Файл: Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА:

Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права.

ВВЕДЕНИЕ

Отрасль конституционного права является одной из фундаментальных отраслей права. Ее нормы служат источником и исходным началом для всех других отраслей права. Развитие конституционного права любого государства обусловлено, во-первых, мировыми и межгосударственными процессами, во-вторых, общими тенденциями конституционного развития государств, и, в-третьих, историческими, культурными особенностями государственности конкретной страны. По темпам и качеству развития государственности Россия долгое время отставала от государств, характеризуемых стабильным конституционным развитием, поступательными преобразованиями государственности, экономики и общественного строя. Вплоть до начала XX в. наше Отечество развивалось как государство с неограниченной императорской властью и глубоко укоренившейся идеологией самодержавия.

Задержка конституционного развития России, несмотря на неоднократные попытки ограничения самодержавной власти путем введения конституционной монархии еще в XIX в., в немалой мере предопределила социальные и политические реформы и революции в начале XX столетия. Русские буржуазно-демократические революции 1905 г. и февраля 1917 г., Октябрьская социалистическая революция 1917 г. — эти эпохальные события коренным образом изменили логику развития российской государственности. Свыше 70 лет в России функционировали государство и право советского типа, основанные на идеологии марксизма-ленинизма и руководящей роли Коммунистической партии.

Этот период несомненно оставил свой след и повлиял на особенности в характере конституционной государственности и политическом менталитете современной России.

Современный период развития российского государства и общества характеризуется повышением конституционно-правовой культуры. Фундаментальная значимость конституционных норм благоприятно влияет на развитие государства и общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В современном правосознании российских граждан присутствует гораздо больше представлений о положениях Конституции РФ 1993 г., нежели у советских граждан о положениях Конституций 1918, 1924, 1936 и 1978 гг. Реальное претворение в жизнь положений Конституции РФ 1993 г. дает возможность реализовывать в полной мере принцип прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Универсальность, незыблемость и фундаментальность конституционных положений являются гарантией поступательного конституционного развития России.



  1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право – одна из отраслей системы права России. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей. Конституционное право России – это отрасль права, закрепляющая основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране. Основой конституционного права России является конституция – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина. Конституционное право относится к публичному праву, представляющему собой совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частное право). Под конституционализмом с точки зрения политического устройства понимается правление, ограниченное конституцией, политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления. Одновременно это и политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя. Обратите внимание на элементы конституционализма: − конституционные идеи и теории, отражающие первичные, базовые ценности общества; − массовое конституционное сознание граждан; − конституционные нормы, акты и институты как нормативно структурированное выражение двух предыдущих;

− конституционный порядок как процесс и состояние реализации конституционных норм. 2. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, именуются её предметом. Предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений: 1) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройство государства и государственной власти (властеотношения). Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые являются базовыми, основными в каждой из областей жизни. 3. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, которые эти нормы регулируют, источниками, в которых они выражены. Преобладают общерегулятивные нормы (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи). По характеру основного назначения содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий (ст. 71 – 73, 83 – 90, 102, 103); обязывающие нормы (закрепляют обязанности субъектов совершать определённые действия, соответствующие данным нормам (ч. 3 ст. 10, ст. 57 – 59)); запрещающие нормы (запрет на совершение определённых действий, предусмотренных данной нормой (ч. 5. ст. 13)). По степени определённости содержащихся в них предписаний различают: императивные нормы (не допускают свободы выбора, а чётко предписывают поступать в соответствии с указанием (ст. 116)); диспозитивные нормы (субъекту предоставляется возможность воспользоваться своим правом выбрать одно из действий, предусмотренных данной нормой (ч. 1. ст. 85, ч. 1, ст. 117)). По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные нормы. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Они разделяются на нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции, которые имеют высшую юридическую силу в отношении норм, установленных в остальных главах Конституции. Конституционные нормы расположены в Конституции системно, посредством конституционно-правовых институтов (институт гражданства, институт избирательного права и др.). Дайте соответствующее определение. Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Они состоят из двух групп:



  1. отношения, связанные с установлением конституционного строя и правового статуса человека и гражданина; 2) общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы человека и гражданина, организация и функционирование органов государственной власти.



  1. Система конституционного права Российской Федерации

Признаки и виды конституционно-правовых норм. У норм конституционного права есть как общие со всеми другими видами норм признаки, так и специфические, присущие только нормам данной отрасли. Для норм конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, то есть безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права: общеобязательность; установление государством; обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий; защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения, и т. д. Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, определяемых характером предмета конституционного права.







В конституционном праве встречаются особые нормы общего характера: нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.

Нормы-принципы, содержащиеся в вышеназванной гл. Конституции РФ, закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т. д. (ст. 3–5, 8, 10 и др.). Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т. д.


Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные особенности развития страны. Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др. Особую роль в системе норм конституционного права играют нормы-дефиниции (нормы-определения), с  помощью которых вносится ясность в понимание основных публично-правовых институтов, учреждений, органов, организаций и  иных категорий и  терминов конституционного права.

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве Российской Федерации; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т. д. В конституционном праве встречается немало норм-целей, нормзадач, норм-программ. В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни. В этой статье речь идет только о возможности (а не задаче) отмены смертной казни в будущем. Рассматривать ее как задачу, думаю, не совсем точно в качестве исключительной меры наказания. Современное российское конституционное право свободно от норм-целей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Ранее такие нормы были широко представлены в советских конституциях, а также в конституциях социалистических стран и стран социалистической ориентации. Конституция содержит и такой редкий вид, как дескриптивные нормы. Так, в ст. 65 Конституции РФ описана структура, или состав, России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность — нормы-символы. В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями.


Описание государственного герба одновременно сопровождается литературным освещением символов, характеристикой их образов и значимости, обусловленной историческими традициями. Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Структура норм конституционного права. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка.

Немало санкций можно найти в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления). Примеры санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права:

• отрешение Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ);

• досрочный роспуск Государственный Думы (ст. 109);

• приостановление решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции РФ);

• досрочный роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов федерации (ст. 9 и 19 и Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В качестве разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционными актов, подпадающих под конституционный судебный контроль.

    1. Механизм реализации норм конституционного права

включает издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм.Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон. К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку». В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылочные нормы и в других главах Конституции РФ, например, в гл. 3, регулирующей федеративное устройство. Так, согласно ч. 3 ст. 75 «система налогов,