Файл: Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:
а) теологическим взглядам на преступность;
б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей просветительно-гуманистического направления;
в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);
г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского).
Историю развития криминологических идей можно разделить на четыре основных этапа:
Классический период — вторая половина XVIII века — последняя 1/3 XIX века
Позитивистский период — конец XIX — начало XX века
Плюралистический период — первые 2/3 XX века
Гуманитарный период — вторая половина XX века — по настоящее время.
В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа.
Детерминистический этап (1960-е — первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.). Плюралистический этап (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа — Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем — Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии — А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа — Я. И. Гилинский и др.).
Либеральный этап (1980-е — 1990-е гг.) Слово «либеральность» происходит от латинского «lieber» — свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).
Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).
Украинский ученый А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» — то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник — это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление — это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис классической криминологии, сформулированный Ч.Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».
А) Преступность всегда оставалась в значительной мере феноменом загадочным. Ее сущность нередко ускользает от исследователя. Бельгийский криминолог А. Принс по этому поводу заметил: «Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле — одна из самых необъяснимых; все философские системы пытались проникнуть в нее и все учения о божественной справедливости пытались примирить усовершенствование с существованием зла»'.Теологический подход к анализу преступности наиболее активно разрабатывался в средние века такими теологами, как А. Августин, Ф. Аквинский и др. Как правило, теологические трактовки преступности связывали общественно опасное деяние с происками дьявола и были основой карательной практики религиозных судов2. В некоторых современных исламских государствах практика шариатских (религиозных) судов является весьма устойчивой. Сегодня достаточно активно возрождается интерес к христианским теологическим учениям и в России3, а в отдельных ее регионах (Чечня) в конце XX века активно функционировали шариатские суды и практиковались религиозные подходы к воздействию на преступность.
Исследуя теологическую модель преступника, A.M. Яковлев отмечал следующие черты данного подхода: «Понятие преступного связывается с крайними проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее добро... Преступник же — непосредственное воплощение (персонификация) зла»4. Анализируя мистические корни насильственной преступности, М.П. Клейменов делает вывод: «Связь мистицизма с насилием прослеживается исторически по двум направлениям: как поклонение демоническим культам и как богоборчество»5.
Б) ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
одно из направлений науки уголовного права. Возникло в 18 в. и отражало уголовно-политические и уголовно-правовые взгляды шедшей к власти буржуазии. Эти идеи были важной составной частью идейной программы Французской революции 1789. В рамках этого направления можно выделить уголовно-правовые взгляды французских просветителей (в первую очередь, Монтескье и Вольтера); итальянского просветителя Чезаре Беккариа, выраженные в его знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях» 1764, и теорию уголовного права французского революционера Жана Поля Марата. Ш. Монтескье выступал за решительное ограничение уголовно наказуемых деяний, в особенности в религиозной сфере (феодальное уголовное право беспощадно карало, чаще всего сожжением на костре, всякого заподозренного в ереси, магии и колдовстве) и в связи с так называемым оскорблением Величества, т.е. монарха. При этом он сформулировал важнейший принцип уголовного права о том, что уголовный закон должен карать «одни только внешние действия», решительно отвергая возможность уголовной ответственности за мысли и слова, н е сопровождаемые действиями. Монтескье настаивал на том, чтобы каждое преступление было «определено точно» в уголовном законе и чтобы «судья не отступал от буквы закона». Им выдвинут и обоснован принцип соразмерности (соответствия) наказания совершенному лицом преступлению. Решающий вклад в развитие просветительно-гуманистического направления в уголовном праве внес итальянский просветитель и гуманист Ч. Беккариа. Развивая применительно к уголовному праву и уголовному процессу теорию разделения властей, Беккариа сформулировал принцип, в соответствии с которым область криминализации деяний, т.е. объявления их преступными, должны быть подвластны только законодателю, а решение вопроса о совершении или несовершении лицом преступления — только судебной власти. В проблеме наказания он придерживался двух основных принципов — равенство наказаний для всех граждан и соответствие между совершенным преступлением и наказанием. В соответствии с этим он предлагал создать «точную и всеобщую лестницу преступлений и наказаний». Лестница преступлений — это классификация их степени тяжести (общественной опасности). В лестнице же наказаний он не оставлял места для излишне жестоких наказаний. Беккариа сформулировал тезис (принцип), который оказал значительное влияние на все дальнейшее развитие уголовного права (и продолжает оказывать и в настоящее время) — «впечатление производит не столько строгость наказания, сколько его неизбежность». Резко возражая против средневековой идеи устрашения как самостоятельной цели наказания, Беккариа считал, что цель наказания заключается в воспрепятствовании виновному повторного совершения преступления и удержании от совершения преступлений других. Беккариа впервые в истории выступил против смертной казни. Он считал, что смертная казнь сама подает людям пример жестокости, огрубляет и ожесточает нравы и, в конечном счете, способствует совершению новых преступлений. Под влиянием идей Беккариа впоследствии возникает движение сторонников отмены смертной казни (аболиционистов). Вольтер, не будучи профессиональным юристом, в своих работах много внимания уделял вопросам уголовного права и уголовного процесса. Наиболее полно его взгляды по этим проблемам выражены в «Комментарии к книге о преступлениях и наказаниях» 1766 и «Награде за справедливость и гуманизм» 1777. Вольтер связывал совершенство уголовного законодательства с развитой системой предупреждения преступлений. Также, как и его предшественники (Монтескье и Беккариа), Вольтер выступал за соразмерность между преступлением и наказанием, между тяжестью преступления и тяжестью наказания, вслед за Беккариа он выступал против смертной казни. Жан Поль Марат — один из выдающихся деятелей Французской революции 1789, крупный ученый и публицист — привлекал
внимание к проблеме техники уголовного закона, его формы и языка. По мнению Марата, в законах не должно быть «ничего непонятного, неопределенного, произвольного в представлении о преступлениях и наказаниях, ибо важно, чтобы каждый вполне понимал законы и знал, чему он себя подвергает, нарушая их: уголовный кодекс не должен, следовательно, бояться излишней точности». Уголовный закон должен быть достаточно прост, он «не должен бояться излишней простоты». Впервые в истории Маратом был поставлен и вопрос о пределах ограничения свободы человека уголовными законами. Всякое увлечение законодателя числом уголовно-правовых запретов, запрещение ими поведения, не являющегося вредным для окружающих, способно привести, по его мнению, лишь к отрицанию таких законов. Марат настаивал и на обнародовании законов таким способом, чтобы они были известны гражданам. Им была разработана система Особенной части уголовного законодательства, в основу которой был положен объект преступления и давался юридический анализ основных преступных деяний, относимых к выделенным им восьми разделам. Его «План уголовного законодательства » явился своеобразным прообразом первой теоретической модели Уголовного кодекса. Марат был революционером, одним из вождей радикального крыла — якобинцев. В период революции он выступал сторонником самого решительного террора по отношению к политическим противникам. Это не могло не сказаться и на его уголовно-правовых взглядах. Он, например, призывал к свержению тиранического режима, отрицал абсолютную необходимость соблюдения законов, ставя это в зависимость от их содержания. И все же в целом по своим уголовно- правовым воззрениям — по трактовке основных принципов уголовного права — он принадлежит к П.-г.н. в уголовном праве. Лит.: Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Вып. 1. Прсюветительнскгуманистическое направление в уголовном праве. М., 1965. А. В. Наумов
в) Рассмотрение "социалистически-утопического мысли", безусловно, надо начинать с выдающейся личности Томаса Мора (1478-1532рр.) - Автора "Утопии" * (1516 p.). Выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии эпохи Тюдоров (английский канцлер по правления Генриха VIII) Т. Мор был казнен за "оппозицию абсолютизма". Главный произведение этой выдающейся и трагической фигуры в истории человечества, обозначил целый направление в истории социалистической мысли, и в дальнейшем протиставлявся марксистамы т.н. "научному социализму". В своей "Утопии" Т. Мор обозначил модель "справедливого общества", построенного на общенародного собственности, "зривняльному распределении по разумным потребностями", планово-организованной и обязательной для всех физическому труду. В своей книге он полностью отрицает частную собственность и деньги, и видит "единственный путь к общественному спасению, т.е. к равенству, в полном искоренение частной собственности". Управление в таком гражданском обществе осуществляется избранными народом представителями.
К представителям ранних идей "утопического социализма" принадлежал итальянский мыслитель Томмазо Кампаислла (1568-1639рр.) Этот монах-доминиканець за свои еретические взгляды три десятка лет просидел в тюрьме, где и написал свой знаменитый произведение "Город Солнца" (1623 p.). Будучи почти лишенным света в своей тюрьме, этот мыслитель рисует "идеальное государство" (Город Солнца), где царит общенародного собственность на имущество (кроме индивидуального жилья), нет денег (основы неравенства), потребление является общественным (исходя из потребностей), дети воспитываются в колективистському духе. Социально-экономические взгляды Т. Кампанелы: господство натурального хозяйства, общественно полезная работа является обязательной для всех сознательных граждан, и самое высокое сознание является основой экономического благосостояния, она не требует никаких дополнительных стимулов к труду. Отношения между согражданами строятся на принципах дружбы, взаимопонимания, товарищеского сотрудничества, взаимоуважения.
Задание 2
Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Чезаре Ломброзо и его взглядах на преступность. Что Вы знаете о современных биопсихологических теориях преступности?
В общественном сознании криминальная антропология довольно прочно ассоциируется с именем Чезаре Ломброзо (1836—1909). Слава этого ученого вполне заслуженна — его научные выводы основываются на изучении 383 черепов умерших, 3839 черепов живых людей, всего им обследованы и опрошены 26886 преступников, которые сравнивались с 25447 студентами, солдатами и другими добропорядочными гражданами. Причем Ломброзо изучал не только современников, но и исследовал черепа средневековых преступников, вскрывая их захоронения. Не каждый исследователь имеет такой научный багаж.
Будучи врачом по образованию (он изучал медицину в Падуе, Вене и Париже и в возрасте 26 лет стал профессором психиатрии в Павии), Ломброзо длительный период практиковал на поприще медицины, приобрел немалую известность в Италии как специалист по лечению пелагры, в Песаро возглавлял клинику для душевнобольных, где провел интересные исследования зависимости поведения психически больных от климата и погоды. В последующем он стал профессором судебной медицины и психиатрии, а затем заведующим кафедрой криминальной антропологии в Туринском университете. Интерес к изучению преступников возник у Ломброзо, когда он занимался психиатрией. Напомним, что во времена Ломброзо еще свежи были воспоминания об отношении к душевнобольным как к преступникам. Вначале профессор заметил связь между преступным поведением и эпилепсией. Затем возникла идея проведения более глубоких исследований криминального феномена. Должность профессора судебной медицины представила ему обширный фактический материал.