ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Установлено, что формирование комплексной чувствительности организма детей происходит в результате направленной двигательной деятельности ребенка. Оно включает в себя восприятие движений, кожно-мышечную чувствительность, представление движений, работу дистантных анализаторов (зрения, слуха).
Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности.
Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполнения двигательных действий, умение выполнять их правильно и осознанно. Они повышают функциональные возможности организма; развивают познавательные, волевые, эстетические, нравственные качества личности, способствуют познанию собственного тела, обеспечивают ориентировку в пространстве и во времени, осуществление целенаправленной деятельности в соответствии с окружающими условиями. Выполнение основных движений гармонизирует отношения с окружающим миром, является ступенью в познании и формировании двигательной культуры.
Основные движения делятся на циклические и ациклические. Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим относятся: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т. п. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относятся метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.
Основные движения формируются постепенно с первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н.А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательности основных движений повторяет путь, который прошло человечество в ходе эволюции.
3. Упражнения в равновесии, методика обучения
Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие – способность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.
Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для дошкольников очевидна. Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Всякое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения.
Различают упражнения статического и динамического характера.
Статическое равновесие – это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в ОРУ: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.
Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.
Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движения.
Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).
Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.
Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.
Интересно сочетание в одном задании динамической и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом – пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).
Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.
Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны учителя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела.
На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.
Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать, возможно, большую их самостоятельность.
Равновесие совершенствуется не только средствами гимнастики. Огромные возможности для развития этого качества заложены в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).
Принципиально важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно.
4. Упражнения в метании и ловле, методика обучения
Метание – технически сложное движение, выполнение которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.
По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию – катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала – шишек, каштанов, прутиков, палочек, снежков и др.
Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможностью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных формах работы – на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в разных формах активного отдыха.
Каждое упражнение способствует появлению специфических навыков, которые потом аккумулируются в метании.
Катание мячей и других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой. При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Учитель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.
В катании с попаданием в цель удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отставленная в сторону, должна опираться на всю студию – такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.
При броске мяча об пол и ловле самым важным и понятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимулирующие ориентиры различны: выше головы, выше натянутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше столбика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и усложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем – слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.
Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесообразно обращать внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движения выполняются слитно.
Школьники должны постепенно освоить разные способы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, одной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоциональный микроклимат.
Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.
Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.
Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ведения мяча.
Все названные упражнения, каждое по-своему, формируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считаются простыми, потому, что выполняются преимущественно рукой под контролем зрения.
Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для метания используют разные предметы - обручи, ящики, корзины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.
Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Установлено, что формирование комплексной чувствительности организма детей происходит в результате направленной двигательной деятельности ребенка. Оно включает в себя восприятие движений, кожно-мышечную чувствительность, представление движений, работу дистантных анализаторов (зрения, слуха).
Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности.
Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполнения двигательных действий, умение выполнять их правильно и осознанно. Они повышают функциональные возможности организма; развивают познавательные, волевые, эстетические, нравственные качества личности, способствуют познанию собственного тела, обеспечивают ориентировку в пространстве и во времени, осуществление целенаправленной деятельности в соответствии с окружающими условиями. Выполнение основных движений гармонизирует отношения с окружающим миром, является ступенью в познании и формировании двигательной культуры.
Основные движения делятся на циклические и ациклические. Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим относятся: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т. п. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относятся метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.
Основные движения формируются постепенно с первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н.А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательности основных движений повторяет путь, который прошло человечество в ходе эволюции.
3. Упражнения в равновесии, методика обучения
Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие – способность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.
Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для дошкольников очевидна. Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Всякое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения.
Различают упражнения статического и динамического характера.
Статическое равновесие – это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в ОРУ: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.
Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.
Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движения.
Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).
Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.
Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.
Интересно сочетание в одном задании динамической и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом – пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).
Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.
Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны учителя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела.
На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.
Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать, возможно, большую их самостоятельность.
Равновесие совершенствуется не только средствами гимнастики. Огромные возможности для развития этого качества заложены в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).
Принципиально важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно.
4. Упражнения в метании и ловле, методика обучения
Метание – технически сложное движение, выполнение которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.
По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию – катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала – шишек, каштанов, прутиков, палочек, снежков и др.
Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможностью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных формах работы – на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в разных формах активного отдыха.
Каждое упражнение способствует появлению специфических навыков, которые потом аккумулируются в метании.
Катание мячей и других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой. При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Учитель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.
В катании с попаданием в цель удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отставленная в сторону, должна опираться на всю студию – такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.
При броске мяча об пол и ловле самым важным и понятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимулирующие ориентиры различны: выше головы, выше натянутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше столбика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и усложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем – слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.
Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесообразно обращать внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движения выполняются слитно.
Школьники должны постепенно освоить разные способы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, одной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоциональный микроклимат.
Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.
Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.
Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ведения мяча.
Все названные упражнения, каждое по-своему, формируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считаются простыми, потому, что выполняются преимущественно рукой под контролем зрения.
Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для метания используют разные предметы - обручи, ящики, корзины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.