Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Направления деятельности, структура и функции Международного валютного фонда
1.2. Структура Международного валютного фонда
1.3. Цели и функции Международного валютного фонда
2. Исследование проблем и перспектив деятельности Международного валютного фонда
2.1. Анализ результатов функционирования Международного валютного фонда
2.2. Особенности взаимодействия России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
2.3. Проблемы и перспективы деятельности Международного валютного фонда
С другой стороны, постановления властей об ограничении бюджетного дефицита, приватизации больших фирм, укреплении экономического сектора время от времени подвергаются критике отнюдь не только лишь со стороны оппозиции, однако и изнутри самого правительства.
Таблица 2.2 – Квоты России, других стран в МВФ в 2008-2010 гг.
Квоты |
Голоса |
|||
Страна |
После реформы 2008г. |
После реформы 2010г. |
После реформы 2008г. |
После реформы 2010г. |
США |
17,7 |
17,4 |
16,7 |
16,5 |
Япония |
6,6 |
6,5 |
6,2 |
6,1 |
Германия |
6,1 |
5,6 |
5,8 |
5,3 |
Франция |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
4 |
Великобритания |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
4 |
Китай |
4 |
6,4 |
3,8 |
6,1 |
Италия |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
3 |
Саудовская Аравия |
2,9 |
2,1 |
2,8 |
2 |
Канада |
2,7 |
2,3 |
2,6 |
2,2 |
Россия |
2,5 |
2,7 |
2,4 |
2,6 |
Индия |
2,4 |
2,7 |
2,3 |
2,6 |
Источник: Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс], МВФ. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/. (дата обращения: 20.11.2018).
Основными задачами российской финансовой политики в посткризисный период 2010-2012 гг. были модернизация и формирование инноваций. Однако задача модернизации экономики, предполагающая преодоление сырьевой направленности экспорта РФ и отставания в научно-технической области, потребует выполнения такой политики, которая гарантировала бы в долговременной перспективе среднегодовые темпы экономического роста больше 4,5-5% [18, c. 189].
Но в настоящее время сдерживающее воздействие на увеличение российской экономики оказывают проявления новейших, однако различных по степени интенсивности предкризисных тенденций, сопряженных с негативным формированием ситуации на внешних рынках.
Таким образом, МВФ - межгосударственная организация, которая создана для регулирования валютно-кредитных взаимоотношений государств-членов и оказания им финансово-экономической поддержки при денежных и других затруднениях, которые порождаются дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной денежной валюты. Фонд обладает статусом специального института ООН, а также служит институциональной базой международный денежной системы.
2.3. Проблемы и перспективы деятельности Международного валютного фонда
В документе за сентябрь 2017 года «Повышение устойчивости к крупным и изменчивым потокам капитала: роль мер макропруденциальной политики» отражена прошедшая ранее дискуссия Исполнительного совета по этому вопросу. В нем отмечается, что потоки капитала могут приносить существенные выгоды странам, при этом большие и неустойчивые потоки капитала также могут порождать системные финансовые риски. Как правило, выгоды выше для тех стран, финансовое и институциональное развитие которых позволяет им безопасно управлять потоками капитала.
В документе показано, что реформы после кризиса, в том числе разработка макропруденциальной политики, способствуют большей устойчивости финансовых систем к связанным с потоками капитала потрясениям. В нем проводится оценка двух основ, введенных для обеспечения того, чтобы рекомендации по вопросам политики в отношении потоков капитала были согласованными и учитывали условия конкретных стран, — макропруденциальной основы и позиции организации относительно потоков капитала. В документе делается вывод о том, что эти основы соответствуют главным принципам, в том числе избежания использования как макропруденциальной политики, так и мер по управлению потоком капитала в качестве подмены необходимой макроэкономической корректировки.
Исполнительные директора поддержали этот документ. Они признали, что потоки капитала приносят значительные выгоды, однако также могут потенциально способствовать накоплению системного финансового риска, в особенности если они являются крупными и волатильными. Они также подтвердили, что меры макроэкономической политики, в том числе гибкость обменного курса, должны играть ключевую роль в управлении рисками, связанными с потоками капитала, и что меры макропруденциальной политики и меры по управлению потоком капитала не должны использоваться для подмены обоснованной макроэкономической корректировки.
В документе МВФ «Компромиссы при урегулировании Проблемных банков» от февраля 2018 года отмечается, что во время мирового финансового кризиса перед официальными органами стояла своего рода дилемма: предоставление экстренной финансовой помощи банкам могло усилить ожидания относительно государственной поддержки проблемным финансовым организациям в будущем (что, возможно, привело бы к чрезмерному принятию рисков и создало условия для следующего кризиса), однако, по-видимому, государственные ресурсы были необходимы для предотвращения ситуации, когда проблемы в одном банке приводят к кризису всей системы. В большинстве случаев проблемным банкам было предоставлено экстренное государственное финансирование, при этом большая часть издержек и рисков легла на плечи налогоплательщиков.
С тех пор целью реформ было стремление снизить вероятность кризисов и минимизировать издержки в случае возникновения кризиса, в том числе путем переноса бремени на частных инвесторов и совершенствования компромисса между предоставлением помощи за счет кредиторов и за счет государства. Указанный документ заново рассматривает такой компромисс именно в свете этих событий. В нем выражается поддержка усилий, направленных на то, чтобы предоставить органам урегулирования эффективные полномочия по привлечению кредиторов к предоставлению помощи, и подчеркивается, что основы должны быть направлены на минимизацию морального риска при предоставлении помощи за счет кредиторов. В документе признается, что сохраняется необходимость обеспечения достаточной, пусть и ограниченной, гибкости, для того чтобы иметь возможность использовать государственные ресурсы в контексте системных банковских кризисов. В нем содержится призыв продолжать усилия по увеличению потенциала покрытия убытков, обеспечению того, чтобы держателями долговых обязательств, направляемых на помощь средств кредиторов [23, c. 67].
Доклад по внешнеэкономическому сектору МВФ за 2017 год показывает, что чрезмерные дисбалансы счета текущих операций (дефициты или профициты в операциях страны с остальным миром) составляли примерно треть совокупных мировых дисбалансов в 2016 году. Этот уровень, который в основном не изменился с 2016 года, все более концентрируется в странах с развитой экономикой, с дефицитами в США и Соединенном Королевстве и профицитами в таких странах, как Германия, Корея, Нидерланды, Сингапур, Швеция и Япония. Эти дисбалансы делают мировую экономику более уязвимой в случае внезапной смены направлений потоков капитала и создают риск разжигания протекционизма с пагубными последствиями для торговли и роста [15, c. 210].
Странам с чрезмерным дефицитом следует снижать дефицит бюджета, не сокращая при этом программы для малоимущих, и постепенно корректировать денежно-кредитную политику в соответствии с целевыми показателями инфляции. Странам с чрезмерным профицитом следует увеличить бюджетное стимулирование. Обеим группам стран следует сделать приоритетным направлением структурные реформы — стимулирование инвестиций и поддержку конкуренции в странах, имеющих профицит, и поощрение сбережения и повышение конкурентоспособности в странах, имеющих дефицит. Мировая макроэкономическая стабильность является международным общественным благом, и все страны должны стремиться к этой цели.
Кроме того, МВФ содействовал расширению глобальной системы финансовой безопасности, которая защищает макроэкономическую стабильность путем предоставления страхования, способствующего предотвращению кризисов, финансирования в случае возникновения кризиса и стимулов для принятия странами мер политики, с тем, чтобы кризисы происходили нечасто и поддавались урегулированию. Имеющиеся ресурсы для глобальной системы финансовой безопасности утроились в период с 2007 по 2016 год ввиду того, что мировая экономика становится все более сложной, изменчивой и взаимосвязанной [23, c. 67].
За прошедший год МВФ укрепил свой вклад в глобальную систему финансовой безопасности. Он обновил свод правил в отношении своих кредитных линий для предотвращения кризисов — гибкой кредитной линии (ГКЛ) и линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) — чтобы сделать процесс квалификации более предсказуемым и прозрачным. МВФ также предложил основу для более действенного сотрудничества с региональными механизмами финансирования в целях совершенствования глобальной системы финансовой безопасности и использует разные сравнительные преимущества региональных механизмов финансирования (знания и связи на уровне региона) и МВФ (опыт макроэкономических корректировок и его универсальные механизмы объединения рисков) для предотвращения и смягчения кризисов [22, c. 65].
В области развития потенциала МВФ работает с более чем 40 двусторонними и многосторонними партнерами над важнейшими макроэкономическими инициативами во всем мире. Создано несколько тематических фондов в соответствии с основными глобальными потребностями и инициативами в области развития, включая Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Повестку дня в области финансирования развития. Их деятельность дополняется обширной работой региональных центров развития потенциала МВФ, финансируемых партнерами по развитию, государствами-членами и МВФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный валютный фонд представляет собой глобальную организацию, насчитывающую 189 государств-членов и созданную для содействия благополучию мировой экономики.
Международный валютный фонд организован по принципу акционерного общества, структура органов которого подразделяется на несколько уровней: Комитет по развитию, временный комитет и совет управляющих. Совет директоров-исполнителей (исполнительный совет); . Директор-распорядитель.
За время своего существования МВФ добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиков. Одновременно он становится ключевым звеном формирования системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил колоссальный и полезный опыт.
Охарактеризовать роль участия Российской Федерации в Фонде возможно, подчеркнув ряд ключевых факторов. Так, вступление России в МВФ содействовало ускорению её интеграции в мировую экономику и глобальную финансовую систему. Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую поддержку, но и обеспечило более глубокую, быструю и успешную интеграцию в мировое хозяйство: получить доступ на мировые рынки товаров услуг и факторов производства, либерализовать внешнеторговые отношения, а также обеспечить гарантированный доступ инвестиций в экономику и упорядочить рыночные отношения.
Таким образом, деятельность Международного валютного фонда направлена на регулирование валютно-кредитных взаимоотношений государств-членов и оказание им финансово-экономической поддержки при денежных и других затруднениях, которые порождаются дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной денежной валюты. Фонд обладает статусом специального института ООН, а также служит институциональной базой международный денежной системы.