Файл: Методические указания по педагогические практики для специальности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
использовать различные методы и приемы музыкально – творческой работы с детьми;
вести необходимую документацию
Структура и содержание программы производственной практики
ПП.01.02 Практика по внеклассной работе (кружки, студии, секции)
Таблица 1 Содержание производственной практики
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ) и тем
Виды работ
Объем часов
ПМ 01. Преподавание в области музыкального дополнительного образования детей
МДК.01.01
МДК.01.02
МДК.01.03
МДК.01.04
Установочная конференция: Цели и задачи практики.
Информация об отчетной документации
1
Виды работ
174
- знакомятся с системой организации кружковой работы по различным направлениям для младших школьников на базе образовательной организации;
- наблюдают за работой руководителя кружка (студии, секции, клуба), изучают систему его работы;
- изучают состав детского коллектива, его психолого- педагогические особенности в целом, и каждого ученика в отдельности, планируют работу с учетом полученных результатов;
- самостоятельно разрабатывают и проводят отдельные виды занятий кружка (студии, секции, клуба):
- принимают участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, коллективных творческих дел кружка;
- осуществляют анализ и самоанализ деятельности
- ведут документацию: планирование работы кружка на определенный период (четверть, полугодие, год), планирование конкретных занятий (конспекты), дневник педагогической практики.
Оформление портфолио педагогических достижений
и его презентация Подведение итогов практики
5
Всего
180
19
Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы практики
Таблица 2. Перечень видов работ производственной практики
Виды работ
Коды проверяемых результатов
ПК
ОК
Знакомятся с системой организации кружковой работы с детьми по различным направлениям для на базе образовательной организации;
ПК 1.2
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
7, ОК 8
Наблюдают за работой руководителя кружка
(студии, секции, клуба), изучают систему его работы
ПК 1.4;П.К1.5.
ОК 1, ОК 2, ОК 6,
Изучают состав детского коллектива, его психолого-педагогические особенности в целом, и каждого ученика в отдельности, планируют работу с учетом полученных результатов
ПК 1.1.ПК1.3.
ОК 9, ОК 10, ОК 11.
Осуществляют планирование работы кружка на определенный период (четверть, полугодие, год), планирование конкретных занятий (конспекты)
Самостоятельно разрабатывают и проводят отдельные виды занятий кружка (студии, секции, клуба):
ПК 1.2.ПК.1.3.
ОК2, ОК 3, ОК 5
Принимают участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, коллективных творческих дел кружка
ПК 1.3
ОК 1, ОК2
Осуществляют анализ и самоанализ деятельности
ПК.1.4, ПК.1.5
ОК.2, ОК.6, ОК.9
Ведут необходимую документацию обеспечивающую образовательный процесс, оформляют портфолио педагогических достижений
ПК 1.4;ПК.1.6.
ОК 2, ОК 4, ОК 5
20
Примерное содержание ПП.01.02 Практика по внеклассной работе
Таблица 3. Примерное содержание производственной практики
№
Содержание
практики
Музыкально –
педагогические задания
Руководитель,
учитель
Количество
часов
1
Установочная конференция: цель и задачи практики, необходимая документация
Оформление дневника практики, определение целей, задач практики, планирование работы на период практики
Зав. практикой, руководитель, педагог музыки, учитель
1 2
Методика проведения бесед о музыке и музыкантах
Разработка и проведение бесед о музыке и музыкантах по темам:
- Мое любимое музыкальное произведение;
- Мой любимый композитор;
- В мире музыкальных инструментов.
Анализ и самоанализ беседы.
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20 3
Методика проведения музыкально – дидактических игр
Разработка и проведение музыкально –дидактических игр:
-Ритмическая игра «ЭХО»,
-Музыкальное лото,
-Звуковая угадайка.
Анализ и самоанализ работы.
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20 4
Методика проведения музыкальных викторин
Разработка и проведение музыкальных викторин:
-Умники и умницы,
-Угадай мелодию
Анализ и самоанализ викторины.
Руководитель практики, учитель, практикант
20 5
Методика проведения музыкальных конкурсов
Разработка и проведение музыкального конкурса:
-Конкурс солистов;
-Конкурс вокальных ансамблей.
Анализ и самоанализ конкурса.
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20 6
7
Методика проведения внеклассных музыкальных занятий
Разработка и проведение внеклассного музыкального занятия:
-Музыка в жизни человека,
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20
21
-Природа в музыке,
-Музыкальный зоопарк,
-Юмор в музыке,
-Где живут нотки,
Красочные звуки сказки,
Анализ и самоанализ занятия.
8
Методика организации посещения концерта
(музыкального спектакля)
Организация посещения концерта:
-правила поведения в концертном зале,
-соблюдение правил ТБ при посещении театра,
-предварительная беседа,
-итоговая беседа.
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20 9
Методика организации и проведения музыкального праздника
Разработка и проведение праздника:
-Защитники земли русской,
-Любимый праздник бабушек и мам,
-Весенние мелодии,
-Песни Победы.
Анализ и самоанализ праздника.
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20 10 Методика организации и проведения фольклорного праздника
Разработка и проведение фольклорного праздника:
-Звучащий образ Родины,
-Масленица,
-Музыка Донского края.
Анализ и самоанализ праздника.
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
20 11 Музыкально – творческие проекты
Разработка, организация и представление собственного музыкально – творческого проекта.
Практикант
14 12 Оформление, представление и защита портфолио
1.Дневник педагогической практики,
2.Письменный отчет,
3.Аттестационный лист и характеристика,
4.Методический материал
Руководитель практики, педагог музыки, практикант
5
1 2 3 4
ВСЕГО
180
22
ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПП.01.02
Практика по внеклассной работе
1. Аттестационный лист.
2. Характеристика практиканта.
3. Дневник практики.
4. Отчет практиканта.
5. Учебно-методические и другие (фото, видео) материалы, подтверждающие практическую подготовку практиканта (ПОРТФОЛИО).
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия
- обоснование выбора целей и задач занятия;
- постановка диагностируемых и реалистичных целей и задач;
- обоснование выбора содержания и форм занятий;
- учет имеющихся для проведения занятий ресурсов
Проверка плана- конспекта занятий.
Презентация планов- конспектов музыкальных занятий
ПК 1.2
Организовывать и проводить занятия
- использование личностных и коммуникативных ресурсов для проведения занятия;
- соблюдение санитарно- гигиенических требований и техники безопасности при проведении занятия;
- владение содержанием занятия;
- использование технических и аудиовизуальных средств, наглядности
Наблюдение за проведением занятий
ПК 1.3
Демонстрировать владение музыкальной деятельностью
- обоснование выбора форм музыкальной работы в соответствии с возрастом и характеристиками детей группы;
- активизация воспитанников на разных этапах занятия
Наблюдение за проведением занятий
ПК 1.4 Оценивать процесс и результаты деятельности, занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы
- оценка заинтересованности и активности детей во время занятия;
- оценка результатов деятельности и достижения поставленной цели по количественным и качественным результатам
Презентация результатов и обратной связи на занятии
ПК 1.5
Анализировать
- самостоятельное выявление недостатков и допущенных ошибок;
Анализ занятия по предложенной схеме
23 занятия
- предложение путей их устранения;
- осуществление опора на результаты обратной связи;
- демонстрация адекватности и корректности самоанализа
ПК 1.6 Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс
- демонстрация наличия образцов основных видов документации деятельности образовательной организации – места практики;
- соблюдение правил орфографии и пунктуации при ведении документации;
- своевременное оформление документации
Проверка отчетной документации
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами в форме дифференцированного зачета.
Производственная практика ПП.01.03. ПРОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
1.Область применения программы
Производственная практика ПП.01.01 Практика по внеклассной работе (кружки, студии, секции) является частью профессионального модуля ПМ.01 Преподавание в области социально-педагогической деятельности, координации детского движения.
Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО.
1.1. Цель производственной практики:
формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций;
закрепление, расширение и углубление социально-педагогических, психолого- педагогических знаний и умений внеурочной работы: в кружках, студиях, секциях в начальной школе;
приобретение профессионального опыта внеурочной работы (секции, кружки, студии), оценка собственных профессиональных качеств
1.2. Задачи производственной практики:
1. практическое ознакомление обучающихся с вопросами организации и функционирования клубов, секций, кружков, студий;
2. углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися в процессе изучения учебных дисциплин социально-педагогического, психолого- педагогического профиля при исполнении обязанностей руководителя секции, кружка, клуба;
3. планирование внеурочных занятий (кружков, клубов, секций);
4. самостоятельное проведение занятий в кружках (студиях, секциях);
5. освоение методик анализа и самоанализа деятельности руководителя секции, кружка, клуба.
1.3. В процессе освоения программы практики обучающийся должен
иметь практический опыт:
24
проектирования образовательной среды;
формирования системы позитивных межличностных отношений между руководителем кружка и учащимися;
создания психологического климата в кружке, секции;
подачи важной информации;
организации исследования в профессиональной области;
социально-педагогического, психолого-педагогического консультирования;
активного обучения, развития, воспитания;
управления коллективом и отдельной личностью.
уметь:
ориентироваться в методической социально-педагогической, психолого- педагогической литературе,
квалифицированно решать психолого-педагогические задачи взаимодействия с детьми в ходе практики по внеклассной работе;
определять направление, цели и задачи деятельности;
составлять план работы кружка (студии, секции, клуба) на день, неделю, месяц, четверть;
общаться с детьми в ходе организации внеклассной работы, учитывая возраст детей, интересы, систему ценностей;
устанавливать, поддерживать конструктивные деловые отношения с детьми в ходе внеклассной деятельности;
создавать оптимальные условия для организации внеклассной работы по различным направлениям;
систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области социальной педагогики;
использовать ИКТ-технологии для совершенствования профессиональной деятельности с детьми;
организовывать внеклассную работу разных возрастных групп;
четко и ясно предъявлять педагогические требования к детям
1.4. Результат освоения программы производственной практики
Результатом освоения программы производственной практики станет, в том числе овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
- общие компетенции ОК 1 – ОК 11;
- профессиональные компетенции ПК 1.1 – 1.6.
25
Структура и содержание программы производственной практики
Таблица 1 Содержание производственной практики
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ) и тем
Виды работ
Объем часов
1
2
3
ПМ.01 Преподавание
в области социально-
педагогической
деятельности,
координации
детского движения
Подготовительный этап
Подготовка базы практики, согласование работы руководителей.
Установочная конференция:
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с программой практик, сроками проведения.
3. Составление индивидуального плана работы.
4. Знакомство с требованиями к отчетной документации.
5. Проверка готовности студентов к практике.
3
МДК.01.01
МДК.01.02
МДК.01.03
МДК.01.04
Основной этап
1. знакомство с системой организации кружковой работы по различным направлениям для младших школьников на базе образовательной организации;
2. наблюдение за работой руководителя кружка (студии, секции, клуба), изучение системы его работы;
3. изучение состава детского коллектива, диагностика его социально-педагогических, психолого- педагогических особенностей в целом, и каждого обучающегося в отдельности,
4. планирование работы с учетом диагностических результатов;
5. самостоятельная разработка и проведение отдельных видов занятий кружка (студии, секции, клуба);
6. принятие участия в подготовке и проведении массовых мероприятий, коллективных творческих дел кружка;
7. ведение документации: планирование работы кружка на определенный период (четверть, полугодие, год), планирование конкретных занятий (конспекты), дневник педагогической практики;
8. обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся в развитии их творческого потенциала;
9. способствование формированию творческой личности в различных видах деятельности через «ступени роста», созданию ситуации успеха;
10. анализ деятельности социальных педагогов, педагогов дополнительного образования в избранной области деятельности;
11. анализ социальных проектов творческих объединений в системе дополнительного образования детей;
12. разработка социальных проектов по направлению
173
26 деятельности учреждений ДОД;
13. знакомство с различными формами объединений в структуре УДО, изучают особенности их работы;
14. изучение методов, приемов и средств проведения кружка (студии, секции, клуба), а также способов руководства разными видами деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
15. наблюдение, организация и проведение кружкового занятия в организациях дополнительного образования;
16. знакомство и работа с методической литературой для отбора материала.
Итоговый этап
1. Обобщение результатов практики.
2. Оформление документации по итогам практики.
3. Подготовка и проведение итоговой конференции:
4
ВСЕГО:
180
Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы ПП.01.03
Пробные занятия
Таблица 2 Перечень видов работ производственной практики
Виды работ
Коды проверяемых результатов
ПК
ОК
знакомство с системой организации кружковой работы по различным направлениям для младших школьников на базе образовательной организации
ПК 1.5, ПК 1.6
ОК 1, ОК 4, ОК 6,
ОК 11 наблюдение за работой руководителя кружка (студии, секции, клуба), изучение системы его работы
ПК 1.4, ПК 1.5, ПК
1.6
ОК 1, ОК 6, ОК
10,
ОК 11 изучение состава детского коллектива, диагностика его социально-педагогических, психолого-педагогических особенностей в целом, и каждого обучающегося в отдельности
ПК 1.4, ПК 1.5, ПК
1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ОК 10, ОК 11 планирование работы с учетом диагностических результатов
ПК 1.1, ПК 1.3, ПК
1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 8,
ОК 9, самостоятельная разработка и проведение отдельных видов занятий кружка (студии, секции, клуба)
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК
1.3, ПК 1.4, ПК 1.5,
ПК 1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК 9,
ОК 10, ОК 11 принятие участия в подготовке и проведении массовых мероприятий, коллективных творческих дел кружка
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК
1.3, ПК 1.4, ПК 1.5,
ПК 1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК 9,
ОК 10, ОК 11 ведение документации: планирование работы кружка на определенный период (четверть, полугодие, год), планирование конкретных занятий (конспекты), дневник педагогической практики
ПК 1.1, ПК 1.6
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5,
ОК 8,