСКОГО РАЙОНА

«Утверждаю» Директор МБОУ Отрадовская СОШ

Приказ № 98 от12.08.2022г Подпись руководителя _____Котова Ж.

Адаптированная рабочая программа
по русскому языку

для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)


Начальное общее образование 4 КЛАСС

Количество часов – 135

Учитель: Чернобай М.В


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся МБОУ Отрадовской СОШ с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) и учебником Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова, «Русский язык» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Просвещение, Москва, 2018 г.

При составлении программы опирались на следующую нормативно - правовую базу:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;

  2. Приказ МОН РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г., № 4/15) (1 вариант);

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Отрадовская СОШ


Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать у учащихся устную и письменную речь;

- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;


- воспитывать интерес к родному языку.

   Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания, развитие пространственной ориентации,

- развитие основных мыслительных операций,

- коррекция речи и мышления,

- коррекция фонематического слуха,

- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

- обогащение словаря.

 Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

         В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов: названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

         Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

         На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

Повторение пройденного в конце года

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

При изучении тем курса используются: учебники, наглядные пособия (рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.), дидактический материал, коррекционные задания и упражнения, игры по русскому языку.

   Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.



Структурно и содержательнопрограмма для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета





Минимальный уровень

Достаточный уровень

Знать

- алфавит.

- алфавит.


Уметь

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- различать ударные и безударные звуки;

- различать согласные звуки по звонкости-глухости;

- различать согласные звуки по мягкости-твердости;

- делить слова на слоги для переноса;

- списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;

- обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь;

- дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделять из текста предложения на заданную тему.



- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению;

- делить текст на предложения;

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь слов в предложении;

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

Формирование базовых учебных действий:

Личностные результаты:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные:

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану

и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год.


Содержание учебного курса «Русский язык» 4 классе
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе.

Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение

словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

  • обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;

  • развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;

  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;

  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень - базовый - предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

Второй уровень