Файл: Методические указания по педагогические практики для специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по педагогической практике
ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ В ОДНОЙ ИЗ ОБЛАСТЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Преподавание в области социально-педагогической деятельности
дополнительного образования детей
специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Шахты
2019

Методические указания по педагогические практики для специальности
44.02.03
Педагогика дополнительного образования, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ШПК»). –
Шахты: ГБПОУ РО «ШПК», 2019. - 37 с.
Составитель: Окорочкова Е.В., зав. отд. педагогической практики ГБПОУ РО
«ШПК»
Методические указания по педагогической практике составлены в соответствии с требованиями
ФГОС
СПО специальности
44.02.03
Педагогика дополнительного образования
Методические указания раскрывают цели, задачи, содержание организации практики по ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ В ОДНОЙ ИЗ ОБЛАСТЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ специальности 44.02.03
Педагогика дополнительного образования.
Цель пособия – оказание методической помощи преподавателям и студентам

Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 4
Учебная практика…………………………………………………………..
Производственная практика ПП.01.01…………………………………….
7 11
Производственная практика ПП. 01.02. Практика по внеклассной работе (кружки, студии, клубы) …………………………………………..
19
Производственная практика ПП.01.03. ПРОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ………... 24
Приложения…………………………………………………………………
33

В
ВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика – один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способствует приобретению опыта в профессиональной деятельности, умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. В ходе педагогической практики студенты закрепляют знания по теоретическому обучению (МДК 01.01, МДК 01.02, МДК 01.03,
МДК 01.04), а также овладевают профессиональными и общими компетенциями, представленными по данному профессиональному модулю.
Основными принципами, обеспечивающими эффективность педагогической практики, являются:
 комплексный подход к ее содержанию и организации;
 систематичность, непрерывность и преемственность в ее проведении;
 реализация обучающей, развивающей и воспитательной функций;
 учет индивидуальных особенностей каждого студента.
Программа практики по ПМ 01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
Общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно–коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.


ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления еѐ целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК
11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе педагогической практики должен:
иметь практический опыт:

социально-педагогической деятельности;

анализа планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности, разработки предложений по их совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в социально- педагогической деятельности;

наблюдения, анализа и самоанализа занятий по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс
В результате освоения практики, обучающиеся овладевают
следующими умениями:

вести наблюдение целостного социально-педагогического процесса, фиксировать увиденное по предложенной программе;

анализировать в соответствии с современными требованиями под руководством преподавателя организованную деятельность социального педагога;

применять на практике эмпирические методы исследования: наблюдения, методы опроса, с целью исследования явлений, накопления и систематизации информации, поиска и объяснения закономерностей.
Базами проведения учебной практики могут являться:

общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи);

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(дошкольные детские дома, школьно-дошкольные детские дома, школы- интернаты, детские дома-школы, социальные приюты, социальные гостиницы);



специальные (коррекционные) образовательные учреждения школы I - VIII вида;

специальные (коррекционные) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

учреждения здравоохранения;

учреждения дополнительного образования;

психолого-медико-социально-педагогические центры;

социальные центры семьи.
Этапы педагогической практики:
ПМ.01
Преподавание в
одной из областей
дополнительного
образования детей
2курс
3курс
4 курс
3
семестр
4
семестр
5семестр 6семестр 7семестр 8семестр
УП.01
Ознакомительная
практика
36 ч.
(1 нед.)
ПП.01.01 Ознакомительная
практика
72ч.
(2нед.)
ПП.01.02 Практика по
внеклассной
работе (кружки,
студии, секции)
108 ч.
(3 нед.)
72 ч.
(2 нед.)
ПП.01.03 Пробные занятия
108 ч.
(3 нед.)
72 ч.
(2 нед.)

I.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
1.Область применения программы
Учебная практика «Ознакомительная практика» является частью профессионального модуля ПМ.01 «Преподавание в области социально- педагогической деятельности, координации детского движения».
Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО.
1.1. Цель и задачи учебной практики
Цель – включение обучающихся в реальную практику социально- педагогической деятельности, координации детского движения учреждений дополнительного образования детей в качестве стажеров на основе актуализации их теоретических знаний; ознакомление с основными направлениями социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
1.
Знакомство с различными типами образовательных, социальных, медицинских, психолого-педагогических, коррекционно-реабилитационных учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.
2.
Определение специфики социально-педагогической работы, координации детского движения в различных учреждениях дополнительного образования детей.
3.
Знакомство с учреждением дополнительного образования: с особенностями организации, направлениями его работы, нормативно-правовой документацией, особенностями и проблемами функционирования на современном этапе.
4.
Знакомство с должностными обязанностями, законодательными и нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность социального педагога.
5.
Знакомство с нормами делового этикета социального педагога.
6.
Формирование интереса к социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании.
7.
Содействие в развитии профессионально-значимых личностных качеств и адаптации к условиям будущей профессиональной деятельности.


Структура и содержание программы учебной практики
УП.01 ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ
Этапы практики
Виды деятельности
Объем часов
1
2
3
3 семестр
Подготовительны й этап
Подготовка базы практики, согласование работы руководителей.
Установочная конференция:
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с программой практик, сроками проведения.
3. Составление индивидуального плана работы.
4. Знакомство с требованиями к отчетной документации.
5. Проверка готовности студентов к практике.
3
Основной этап
1. Изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения и отражающей общие направления его работы.
2. Беседа с социальным педагогом и представителями администрации.
3.
Изучение документации социального педагога, отражающей работу с детьми и их проблемами.
4. Изучение должностных обязанностей социального педагога. Их анализ и сопоставление с проблемами воспитанников данного учреждения.
5. Включение в реальную социально-педагогическую деятельность в качестве помощника социального педагога, волонтера.
29
Итоговый этап
1. Обобщение результатов практики.
2. Оформление документации по итогам практики.
3. Подготовка и проведение итоговой конференции:
4
5 семестр
Подготовительны й этап
Подготовка базы практики, согласование работы руководителей.
Установочная конференция:
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с программой практик, сроками проведения.
3. Составление индивидуального плана работы.
4. Знакомство с требованиями к отчетной документации.
5. Проверка готовности студентов к практике.
4
Основной этап
1.
Изучение типов образовательных, социальных, медицинских, психолого-педагогических, коррекционно- реабилитационных учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, направления их работы, проблемы функционирования этих учреждений в области социально-педагогической деятельности и координации детского движения.
2.
Знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных учреждений социально-педагогической деятельности и координации
10 10


Таблица 2.1 Содержание учебной практики
Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы
практики
Таблица 2 Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы профессионального модуля на практике
Виды работ
Коды проверяемых результатов
ПК
ОК
Изучение типов образовательных, социальных, медицинских, психолого-педагогических, коррекционно-реабилитационных учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, направления их работы, проблемы функционирования этих учреждений в области социально-педагогической деятельности и координации детского движения.
ПК 1.3, ПК 1.5
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 8
Знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных учреждений социально-педагогической деятельности и координации детского движения.
ПК 1.3, ПК 1.5
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 8
Анализ законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога учреждения.
ПК 1.3, ПК 1.5
ОК 1, ОК 2, ОК 4
Наблюдение за проведением отдельных видов работы социального педагога и координатора детского движения с опорой на компетенции, полученные при освоении педагогики, психологии, частных методик
ПК 1.1, ПК 1.5,
ПК 1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 6 детского движения.
3. Беседа с социальным педагогом и представителями администрации учреждения.
4. Изучение направлений деятельности социального педагога, анализ и сопоставление с проблемами воспитанников конкретного учреждения.
5. Изучение направлений деятельности координатора детского движения, анализ и сопоставление с потребностями воспитанников конкретного учреждения.
6. Включение в реальную социально-педагогическую деятельность в качестве помощника социального педагога, волонтера.
10 10 10 10
Итоговый этап
1. Обобщение результатов практики.
2. Оформление документации по итогам практики.
3. Подготовка и проведение итоговой конференции:
2 4
2
Всего:
108

Участие в планировании и реализации социально- педагогической деятельности, деятельности по координации детского движения в качестве помощника социального педагога / волонтера.
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.5,
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК 9,
ОК 10, ОК 11
Оформление портфолио педагогических достижений и презентация его
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.5, ПК 1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 8
Комплект заданий для оценки учебной практики
Задание 1. Ознакомьтесь с работой учреждения дополнительного образования, изложите кратко результаты ознакомления, определив специфику социально- педагогической работы, координации детского движения в учреждении.
Задание 2. Перечислить нормативные документы, регламентирующие работу образовательной организации, базы практики, в рамках социально- педагогической деятельности (копии вложить в портфолио).
Задание 3. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, законодательными и нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность социального педагога (копии вложить в портфолио).
Задание 4. Опишите нормы деловой этики социального педагога.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОТЧЕТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО
УП.01
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
1. Аттестационный лист.
2. Характеристика практиканта,
3. Дневник практики
4. Отчет практиканта,
5. Учебно-методические и другие (фото, видео) материалы, подтверждающие практическую подготовку практиканта (ПОРТФОЛИО)
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики
Преподавание в области социально-педагогической деятельности,
координации детского движения
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия
- обоснование выбора целей и задач занятия;
- постановка диагностируемых и реалистичных целей и задач;
- обоснование выбора содержания и форм занятий;
- учет имеющихся для проведения занятий ресурсов
Проверка плана- конспекта занятия
«Знакомство»
Презентация планов- конспектов занятий
«Знакомство»
ПК 1.2
Организовывать и
- использование личностных и коммуникативных ресурсов для
Наблюдение за проведением занятия