Файл: Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА:
Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права.
ВВЕДЕНИЕ
Отрасль конституционного права является одной из фундаментальных отраслей права. Ее нормы служат источником и исходным началом для всех других отраслей права. Развитие конституционного права любого государства обусловлено, во-первых, мировыми и межгосударственными процессами, во-вторых, общими тенденциями конституционного развития государств, и, в-третьих, историческими, культурными особенностями государственности конкретной страны. По темпам и качеству развития государственности Россия долгое время отставала от государств, характеризуемых стабильным конституционным развитием, поступательными преобразованиями государственности, экономики и общественного строя. Вплоть до начала XX в. наше Отечество развивалось как государство с неограниченной императорской властью и глубоко укоренившейся идеологией самодержавия.
Задержка конституционного развития России, несмотря на неоднократные попытки ограничения самодержавной власти путем введения конституционной монархии еще в XIX в., в немалой мере предопределила социальные и политические реформы и революции в начале XX столетия. Русские буржуазно-демократические революции 1905 г. и февраля 1917 г., Октябрьская социалистическая революция 1917 г. — эти эпохальные события коренным образом изменили логику развития российской государственности. Свыше 70 лет в России функционировали государство и право советского типа, основанные на идеологии марксизма-ленинизма и руководящей роли Коммунистической партии.
Этот период несомненно оставил свой след и повлиял на особенности в характере конституционной государственности и политическом менталитете современной России.
Современный период развития российского государства и общества характеризуется повышением конституционно-правовой культуры. Фундаментальная значимость конституционных норм благоприятно влияет на развитие государства и общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В современном правосознании российских граждан присутствует гораздо больше представлений о положениях Конституции РФ 1993 г., нежели у советских граждан о положениях Конституций 1918, 1924, 1936 и 1978 гг. Реальное претворение в жизнь положений Конституции РФ 1993 г. дает возможность реализовывать в полной мере принцип прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Универсальность, незыблемость и фундаментальность конституционных положений являются гарантией поступательного конституционного развития России.
-
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
Конституционное право – одна из отраслей системы права России. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей. Конституционное право России – это отрасль права, закрепляющая основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране. Основой конституционного права России является конституция – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина. Конституционное право относится к публичному праву, представляющему собой совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частное право). Под конституционализмом с точки зрения политического устройства понимается правление, ограниченное конституцией, политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления. Одновременно это и политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя. Обратите внимание на элементы конституционализма: − конституционные идеи и теории, отражающие первичные, базовые ценности общества; − массовое конституционное сознание граждан; − конституционные нормы, акты и институты как нормативно структурированное выражение двух предыдущих;
− конституционный порядок как процесс и состояние реализации конституционных норм. 2. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, именуются её предметом. Предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений: 1) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройство государства и государственной власти (властеотношения). Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые являются базовыми, основными в каждой из областей жизни. 3. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, которые эти нормы регулируют, источниками, в которых они выражены. Преобладают общерегулятивные нормы (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи). По характеру основного назначения содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий (ст. 71 – 73, 83 – 90, 102, 103); обязывающие нормы (закрепляют обязанности субъектов совершать определённые действия, соответствующие данным нормам (ч. 3 ст. 10, ст. 57 – 59)); запрещающие нормы (запрет на совершение определённых действий, предусмотренных данной нормой (ч. 5. ст. 13)). По степени определённости содержащихся в них предписаний различают: императивные нормы (не допускают свободы выбора, а чётко предписывают поступать в соответствии с указанием (ст. 116)); диспозитивные нормы (субъекту предоставляется возможность воспользоваться своим правом выбрать одно из действий, предусмотренных данной нормой (ч. 1. ст. 85, ч. 1, ст. 117)). По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные нормы. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Они разделяются на нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции, которые имеют высшую юридическую силу в отношении норм, установленных в остальных главах Конституции. Конституционные нормы расположены в Конституции системно, посредством конституционно-правовых институтов (институт гражданства, институт избирательного права и др.). Дайте соответствующее определение. Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Они состоят из двух групп:
-
отношения, связанные с установлением конституционного строя и правового статуса человека и гражданина; 2) общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы человека и гражданина, организация и функционирование органов государственной власти.
-
Система конституционного права Российской Федерации
Признаки и виды конституционно-правовых норм. У норм конституционного права есть как общие со всеми другими видами норм признаки, так и специфические, присущие только нормам данной отрасли. Для норм конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, то есть безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права: общеобязательность; установление государством; обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий; защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения, и т. д. Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, определяемых характером предмета конституционного права.
В конституционном праве встречаются особые нормы общего характера: нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.
Нормы-принципы, содержащиеся в вышеназванной гл. Конституции РФ, закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т. д. (ст. 3–5, 8, 10 и др.). Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т. д.
Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные особенности развития страны. Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др. Особую роль в системе норм конституционного права играют нормы-дефиниции (нормы-определения), с помощью которых вносится ясность в понимание основных публично-правовых институтов, учреждений, органов, организаций и иных категорий и терминов конституционного права.
Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве Российской Федерации; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т. д. В конституционном праве встречается немало норм-целей, нормзадач, норм-программ. В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни. В этой статье речь идет только о возможности (а не задаче) отмены смертной казни в будущем. Рассматривать ее как задачу, думаю, не совсем точно в качестве исключительной меры наказания. Современное российское конституционное право свободно от норм-целей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Ранее такие нормы были широко представлены в советских конституциях, а также в конституциях социалистических стран и стран социалистической ориентации. Конституция содержит и такой редкий вид, как дескриптивные нормы. Так, в ст. 65 Конституции РФ описана структура, или состав, России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность — нормы-символы. В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями.
Описание государственного герба одновременно сопровождается литературным освещением символов, характеристикой их образов и значимости, обусловленной историческими традициями. Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Структура норм конституционного права. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка.
Немало санкций можно найти в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления). Примеры санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права:
• отрешение Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ);
• досрочный роспуск Государственный Думы (ст. 109);
• приостановление решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции РФ);
• досрочный роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов федерации (ст. 9 и 19 и Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В качестве разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционными актов, подпадающих под конституционный судебный контроль.
-
Механизм реализации норм конституционного права
включает издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм.Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон. К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку». В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылочные нормы и в других главах Конституции РФ, например, в гл. 3, регулирующей федеративное устройство. Так, согласно ч. 3 ст. 75 «система налогов,