Файл: Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом», а в соответствии с ч. 4 этой же статьи «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе». Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов.

    1. Классификация норм конституционного права Российской Федерации.

Особенности норм конституционного права обнаруживаются и в их классификации. Все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями, выражающими совокупность родственных признаков, в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств. Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности предписаний выделяются: нормы императивные - повелительно предписывается правило поведения — положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям; нормы диспозитивные предоставляется возможность выбора того или иного поведения — нормы, закрепляющие права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностями (например, право и обязанность воспитывать детей).

2. По функциональному назначению разграничиваются: материальные нормы регулируют содержание правил поведения (действий и бездействия), т. е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать; процессуальные нормы → определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать. Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ, например, в целом ряде статей, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 23; ст. 25, 26, 33; ч. 3 ст. 35; ч. 3 ст. 40; ч. 3 ст. 43; ч. 2 ст. 45 и др.). Процессуальный характер присущ некоторым конституционным нормам, регулирующим: федеративное устройство (ч. 2 ст. 65; ч. 2–5 ст. 66; ч. 2, 3 ст. 67 и др.); порядок осуществления Президентом РФ своих полномочий и процедуру отрешения его от должности (ст. 80, 92 и др.); порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ; порядок принятия федеральных законов и порядок роспуска Государственной Думы (ч. 2 ст. 95; ч. 2 и 3 ст. 99; ст. 100, 101, 104–109) и др. В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли права (уголовное и уголовнопроцессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет единство материальных и процессуальных норм. Преобладание в  конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в нем норм процессуальных. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права. 3. По методу правового регулирования (по способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения) нормы конституционного права разграничиваются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие: Управомочивающие нормы наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т. е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, согласно Конституции РФ: — каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); — неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); — право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27) и т.п. Управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, прав народа, субъектов РФ, местного самоуправления и других субъектов конституционного права,
наделяемых правами и полномочиями; Обязывающие нормы → принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия. Например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Обязывающие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например: к государству, народу, нации, территории. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; Запрещающие (запретительные) нормы устанавливают запреты, т. е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права. В частности, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ предусматривает: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Слово «запрещается» нередко используется напрямую. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

4. По времени действия выделяются: нормы постоянные, не ограниченные сроком действия, нормы временные, действующие только в определенные периоды (например, во время чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т. д.).

5. По территории действия нормы конституционного права классифицируются на: общенациональные, общегосударственные действуют в масштабах всей страны;

нормы региональные действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий; нормы муниципальные, или местные действуют на территории местного самоуправления (муниципального образования). Из конституционно-правовых норм можно выделить и положения экстерриториального действия, т. е. распространяющиеся на субъектов правоотношений, находящихся вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.



6. По юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся: нормы, обладающие высшей юридической силой (содержатся в Конституции), нормы, обладающие юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, обычного федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т. д.

7. По содержанию. Наряду с традиционными нормами-правилами, определяющими характер поведения при наступлении определенного факта, в конституционном праве встречаются нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-символы, нормы-справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Кроме того, как правило, они содержат лишь один элемент структуры — диспозицию.

3. Источники конституционного права

– это юридические формы, способы выражения конституционных норм. Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право. Естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в каком-либо закреплении. Позитивное право – это право, закреплённое в нормативно-правовых актах, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы, которые образуют иерархическую систему в соответствии с их юридической силой. Иерархия источников права важна, поскольку она формирует порядок «подчинения» источников. Источники конституционного права подразделяются на две группы:

1) правовые акты, устанавливающие нормы общефедерального значения;

2) акты, действующие на территории только субъекта Федерации или муниципального образования.

Но это не означает, что все внутригосударственные нормы находятся в «подчинении» у норм международного права. Любой международный договор должен быть ратифицирован, только после этого он приобретает юридическую силу и становится частью правовой системы РФ. Система конституционного права – совокупность её составных частей и элементов, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. Критерием для образования системы конституционного права являются не источники, а конституционноправовые институты. Выделите основные институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).


Конституционно-правовая ответственность является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя отрицательных последствий (меры принуждения, санкции). Конституционно-правовая ответственность имеет свои особенности. В ней отсутствуют такие виды, как лишение личного и имущественного свойства. В конституционном праве ответственность связана с устранением нарушений закона и принятием мер по должному функционированию государственной власти и восстановлению нарушенных прав и свобод.

− отмена или приостановление действия актов государственных органов;

− досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц; − лишение полномочий депутатов законодательных органов государственной власти и др.

4.ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Идеологическое многообразие.

2. Светское государство.

1. Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий. Идеологическое многообразие – это конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной и предполагающий возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей в государственных школах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Идеология не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и в армии.

2. Давая характеристику Российскому государству, как светскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они имеют все необходимые права для своей деятельности. Изучите нормы Закона РФ ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», который раскрывает основные
положения деятельности религиозных объединений, в рамках которых реализуется право граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Отметьте, что граждане РФ имеют право на отказ от военной службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, и на замену её прохождением альтернативной гражданской службы (АГС).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение конституционного права является необходимым условием для будущей профессиональной деятельности в сфере права. Конституция РФ – это основной источник конституционного права, имеющий универсальное значение для применения норм всех отраслей права. Без изучения Конституции нельзя приобрести необходимые для юриста навыки правоприменительной практики, умение системно анализировать нормативные правовые акты.

Важную роль в российской правовой системе на нынешнем этапе ее становления играют нормы международного права и ратифицированные международные договоры России. Поэтому к источникам общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что источник конституционного права – это способ закрепления и обнародования конституционно-правовых норм, а также форма их внешнего выражения.

К важнейшим источникам конституционного права России относятся Конституция Российской
Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации и т.д.
Источники конституционного права имеют строго установленную иерархию: одни акты имеют более высокую юридическую силу по отношению к другим.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. https://tstu.ru/book/elib/pdf/2019/nikulin.pdf

  2. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996.

  3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998.

  4. Конституционное право. Словарь / Отв.ред. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2001.

  5. Витрук Н.В. Конституционный принцип «верности федерации» в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. №3.

  6. Законодательный процесс. Понятие, институты, стадии / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

  7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М., 2010. - С. 17

  8. Конституционное право России: учебник / коллектив авторов: отв. ред. В. В. Комарова. - Москва: КНОРУС, 2017 - C. 24.